г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А56-36544/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28462/2021) апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2021 по делу N А56-36544/2021(судья Шпачев Е.В.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги" железная дорога
к ООО "Трансойл"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, г. Москва, ул. Басманная нов., д. 2, ОГРН: 1037739877295, (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансойл", адрес: 197046, г. Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 18, лит. А, пом. 309, ОГРН 1037835069986, (далее - ответчик, ООО "Трансойл") о взыскании 16 404 руб. платы за простой вагонов на путях общего пользования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 05.07.2021 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, к спорным правоотношениям применяются нормы Устава железнодорожного транспорта и Тарифного руководства по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования вне перевозочного процесса, что является основанием для применения общего срока исковой давности.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ООО "Трансойл" заключены договоры на перевозку порожних вагонов N N 51140150, 53993408, 51539492, 51061919, 53903761, 57145757, 50627371, 50606335, 5068835, 51492957, 57144586, 51388155, 50746676, 50503002, 501184159 до станции Новокуйбышевская в адрес АО "РН-Транс", что подтверждается транспортными железнодорожными накладными NN ЭЧ749565, ЭЧ584694, ЭЧ584929, ЭЧ770197, ЭЧ411931.
По прибытию на станцию назначения грузополучатель (АО "РН-Транс") отказался от приема порожних вагонов по причине непригодности их в коммерческом отношении, что соответствует статье 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав) и подтверждается актами общей формы.
В соответствии со статьей 39 Устава по накопительной ведомости от 20.02.2020 за период 3 - 7 февраля 2020 ответчику, как грузоотправителю начислена плата за несвязанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 16 404 руб.
Направленная истцом в адрес ответчика 17.03.2020 претензия с требованием оплатить задолженность, оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из пропуска истцом специального срока исковой давности.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Понятие исковой давности как срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено, введено в гражданское законодательство для обеспечения стабильности гражданского оборота и защиты прав и законных интересов его участников (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
В течение этого срока суд обязан предоставить защиту указанному лицу.
Суд может предоставить защиту и по истечении срока исковой давности, но только в случае, если противная сторона до вынесения решения не заявит о его пропуске. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является достаточным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
В силу содержания статей 196 и 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года, течение которого начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (статья 197 ГК РФ).
В соответствии со статьей 797 поименованного Кодекса срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Положения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) регулируют отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
При этом действие Устава железнодорожного транспорта распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Статьей 126 УЖТ РФ установлено, что иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа;
иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.
Судом установлено, что истцом заявлено требование о взыскании платы за простой вагонов, расположенных на путях общего пользования. Указанное требование входит в состав начально-конечных операций по перевозке груза, что, вопреки позиции подателя жалобы, непосредственно связано с перевозочным процессом.
Следовательно, в данном случае событием, с которым закон связывает начало течения срока исковой давности, является факт простоя вагонов ООО "Трансойл" на путях общего пользования, который подтвержден актами общей формы. Из приложенных к иску актов общей формы следует, что самый поздний из них составлен 07.02.2020.
Иск подан в арбитражный суд 23.04.2021, то есть с учетом соблюдения истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора, за пределами срока исковой давности, о применении которого заявило общество "Трансойл" как сторона в споре.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске (статья 199 ГК РФ).
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, к спорным правоотношениям подлежит применению общих трехгодичный срок исковой давности, признаются несостоятельными, так как правоотношения по эксплуатации железнодорожного пути общего пользования по характеру относятся к перевозочным, регулируются нормами УЖТ РФ, а, следовательно, согласно статье 797 ГК РФ на них распространяются предусмотренные уставом специальные сроки предъявления исков и порядок исчисления сроков.
Ссылки подателя жалобы на статью 15 ГК РФ не могут рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего правовое значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку применение правил о взыскании убытков не изменяет правовой природы обязательств, возникших между сторонами (обязательства из договора перевозки), и не освобождает истца от необходимости обращения в суд в установленный законом сокращенный срок исковой давности.
Доводы истца о том, что договоры перевозки были завершены, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Договор перевозки начинается принятием груза и прекращается его выдачей в пункте назначения (пункт 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.1998 N 32).
В рассматриваемом случае порожние вагоны не были выданы грузополучателю (АО "РН-Транс"), так как он от них отказался в порядке статьи 36 УЖТ, что истец в апелляционной жалобе признает.
В рассматриваемом случае перевозочный процесс завершен не был; вагоны простаивали на железнодорожных путях общего пользования, так как у ответчика было время распорядиться такими вагонами в течение трех суток с момента получения уведомления об отказе от их приема (часть 7 статьи 36 Устава железнодорожного транспорта).
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2021 по делу N А56-36544/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36544/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Трансойл"