г. Вологда |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А05-10754/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Шадриной А.Н. В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2021 года по делу N А05-10754/2020,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (ОГРН 1022900521071, ИНН 2928001265; адрес: 163025, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Постышева, д. 26; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемого в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, N 2467 от 06.07.2020, путем понуждения ответчика заключить данный договор на предложенных Обществом условиях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство).
Решением суда от 17 сентября 2021 года разногласия, возникшие между сторонами при заключении спорного договора, урегулированы в следующей редакции:
пункт 2.1 договора изложен в редакции ответчика: "Арендная плата по настоящему Договору составляет 2 765 069,76 руб. в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы приводится в приложении N 4 к настоящему Договору.".
Пункт 2.3 договора изложен в следующей редакции: "Начисление арендной платы осуществляется с даты регистрации настоящего Договора, в соответствии с пунктами 1(1) и 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".";
подпункт "а" пункта 5.5 договора изложен в редакции ответчика: "нарушение Арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;";
абзац 7 приложения 4 договора изложен в следующей редакции:
"В течение 5 (пяти) лет с даты распоряжения министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 01.04.2019 N 345р "О завершении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска ул. Родионова 25" (с 01.04.2019 по 31.03.2024) при определении минимального размера арендной платы, к сложившейся ставке платы за единицу объема лесных ресурсов (объема лесопользования), применяется понижающий коэффициент - 0,5, в соответствии с требованиями пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности";
абзац 8 приложения 4 договора исключен;
абзац 9 приложения 4 изложен в следующей редакции: "После окончания периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5 по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.";
таблицу приложения 4 договора и таблица приложения 5 договора изложены в редакции ответчика. Этим же решением суда с Министерства в пользу Общества взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части урегулирования разногласий по пункту 2.3 договора, абзацу седьмому приложения 4 к договору, изложив их в редакции ответчика. В обоснование заявленных требований ссылается на несогласие с выводом суда о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) не определяет момент, с которого начисляется арендная плата. По мнению апеллянта, расчет арендной платы с даты заключения договора не ухудшает положение арендатора, напротив, позволяет получить больший объем древесины к рубке в год подписания договора. Также считает, что срок применения льготного пятилетнего периода начисления арендной платы следует исчислять с 19.06.2019 - даты издания Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) приказа N 2116 о завершении инвестиционного проекта Общества. Законодатель связывает возникновение права на применение понижающего коэффициента у арендатора с вводом в эксплуатацию всех лесоперерабатывающих мощностей, предусмотренных приоритетным инвестиционным проектом в области освоения лесов, четкого момента начала применения понижающего коэффициента не установлено. Минпромторг России полномочен как принять решение о включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов (пункт 22 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Положение N 190)), так и принять решение о его завершении. В случае отказа Минпромторга России о признании инвестиционного проекта завершенным, будет отменено распоряжение инвестиционного органа, вопрос о понижающем коэффициенте будет подлежать пересмотру. Предложенная Министерством редакция не ухудшает права Общества. Считает, что суд не учел решение суда по делу N А05-7302/2020.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Третье лицо в отзыве поддержало доводы Министерства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано Министерством в части и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ и пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы сторон, проверив судебный акт в пределах доводов и требований апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства от 18.05.2017 N 745р утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска ул. Родионова 25", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов, со следующими параметрами инвестиционного проекта: общий объем инвестиций 4199,1 млн. руб.; срок реализации инвестиционного проекта - с 2015 по 2018 годы, срок окупаемости инвестиционного проекта - 10 лет.
Указанным распоряжением также утвержден перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков.
Приказом Минпромторга России от 05.07.2017 N 2150 инвестиционный проект Общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Распоряжением Министерства от 17.03.2020 N 273р изложенный в распоряжении от 18.05.2017 N 745р перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков изложены в новой редакции. Графиком предусматривается ежеквартальное заключение в период с 2-го квартала 2018 года по 1-й квартал 2025 года договоров аренды лесных участков общей площадью 2 434 652,9 га с общим ежегодным объемом использования лесов 2077,9 тыс. куб. м.
Министерством 06.07.2020 издано распоряжение N 793р, в соответствии с которым Обществу предоставлен в аренду сроком на 49 лет лесной участок в целях заготовки древесины для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, площадью 27748,6641 га (по данным государственного лесного реестра - 26260,0 га); местоположением: муниципальное образование "Шенкурский муниципальный район Архангельской области", Шенкурское лесничество.
Во исполнение указанного распоряжения в адрес Общества направлен договор аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемый в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 06.07.2020 N 2467, предусматривающий предоставление Обществу во временное пользование сроком на 49 лет в целях заготовки древесины лесного участка площадью 27748,6641 га, местоположением: Архангельская обл., Шенкурский р-н, Шенкурское лесничество, Боровское участковое лесничество (уч-к СПК им. Ленина), кварталы 5, 9, 14-17, 22, 31, 33, 34, 37-43, 45, 47, 48, 53-57, 62, 64, 69; Шелашское участковое лесничество (уч-к СПК Паденьгский), кварталы 20-22, 24, 25; Ровдинское участковое лесничество (уч-к СПК Суландский), кварталы 47, 49, 51, 70-74, 77-79, 83-90, 93, 107, 110, 115, 120, 121; Ледское участковое лесничество (уч-к АО Шеговары), кварталы 9, 14, 17-19, 24-27, 3,39, 41, 42, 61, 64-66; Боровское участковое лесничество (уч-к ТОО Шипуновское), кварталы 4, 5, 15, 28, 29, 34, 35, 37; Боровское участковое лесничество (уч-к ТОО Романовское), кварталы 40, 45, 46, 50-53, 56-60, 66.
Договор Общество подписало с протоколом разногласий от 28.07.2020, в котором предложило свою редакцию пункта 2.1, пункта 2,3, подпункта "а" пункта 5.5, абзацев 7, 8, 9 приложения 4, таблицы приложения 4, таблицы приложения 5.
Министерство с предложенными Обществом условиями не согласилось, в протоколе урегулирования разногласий от 25.08.2020 изложило спорные положения договора в первоначально предложенной редакции.
В целях урегулирования разногласий по договору Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора.
Министерство не согласилось с решением суда в части урегулирования разногласий по пункту 2.3 договора, абзацу седьмому приложения 4 к договору; считает, что начисление арендной платы следует осуществлять с даты заключения договора, а применение льготного периода начисления арендной платы - со дня принятия приказа Минпромторга России от 19.06.2019 N 2116 о завершении инвестиционного проекта Общества.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части ввиду следующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направивший оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В статье 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 2 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов.
Согласно пункту 25 Положения N 190 включение инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является основанием для заключения заинтересованным органом, а в случае, предусмотренном пунктом 16 того же Положения, - соответствующими уполномоченными органами в области освоения лесов договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 19 Положения.
Как правомерно указал суд первой инстанции, договор аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, и соглашения к нему обязательны для заключения ответчиком, поскольку лесной участок по данному договору предоставляется истцу в целях реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных в области освоения лесов.
Из материалов дела видно, что стороны не пришли к соглашению по следующим условиям договора от 06.07.2020 N 2467 аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемого в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов: пункты 2.1, 2.3, подпункт "а" пункта 5, абзацы седьмой-девятый приложения 4, таблица приложения 4, таблица приложения 5.
Суд первой инстанции урегулировал возникшие между сторонами разногласия, изложив пункт 2.1, подпункт "а" пункта 5, таблицы приложений 4, 5 договора в редакции ответчика, пункт 2.3, абзацы седьмой и девятый приложения 4 договора в новой редакции, абзац 8 приложения 4 договора исключив.
Доводы Министерства о несогласии с принятой судом редакцией пункта 2.3 договора не принимаются апелляционным судом.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами статей 433, 609, 615 ГК РФ, статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 88, 89, 92 ЛК РФ, приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", учитывая условия пунктов 3.3, 6.1 договора аренды, правомерно указал, что в случае отсутствия зарегистрированного договора аренды, подтверждающего исходя из пункта 3 статьи 433 РФ для всех третьих лиц (в данном случае органов государственной власти) право пользования Обществом лесным участком, невозможно проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов и соответственно невозможно в силу законодательных ограничений использование лесного участка (без наличия проекта освоения лесов и лесной декларации рубка лесных насаждений будет являться незаконной, что влечет за собой определенные правовые последствия для Арендатора).
Судом также учтено, что пунктом 2.3 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542, предусмотрено, что обязательство по оплате арендной платы, установленной пунктом 2.1 договора, возникает у арендатора с даты государственной регистрации договора и прекращается с даты возврата арендатором лесного участка, оформленного соответствующим актом приема-передачи; в первый и последний год действия договора арендная плата рассчитывается исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году.
Аналогичное содержание пункта 2.3 Типового договора содержалось в приказе Минприроды России от 20 декабря 2017 года N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков".
Не соглашаясь с предложенной Министерством со ссылкой на Постановление N 310 редакцией пункта 2.3 договора, суд обоснованно указал, что названное Постановление является специальным лишь в части определения порядка расчета размера арендной платы, а не определения момента, с которого начисляется арендная плата, в пункте 1(1) Постановления N 310 не содержится ссылок о том, с какого момента производится начислении арендной платы.
Момент начала начисления арендной платы по договору аренды лесного участка должен определяться в соответствии с требованиями лесного, земельного, гражданского законодательства и установленных ограничений по использованию лесных участков.
Если исходить из позиции Министерства, оно вправе начислять арендную плату с даты подписания договора, однако согласно условиям договора он считается действующим с даты регистрации.
Соответственно, предлагаемая ответчиком редакция пункта 2.3 договора противоречит иным условиям договора аренды N 2467 и создает неопределенность во взаимоотношениях сторон.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что условия договора аренды лесного участка, заключаемого в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов должны соответствовать типовым формам, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542, в том числе в части определения начала начисления арендной платы. Указание на то, что арендная плата подлежит начислению с даты государственной регистрации договора аренды Постановлению N 310 не противоречит.
Доводы Министерства, изложенные в жалобе, относительно несогласия с принятой судом редакцией абзаца седьмого приложения 4 пункта 1.2 соглашения, также отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. В частности, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Как указал суд первой инстанции, исходя из указанных норм, размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому сторонами без проведения торгов, относится к категории регулируемых цен.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N 537, действовавшей на момент включения инвестиционного проекта Общества в перечень приоритетных инвестиционных проектов, установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 в действующей с 08.03.2018 редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным тем же постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение: 3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. руб.; 5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. руб., но не более 5 млрд. руб.; 7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. руб., но не более 20 млрд. руб.; 10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. руб.
Абзацем вторым пункта 1(1) Постановления N 310 определено, что размер арендной платы для иных лесных ресурсов устанавливается в соответствии с абзацем вторым пункта 1(2) настоящего Постановления.
В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1(1) Постановления N 310 срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода. Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В пункте 19 данного постановления указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в данном случае к отношениям сторон подлежат применению положения Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190.
Согласно распоряжению Министерства от 18.05.2017 N 745р об утверждении заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта общий объем инвестиций в проект составляет 4 199,1 млн. руб.
Из положений абзаца первого пункта 1(1) Постановления N 310 следует, что при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. руб., но не более 5 млрд. руб. к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение 5 лет.
Срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода (абзац третий пункта 1(1) Постановления N 310).
Общество указывает, что лесоперерабатывающие мощности, инвестирование в которые производилось по проекту, введены в эксплуатацию 30.11.2018, что подтверждается актами о приеме-передаче объектов основных средств, с указанной даты истец и предлагает исчислять пятилетний льготный период.
Министерство этот срок исчисляет с 19.06.2019 - даты приказа Минпромторга России N 2116 о завершении инвестиционного проекта Общества.
Из положений абзаца третьего пункта 1(1) Постановления N 310 следует, что ввод лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию должен быть подтвержден актом ввода.
В соответствии с пунктом 34 Положения N 190 после выполнения обязательств по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры инвестор в течение 3 месяцев направляет в заинтересованный орган, в числе прочих документов, и акт о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию.
Согласно пункту 35 Положения N 190 заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней со дня получения от инвестора документов в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения осуществляет проверку соответствия выполнения обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, принимает решение о завершении инвестиционного проекта и в течение 14 рабочих дней направляет его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с приложением также, в числе прочих документов, акта о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию.
В силу пункта 36 Положения N 190 Минпромторг России на основании представленных в соответствии с пунктом 35 настоящего Положения документов в течение 14 рабочих дней принимает решение о завершении реализации инвестиционного проекта и направляет его копию в заинтересованный орган и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Суд первой инстанции установил, что в соответствии с пунктом 34 Положения N 190 Общество 21.02.2019 направило Министерству акты о вводе в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей от 30.11.2018.
По результатам проверки документов Общества Министерство вынесло распоряжение от 01.04.2019 N 345р "О завершении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска ул. Родионова 25", 16.05.2019 направило его вместе с необходимыми в соответствии с пунктом 35 Положения N 190 документами в Минпромторг России.
В пункте 37 Положения N 190 предусмотрено, что основанием для применения понижающего коэффициента 0,5 к размеру платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов, является акт о вводе объекта в эксплуатацию, подписанный инвестором и принятый заинтересованным органом.
Из содержания пунктов 34-37 Положения N 190 следует, что таким заинтересованным органом является Министерство.
Как правильно указал суд первой инстанции, проверив представленные Обществом документы и издав распоряжение от 01.04.2019 N 345р о завершении приоритетного инвестиционного проекта, Министерство фактически приняло представленные истцом акты о вводе объектов в эксплуатацию. Следовательно, срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 подлежит исчислению с указанной даты. В связи с этим суд первой инстанции правомерно изложил абзац 7 приложения 4 в пункте 1.2 в новой редакции, установив начало применения пятилетнего льготного периода исчисления арендной платы с 01.04.2019.
Апелляционная инстанция считает, что позиция Министерства, изложенная как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что началом применения коэффициента 0,5 к арендной плате для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке на модернизированных мощностях, следует считать дату издания приказа Минпромторга от 19.06.2019 N 2116 "О завершении реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", которым инвестиционный проект Общества признан завершенным, является ошибочной. В данном случае исчисление срока применения коэффициента 0,5 с указанной даты противоречит положениям пункта 1 (1) Постановления N 310.
В оспариваемой части выводы суда по настоящему делу согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2021 года по делу N А05-12788/2020.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы, приведенные апеллянтом в жалобе, не опровергают правильность выводов суда, основаны на иной правовой оценке ответчиком обстоятельств спора, что не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2021 года по делу N А05-10754/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10754/2020
Истец: ЗАО "Лесозавод 25"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Департамент лесного хозяйства по СЗФО