город Воронеж |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А35-7581/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Яркиной В.С.: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Администрации города Курска в лице департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Яркиной Валентины Сергеевны (правовопреемник Яркина М.А.) на решение Арбитражного суда Курской области от 09.12.2019 по делу N А35-7581/2019 по исковому заявлению Администрации города Курска в лице департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска к индивидуальному предпринимателю Яркину Михаилу Александровичу о взыскании (возврате суммы субсидии) в размере 294201,00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Курска в лице Департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска обратилась в Арбитражный суд Курской области с иском к индивидуальному предпринимателю Яркину Михаилу Александровичу (далее - ИП Яркин М.А., предприниматель) о взыскании (возврате суммы субсидии) в размере 294201,00 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.12.2019 по делу N А35-7581/2019 требования удовлетворены в полном объеме.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, предприниматель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 09.12.2019 по делу N А35-7581/2019 как принятое с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе предприниматель указал на то, что заявленную при регистрации предпринимательскую деятельность в соответствии с кодом ОКВЭД 14.11 не прекращал, поскольку прекращение заявленной деятельности должно сопровождаться соответствующим заявлением в регистрирующий орган. Также в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о сокращении рабочих мест ИП Яркиным или данных о продаже купленного на предоставленную субсидию оборудования. Приобретенное ранее оборудование на предоставленную субсидию располагалось по адресу: г. Курск, ул. Тускарная, 33 "Г", а перемещено по адресу: Курская область, Курский район, пос. Маршала Жукова, 3 квартал, д. 7, кв. 1 (по месту жительства ответчика), поскольку для дальнейшего продолжения заявленной деятельности требовалось время для размещения рабочих мест и наладки оборудования.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд был уведомлен о смерти Яркина М.А., что подтверждается свидетельством о смерти, выданным отделом записи актов гражданского состояния отделом ЗАГСа Администрации Курского района Курской области от 04.03.2020.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 производство по делу N А35-7581/2019 было приостановлено до определения правопреемника Яркина Михаила Александровича.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 производство по делу возобновлено.
Судом апелляционной инстанции было установлено, что в связи со смертью 26.02.2020 Яркина Михаила Александровича Яркиной Валентиной Сергеевной 02.06.2020 нотариусу Курского районного нотариального округа Курской области Трепициной Ольге Николаевне было подано заявление о принятии наследства по факт смерти супруга. В результате заведено нотариальное дело N 103/2020, регистрированное в книге учета наследственных дел за N 420.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку Яркина Валентина Сергеевна в установленном законом порядке обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, то в соответствии с пунктом 1 статьи 1153 ГК РФ она является принявшей наследство.
Оценив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждаются основания для процессуального правопреемства в связи со смертью Яркина Михаила Александровича.
Таким образом, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, установив правопреемство в материальном правоотношении, определением от 28.09.2021 произвел замену ответчика по делу N А35-7581/2019 с индивидуального предпринимателя Яркина Михаила Александровича на Яркину Валентину Сергеевну.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 АПК РФ в их отсутствие.
В суд апелляционной инстанции через канцелярию суда от нотариуса Трепициной О.Н. поступил ответ на запрос от 28.09.2021.
Апелляционная коллегия, на основании ст.ст.159, 184, 266 АПК РФ, приобщила к материалам дела ответ на запрос от 28.09.2021.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Яркина Михаила Александровича являлось производство одежды из кожи (14.11).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственный бизнес, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела, утвержденным постановлением Администрации города Курска от 27.12.2013 N 4770 (далее - Порядок), в рамках реализации мероприятий муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017-2020 годы", утвержденной постановлением Администрации города Курска от 17.10.2016 N 3291, Администрация города Курска осуществляет предоставление субсидий из бюджета города Курска субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственный бизнес, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела.
В соответствии с протоколом N 39 от 9 ноября 2018 года комиссией по рассмотрению документов для предоставления субсидий из бюджета города Курска было принято решение о предоставлении ИП Яркину М.А. из бюджета города Курска субсидии в размере 294201,00 руб. на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела, по заявленному виду предпринимательской деятельности согласно ОКВЭД 14.11 - производство одежды из кожи, по месту осуществления хозяйственной деятельности: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 25, нежилые помещения, площадью 28.5 кв. м и 28.1 кв. м, арендуемые у муниципального казенного учреждения "Курский городской бизнес-инкубатор "Перспектива".
На основании решения комиссии 12.11.2018 между Администрацией города Курска в лице директора Департамента Ветрова Андрея Владимировича и ИП Яркиным Михаилом Александровичем был заключен договор N 96 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственный бизнес, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела, согласно которому 23.11.2018 на расчетный счет ИП Яркина М.А. были перечислены денежные средства, направленные на возмещение затрат, связанных с организацией и ведением дела (субсидия) в размере 294201,00 руб. (платежное поручение N 482168 от 23.11.2018).
В целях обеспечения контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии 14.12.2018 в адрес Департамента ИП Яркиным М.А. было направлено письмо N 1 о том, что оборудование (основные средства), на затраты на приобретение которого была предоставлена субсидия из бюджета города Курска, перемещено и находится по адресу: г. Курск, ул. Тускарная, 33 "Г".
Между тем, в мае 2019 года в ходе рассмотрения представления прокурора города Курска об устранении бюджетного законодательства от 30.04.2019 N 83-2019 Департаментом было установлено, что ИП Яркин М.А. 30.04.2019 перевез вышеуказанное оборудование (основные средства) по адресу своего проживания: Курская область, Курский район, пос. Маршала Жукова, 3 квартал, д. 7, кв. 1, где фактически предпринимательскую деятельность по основному направлению предпринимательской деятельности заявленному для субсидирования согласно ОКВЭД 14.11 - производство одежды из кожи, не осуществлял.
Для подтверждения вышеуказанных фактов 03.06.2019 сотрудниками Департамента было осуществлено выездное обследование места осуществления хозяйственной деятельности ИП Яркина М.А. по адресу, указанному в письме N 1 от 14.12.2018: г. Курск, ул. Тускарная, д. 33 "Г", в результате которого было установлено, что ИП Яркин М.А. не осуществляет предпринимательскую деятельность по указанному адресу с апреля 2019 года, оборудование, на возмещение затрат на приобретение которого предоставлена субсидия по указанному адресу отсутствует, о чем был составлен соответствующий акт.
В связи с чем Департаментом установлено нарушение ответчиком условий Договора в части несоблюдения условий предоставления субсидии, предусмотренных разделами 5, 6 Порядка.
В связи с чем 03.06.2019 в адрес ИП Яркина М.А. Департаментом направлено уведомление с требованием возврата суммы субсидии и об одностороннем отказе от исполнения Договора в связи с нарушением предпринимателем существенных условий Договора.
Согласно пункту 3.3 Договора в случае неисполнения получателем субсидии обязательств по Договору, в том числе несоблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии Администрация города Курска имеет право потребовать возврата субсидии полностью.
Получатель субсидии обязан возвратить сумму субсидии в полном объеме в течение 20 рабочих дней с момента получения требования о возврате субсидии (п. 3.4 Договора и пунктом 6.2 Порядка).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (N 30500036010857) на официальном сайте почты России (www.pochta.ru) уведомление получено адресатом 24.06.2019.
Поскольку денежные средства от ИП Яркина М.А. на расчетный счет Администрации города Курска не поступали, истец обратился в арбитражный суд с рассмотренным иском.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, указал, что представленные в материалы дела доказательства не позволяют прийти к выводу о том, что ответчиком после получения субсидии были совершены все необходимые действия для соблюдения условия предоставленной поддержки, а полученные ответчиком денежные средства были использованы с учетом заявления ответчика на участие, а также положений соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с предоставлением средств поддержки. Ответчиком не доказано, что им приняты достаточные меры по освоению субсидии с учетом целей, предусмотренных договором от 12.11.2018 N 96. В связи с чем суд пришел к выводу об обоснованности расторжения истцом договора от 12.11.2018 N 96 необходимости возврата предоставленной ранее субсидии в полном объеме.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По требованиям пункта 1 части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из положений статей 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.
Исходя из статей 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства из бюджета выделяются посредством бюджетных ассигнований, в том числе на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии, в том числе индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение.
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
В силу подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Администрации города Курска Курской области от 27.12.2013 N 4770 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого или среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка предоставления субсидий субъектам малого или среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации города Курска Курской области от 27.12.2013 N 4770, субсидия подлежит возврату в бюджет города Курска в случае:
- установления в ходе проверок фактов представления недостоверных сведений, несоблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии (в ред. постановления Администрации г. Курска от 08.08.2016 N 2661);
- прекращения получателем субсидии заявленного вида предпринимательской деятельности в течение года со дня получения субсидии;
- сокращения получателем субсидии дополнительных рабочих мест, созданных в рамках реализации бизнес-плана (абзац введен постановлением Администрации г. Курска от 08.08.2016 N 2661);
- продажи основных средств на возмещение затрат, на приобретение которых была предоставлена субсидия, или установления факта их отсутствия по месту осуществления хозяйственной деятельности, до истечения 12 месяцев с даты ее предоставления (абзац введен постановлением Администрации г. Курска от 08.08.2016 N 2661).
Материалами дела подтверждается предоставление ИП Яркину М.А. из бюджета города Курска субсидии в размере 294201,00 руб. на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела, по заявленному виду предпринимательской деятельности согласно ОКВЭД 14.11 - производство одежды из кожи, по месту осуществления хозяйственной деятельности: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 25, нежилые помещения, площадью 28.5 кв. м и 28.1 кв. м, арендуемые у муниципального казенного учреждения "Курский городской бизнес-инкубатор "Перспектива".
Факт предоставления ответчику субсидии в размере 294201,00 руб. по договору N 96 подтвержден платежным поручением от 23.11.2018 N 482168.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора от 12.11.2018 N 96 субсидия предоставляется на возмещение части затрат, связанных с организацией и ведением дела.
Согласно п. 2.4 Договора от 12.11.2018 N 96 Департамент и контрольно-ревизионное управление г. Курска осуществляют контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии из бюджета муниципального образования "Город Курск" на оплату части затрат, связанных с организацией и ведением дела.
В силу п. 2.5 Договора от 12.11.2018 N 96 получатель субсидии в течение года со дня получения субсидии ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Департамент информацию о показателях социально-экономического эффекта деятельности по форме (приложение 1 к договору).
Согласно пункту 3.3 Договора от 12.11.2018 N 96 в случае неисполнения получателем субсидии обязательств по Договору, в том числе несоблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии Администрация города Курска имеет право потребовать возврата субсидии полностью.
Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, а также использование средств с нарушением условий их получения.
Подписав договор о предоставлении субсидии от 12.11.2018, ответчик принял на себя обязательства использовать полученные средства по целевому назначению, на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела: производство одежды из кожи (ОКВЭД - 14.11).
При этом, в ходе рассмотрения представления прокурора города Курска об устранении бюджетного законодательства от 30.04.2019 N 83-2019 Департаментом было установлено, что ИП Яркин М.А. фактически предпринимательскую деятельность по основному направлению предпринимательской деятельности, заявленному для субсидирования согласно ОКВЭД 14.11: производство одежды из кожи, не осуществляет.
Из объяснений сына Яркина М.А. - Яркина Сергея Михайловича от 20.05.2019 следует, что фактически ИП Яркиным М.А. отшивались футболки, спортивные костюмы и постельное белье из текстиля.
Также сын Яркина С.М. пояснил, что 31.12.2018 договор N 104 аренды имущества муниципальной собственности города Курска - помещений площадью 28,5 кв.м. и 28,1 кв.м. по ул. Дзержинского, д. 25, г. Курск, заключенный 13.07.2018 между ИП Яркиным М.А. и МКУ "Курский городской бизнес-инкубатор "Перспектива"", был расторгнут по инициативе ИП Яркина М.А. Швейное оборудование было перевезено в помещение, находящееся по адресу: г. Курск, ул. Тускарная, д. 33 Г. Данное помещение было арендовано ИП Яркиным М.А. у физического лица Рыльева В.Ю. на период с 01.01.2019 по 30.04.2019. Однако, поскольку Рыльев В.Ю. не выдавал квитанции об оплате ему арендных платежей, ИП Яркин М.А. принял решение о переезде в новое помещение.
30.04.2019 ИП Яркин М.А. перевез вышеуказанное швейное оборудование по адресу своего места жительства - Курская область, Курский район, пос. Маршала Жукова, 3 квартал, д. 7, кв. 1, где деятельность фактически ИП Яркиным М.А. не осуществляется.
По состоянию на 20.05.2019 помещение для осуществления деятельности ИП Яркиным М.А. не найдено, договор аренды помещения не заключен.
В настоящее время ИП Яркиным М.А. открыт новый вид деятельности -транспортные услуги, в связи с чем им в настоящее время осуществляется транспортировка диализных пациентов в медицинские учреждения согласно четырем государственных контрактам.
Таким образом, сын Яркина М.А. - Яркин С.М. подтвердил, что деятельность согласно ОКВЭД 14.11 - производство одежды из кожи, по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 25, нежилые помещения, площадью 28.5 кв. м и 28.1 кв. м получателем субсидии не ведется.
Указанные пояснения соотносятся с данными обследования, проведенного 03.06.2019 сотрудниками Департамента было по месту осуществления хозяйственной деятельности ИП Яркина М.А. по адресу, указанному в письме N 1 от 14.12.2018: г. Курск, ул. Тускарная, д. 33 "Г", в результате которого было установлено, что ИП Яркин М.А. не осуществляет предпринимательскую деятельность по указанному адресу с апреля 2019 года, оборудование, на возмещение затрат на приобретение которого предоставлена субсидия по указанному адресу отсутствует, о чем был составлен соответствующий акт.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что предприниматель не прекращал осуществлять деятельность ОКВЭД 14.11, отклоняется как противоречащая материалам дела.
В материалы дела представлен акт обследования места осуществления хозяйственной деятельности ИП Яркина М.А. от 03.06.2019, из которого следует, что оборудование, на возмещение затрат на приобретение которого предоставлена субсидия, по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 25 также отсутствует.
Доказательств ведения деятельности по согласованному направлению - производство одежды из кожи на территории города Курска, на возмещение части понесенных затрат по которому была предоставлена субсидия, а материалы дела не представлено.
Ответчиком не доказано, что им приняты достаточные меры по освоению субсидии с учетом целей, предусмотренных Договором от 12.11.2018 N 96 - организация и ведение дела по производству одежды.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан верный вывод, что ИП Яркиным М.А. были нарушены условия Договора в части несоблюдения условий предоставления субсидии, предусмотренных разделами 5, 6 Порядка, а именно: прекращение заявленного вида предпринимательской деятельности в течение года со дня получения субсидии и отсутствие оборудования (основных средств), на возмещение затрат, на приобретение которых была предоставлена субсидия, по месту осуществления хозяйственной деятельности, до истечения 12 месяцев с даты ее предоставления.
В п. 3.5 Договора от 12.11.2018 N 96 установлено, что в случае неисполнения получателем субсидии обязательств по настоящему договору он может быть расторгнут Администрацией города Курска в порядке, установленном статьей 450 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с пунктами 6.2 - 6.4 Порядка в случае выявления фактов предоставления недостоверных сведений или нарушения условий договора Департамент в течение 20 рабочих дней уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата полученных средств и об одностороннем отказе от исполнения Договора в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Получатель субсидии в течение 20 рабочих дней с даты получения письменного уведомления о возврате субсидии обязан вернуть средства в полном объеме на расчетный счет Администрации города Курска.
Направленное в адрес ответчика письменное уведомление о возврате в доход бюджета денежных средств в размере 294201,00 руб., а также об одностороннем отказе от исполнения Договора согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 30500036010857 получено адресатом 24.06.2019.
Какие-либо возражения относительно направленного ответчику уведомления в адрес истца не поступали. Таким образом, договор от 12.11.2018 N 96 расторгнут на основании п. 3.5 договора.
Поскольку получателем субсидии допущено несоблюдение условий целей предоставления субсидий, не достигнут социально-экономический эффект деятельности, которая фактически не ведется, в силу положений п.3.4. договора и п.6.2 Порядка при отказе от исполнения договора получатель субсидии должен возвратить сумму субсидии в полном объеме.
Доказательств добровольного возврата ответчиком средств субсидии в сумме 294201,00 руб. в материалы дела не представлено.
На основании изложенного исковые требования правомерно удовлетворены судом области в полном объеме.
В пп. 60, 62 и 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
Согласно пункту 2 статьи 367 Гражданского кодекса поручитель наследодателя становится поручителем наследника лишь в случае, если поручителем было дано согласие отвечать за неисполнение обязательств наследниками.
При этом, судебная коллегия отмечает, что в случае смерти должника - заемщика и при наличии наследников и наследственного имущества взыскание кредитной задолженности возможно с поручителя в пределах стоимости наследственного имущества (Определение Верховного суда РФ от 28 ноября 2017 г. N 25-КГ17-33).
В рассматриваемом случае спорные правоотношения допускают факт правопреемства в связи со смертью Яркина М.А.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 09.12.2019 по делу N А35-7581/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Яркиной Валентины Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7581/2019
Истец: Администрация города Курска в лице департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска
Ответчик: ИП Яркин Михаил Александрович