г. Киров |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А82-301/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителей:
от заявителя - Карташов Н.В. по доверенности от 11.01.2021,
от заинтересованного лица - Алданова Е.Н. по доверенности от 15.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Парк-отель "Замок Понизовкина"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2021 по делу
N А82-301/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Парк-отель "Замок Понизовкина"
(ОГРН: 1117604008290; ИНН: 7604205892)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области
(ОГРН: 1047600431966; ИНН: 7607021043)
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Парк-отель "Замок Понизовкина" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция) о признании недействительными решений от 16.09.2020 N 08-16/2, от 07.09.2020 N 597.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что поскольку спорные земельные участки имеют категорию "земли особо охраняемых территорий и объектов", пониженная ставка земельного налога не применима. Заявитель указывает, что разрешенный вид земельных участков - "для сельскохозяйственного использования". Заявитель ссылается на разъяснения уполномоченных органов, судебную практику. Общество также указывает, что в данном случае нет оснований полагать, что хозяйственная деятельность на участках не допускается в силу закона. Кроме того, Обществом были представлены исчерпывающие пояснения и доказательства использования участка для сельскохозяйственного производства.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Общества не согласилась.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка по земельному налогу за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, результаты которой отражены в акте от 18.02.2020 N 08-16/2.
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки Инспекцией принято решение от 16.09.2020 N 08-16/2 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 157 025 рублей 90 копеек (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа снижен в два раза). Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 1 570 259 рублей налога, 501 185 рублей 10 копеек пени.
Кроме того, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год, представленной Обществом 03.02.2020.
По итогам камеральной проверки Инспекцией составлен акт от 04.06.2020 N 560 и принято решение от 07.09.2020 N 597 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 52 185 рублей 30 копеек (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа снижен в два раза). Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 521 853 рублей налога, 69 556 рублей 69 копеек пени.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 30.11.2020 N 224, от 02.12.2020 N 227 указанные решения Инспекции оставлены без изменения.
Основанием доначисления налога явился вывод Инспекции о том, что Общество неправомерно применило ставку земельного налога 0,3 процента кадастровой стоимости в отношении находящихся в собственности Общества земельных участков с кадастровыми номерами 76:09:014801:114 и 76:09:014801:212, относящихся к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов". В отношении данных земельных участков подлежит применению ставка земельного налога 1,5 процента кадастровой стоимости (прочие земельные участки).
Не согласившись с решениями Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 394 Кодекса, подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, статьей 7, пунктами 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2011 N 1143-п "Об утверждении Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения", решением муниципального Совета сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района от 03.04.2014 N 216 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Красный Профинтерн" и исходил из отсутствия оснований для признания недействительными решений Инспекции.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 23.07.2014 по 29.06.2016 Обществу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 76:09:014801:114, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, с/о Борисовской.
На основании заявления Общества постановлением Правительства Ярославской области от 05.03.2015 N 223-п земельный участок с кадастровым номером 76:09:014801:114 из категории земель сельскохозяйственного назначения был переведен в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (лист дела 84 том 1, выписка - лист дела 86 том 1).
29.06.2016 указанный земельный участок был разделен на три земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 76:09:014801:212, категория земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" (лист дела 85 том 1).
Вид разрешенного использования спорных земельных участков определен "для сельскохозяйственного использования" (кадастровая выписка, листы дела 85, 86 том 1).
Земельный налог в отношении указанных земельных участков исчислен Обществом с применением налоговой ставки 0,3 процента, исходя из вида разрешенного использования земельных участков "для сельскохозяйственного использования".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В подпункте "а" пункта 1 решения муниципального Совета сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района от 03.04.2014 N 216 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Красный Профинтерн" также предусмотрено, что налоговая ставка земельного налога устанавливается в размере 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Из анализа приведенных положений следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к сельскохозяйственным землям, а также использование налогоплательщиком этого земельного участка по целевому назначению.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182, следует, что, налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В пункте 1 статьи 7 ЗК РФ указано, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
На основании пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса следует, что земельный участок может относиться к землям сельскохозяйственного назначения (находиться за границами населенного пункта) или находиться в границах населенного пункта в территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
Стороны указывают, и подтверждается материалам дела, что спорные земельные участки находятся в границах населенного пункта (ходатайство Общества, решение земельной комиссии, градостроительный план земельного участка (листы дела 4, 15-16, 18 том 5, лист дела 85 том 6)).
Между тем, из указанных и других документов по делу следует, что спорные земельные участки не в составе зон сельскохозяйственного использования, а в составе рекреационной зоны (Р-3).
В кадастровой выписке на спорные земельные участки указано и это подтверждается другими документами по делу, что спорные земельные участки относятся к землям особо охраняемых территорий.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
Следовательно, и категория земельных участков и зонирование территории сельского поселения Красный Профинтерн указывает, что спорные земельные участки находятся в рекреационной зоне земель особо охраняемых территорий (лист дела 15-20 том 5).
Указанное назначение земельных участков произведено по ходатайству Общества от 12.01.2015 (лист дела 4 том 5), с обоснованием того, что Общество планирует развивать на данной территории туризм для охотников и рыболовов.
Правительством Ярославской области постановлением от 05.03.2015 N 223-п (лист дела 84 том 1) земельный участок кадастровый номер 76:09:014801:114 (до его разделения) переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий.
Указанное Обществом обстоятельство, что в постановлении Правительства Ярославской области от 11.08.2011 N 586-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий_" (лист дела 35 том 5) не указан номер спорных земельных участков, не принимается, поскольку в данном постановлении (лист дела 45 том 5) в отношении остальных земельных участков утвержден средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель особо охраняемых территорий.
С учетом изложенного, поскольку спорные земельные участки не относятся к землям сельскохозяйственного использования (ни к данной категории земель, ни к зоне сельскохозяйственного использования), применение налогоплательщиком льготной налоговой ставки 0,3 процента не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, и является неправомерным.
Ссылка заявителя на то, что разрешенный вид использования земельных участков - "для сельскохозяйственного использования", апелляционным судом не принимается, поскольку в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса в целях возможности применения пониженной налоговой ставки указано на категорию земель и земельные участки, отнесенные к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.
Спорные участки к территориальной зоне сельскохозяйственного использования не относятся.
Как указано в пункте 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Следовательно, то обстоятельство, что Общество, как оно указывает, занимается на спорных земельных участках разрешенным видом их использования, не может служить основанием для предоставления Обществу льготной налоговой ставки по земельному налогу.
Ссылка заявителя на письмо Федеральной налоговой службы от 30.07.2014 N БС-4-11/14944@ (вместе с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879), письмо Федеральной налоговой службы от 28.12.2018 N БС-4-21/25914@ и другие письма, подлежат отклонению, поскольку разъяснения, содержащиеся в указанных письмах, не противоречат изложенным выводам суда.
Согласно разъяснениям уполномоченных органов, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого участка для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, данными разъяснениями подтверждается, что исключительно "вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" не определяет сам по себе право применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента.
Ссылка заявителя на судебные акты по делу N А11-12698/2015, не принимается, поскольку в рамках названного дела было установлено, что земельный участок отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Аналогичные обстоятельства установлены в отношении земельных участков судебными актами по делу NА14-12847/2014.
В рассматриваемой ситуации спорные земельные участки относятся к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов", что является отдельной категорией земель по целевому назначению.
Фактическое использование земельных участков без учета категории земель и вида разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель населенных пунктов само по себе право на применение пониженной налоговой ставки не дает.
Остальные доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку правомерность позиции Общества не подтверждают.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Общества права применять в отношении спорных земельных участков налоговую ставку в пониженном размере.
Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2021 по делу N А82-301/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Парк-отель "Замок Понизовкина" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-301/2021
Истец: ООО "ПАРК-ОТЕЛЬ "ЗАМОК ПОНИЗОВКИНА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области
Третье лицо: Арбитражный суд Ярославской области, Правительство Ярославской области