г. Самара |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А65-36123/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмеджановой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.11.2021 в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "КАМАЗ" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2021 по делу N А65-36123/2019 (судья Мазитов А.Н.), возбужденному по заявлению публичного акционерного общества "КАМАЗ" (ИНН 1650032058, ОГРН 1021602013971), г.Набережные Челны Республики Татарстан, к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 1659053849, ОГРН 1041628218763), г.Казань, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Укулаб", г.Казань, федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу", г.Казань,
об оспаривании предписания,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "КАМАЗ" (далее - ПАО "КАМАЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным предписания Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 28.10.2019 N 251 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Укулаб", федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу".
Решением от 23.09.2021 по делу N А65-36123/2019 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
ПАО "КАМАЗ" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 13.09.2019 N 421 административный орган провел в отношении ПАО "КАМАЗ" плановую выездную проверку, по результатам которой составил акт проверки от 28.10.2019 N 251, а также вынес предписание от 28.10.2019 N 251 об устранении нарушений ст.16.3, п.2 ст.38, п.1 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), ст.18, п.1 ст.19, п.5 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), п.7 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), ПНД Ф 12.1.1-99 "Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций взвешенных частиц (пыли) в выбросах промышленных предприятий", ГОСТ 17.2.4.06-90 "Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения".
Не согласившись с предписанием административного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно п.1 предписания ПАО "КАМАЗ" не оборудованы места отбора проб для контроля за нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для обеспечения отбора проб, а именно: отверстия для отбора проб на источниках загрязнения атмосферы ИЗА N 0018 (Литейный завод, производство чугунного литья) и ИЗА N 0094 (Литейный завод, производство цветного литья) расположены в труднодоступных местах: расстояние но прямой между пробоотборным отверстием и сзади расположенным препятствием составляет менее 1 м при диаметре трубы ИЗА 3,2 м, что не позволяет осуществить отбор проб в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90; недостаточное количество пробоотборных отверстий на источниках загрязнения атмосферы ИЗА N 0012, N 0013, N 0023 (Литейный завод, производство чугунного литья), ИЗА N 0070 (Литейный завод, производство стального литья) - на трубах ИЗА диаметром 3,2 м оборудовано одно пробоотборное отверстие.
Закон N 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.38 Закона N 7-ФЗ запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с данным законом.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии устанавливает Закон N 96-ФЗ.
Согласно п.7 ст.16 Закона N 96-ФЗ запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
ГОСТ 17.2.4.06-90 устанавливает методы определения скорости и объемного расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения в газоходах и вентиляционных системах со скоростью не менее 4 м/с.
П.3.3.2 ГОСТ 17.2.4.06-90 предусмотрено, что при выполнении измерений одну напорную трубку устанавливают в контрольной точке на расстоянии 30 - 100 мм от оси газохода. Рабочую напорную трубку перемещают по линии измерения, последовательно устанавливая в точках измерения с погрешностью, не превышающей +/- 2 мм, при этом наконечники напорных трубок должны быть направлены навстречу газовому потоку. Измерения давления обеими трубками производят одновременно. В каждой точке необходимо выполнить не менее трех измерений динамического давления; по результатам измерений определяется среднее динамическое давление для данной точки измерения.
За указанное в п.1 предписания правонарушение общество привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ (постановление от 19.12.2019 N 1058).
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16.09.2020 по делу N 12-1631/2020, оставленным без изменения решением Верховного суда Республики Татарстан от 28.10.2020, постановление от 19.12.2019 N 1058 оставлено без изменения.
В решении Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16.09.2020 по делу N 12-1631/2020 указано, что факт нарушения обществом законодательства нашел свое подтверждение в ходе проверки жалобы и подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 28.10.2019 N 04-1058/2019, актом проверки, актом от 16.10.2019 N 0011/2019-ПрВ-ГК "Отбора проб промышленных выбросов в атмосферу" (с приложением N 1), из которого усматривается, что к источникам выброса 0028, 0018, 0012, 0013- литейный цех, чугунное литье - отбор проб не произведен, поскольку отверстие одно, к трубе 0018 ограничен доступ; у источников выброса 0070 литейный завод, производство стального литья и 0094 литейный завод, производство цветного литья - отбор проб не произведен, отверстие одно, кроме того, к трубе 0094 ограничен доступ.
Согласно п.2 предписания ПАО "КАМАЗ", осуществляющее хозяйственную деятельность на базах отдыха "Иволга", "Дубки", "Лесная сказка", "Сосновая Роща", "Литейщик", "Бережок", гостиница "Лесная", расположенных на территории ФГУП "Национальный парк "Нижняя Кама", а также в охотохозяйстве "Красноборское", расположенном в южной части Агрызского района РТ, не выполняет обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
П.1 ст.69.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно п.2 ст.69.2 Закона N 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу ч.3 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение двух лет со дня вступления в силу данного закона (с 01.01.2015) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст.69.2 Закона N 7-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которые определяют порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.
Постановлением от 19.12.2019 N 1060 ПАО "КАМАЗ" привлечено к административной ответственности по ст.8.46 КоАП РФ за совершение правонарушения, указанного в п.2 предписания.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21.09.2020 по делу N 12-1629/2020, оставленным без изменения решением Верховного суда Республики Татарстан от 28.10.2020, постановление от 19.12.2019 N 1060 оставлено без изменения.
В решении Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21.09.2020 по делу N 12-1629/2020 указано, что факт совершения административного правонарушения и вина ПАО "КАМАЗ" в его совершении подтверждены совокупностью доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, а именно: актом проверки от 28.10.2019, протоколом от 28.10.2019 N 4-1060/2019 об административном правонарушении, свидетельством от 07.07.2017 о постановке на учет ПАО "КАМАЗ", оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Совокупность доказательств является достаточной для установления в совершении административного правонарушения виновности ПАО "КАМАЗ", не выполнившего обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. ПАО "КАМАЗ" обязано было подать заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.3 предписания в 2019 году на ПАО "КАМАЗ" были образованы и переданы в ООО "ПЭК" "отходы электродов графитовых, загрязненных маслами при электролизной обработке металлов" (ФККО 36152111203) 3 класса опасности в объеме 2,4 т (Паспорт отходов, утвержден главным инженером ПАО "КАМАЗ" 02.04.2019), что подтверждается счетом-фактурой от 30.06.2019 N 12005021681 в отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов образования и лимитов на размещение данного вида отходов.
В соответствии со ст.1 Закон N 89-ФЗ являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях, их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем на одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; утилизации отходов - использование отходов для производства товаров (продукции) выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
П.1 и 3 ст.14 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процесс деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному класс опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установление уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно Порядку учета в области обращения с отходами (утв.Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721) учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их налили) и по юридическому лицу в целом. Учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных о других лиц, а также размеренных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетной период. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема - передачи; договоров. Учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиал). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отхода и лимиты на их размещение.
Исходя из п.5 ст.18 Закона N 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
Постановлением 08.10.2020 N 1062 ПАО "КАМАЗ" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ за совершение правонарушения, указанного в п.3 предписания.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15.01.2021 по делу N 12-57/2021, оставленным без изменения постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2021, постановление от 08.10.2020 N 1062 оставлено без изменения.
В решении Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15.01.2021 по делу N 12-57/2021 указано, что согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.11.2016 N Л.10.225 образуется отход: "отходы при размещении металлов резанием (точением, фрезерованием, сверлением, зенкерованием, долблением, протягиванием, развертыванием и т.д.) (электроды графитовые, загрязненные нефтепродуктами)" (ФККО 36121000000), отнесенный к 4 классу опасности. Согласно разработанному паспорту отходов от 02.04.2019, утвержденному главным инженером ПАО "КАМАЗ", данный отход отнесен к 3 классу опасности: "Отходы электродов графитовых, загрязненных маслами при электролизной обработке металлов" (ФККО 36152111203). Однако в журнале учета движения отходов ПАО "КАМАЗ" за 2 квартал 2019 года данный отход с образованием 2,4 т учтен как отход 4 класса опасности с ФККО 36121000000. Согласно счету-фактуре от 30.06.2019 N 12005021681 ПАО "КАМАЗ" передало ООО "ПЭК" "отходы электродов графитовых, загрязненных маслами при электролизной обработке металлов" (ФККО 36152111203) 3 класса опасности в объеме 2,4 т (представлен паспорт отходов 02.04.2019, утвержденный главным инженером ПАО "КАМАЗ"), не учтенные в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.11.2016 N Л.10.225.
Факт совершения административного правонарушения, а также вина ПАО "КАМАЗ" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, а именно: протоколом от 28.10.2019 N 04-1062/2019 об административном правонарушении, документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ПАО "КАМАЗ" и приложениями к нему; паспортом от 02.04.2019 отходов I-V классов опасности, утвержденного главным инженером ПАО "КАМАЗ", счетом-фактурой от 30.06.2019 N 12005021681, актом проверки от 28.10.2019.
В соответствии с п.4 предписания ПАО "КАМАЗ" не исполняет обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: "отходы электродов графитовых, загрязненных маслами при электролизной обработке металлов" (ФККО 36152111203) 3 класса опасности, образованные во 2 квартале 2019 года в объеме 2,4 т, что подтверждается счетом-фактурой от 30.06.2019 N 12005021681, не учтены в журнале учета движения отходов ПАО "КАМАЗ" за 2 квартал 2019 года.
Согласно п.1 ст.19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
П.1 и 3 ст.14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процесс деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному класс опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установление уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности.
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Постановлением от 19.12.2019 N 1064 ПАО "КАМАЗ" привлечено к административной ответственности по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ за совершение правонарушения, указанного в п.4 предписания.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16.09.2020 по делу N 12-1630/2020, оставленным без изменения решением Верховного суда Республики Татарстан от 28.10.2020, постановление от 19.12.2019 N 1064 оставлено без изменения.
В решении Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16.09.2020 по делу N 12-1630/2020 указано, что согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.11.2016 N Л.10.225 образуется отход: "отходы при размещении металлов резанием (точением, фрезерованием, сверлением, зенкерованием, долблением, протягиванием, развертыванием и т.д.) (электроды графитовые, загрязненные нефтепродуктами)" (ФККО 36121000000), отнесенный к 4 классу опасности. Согласно разработанному паспорту отходов от 02.04.2019, утвержденному главным инженером ПАО "КАМАЗ", данный отход отнесен к 3 классу опасности: "Отходы электродов графитовых, загрязненных маслами при электролизной обработке металлов" (ФККО 36152111203). Однако в журнале учета движения отходов ПАО "КАМАЗ" за второй квартал 2019 года данный отход с образованием 2,4 т учтен как отход 4 класса опасности с ФККО 36121000000.
Факт совершения административного правонарушения и вина ПАО "КАМАЗ" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, а именно: актом проверки от 28.10.2019, протоколом от 28.10.2019 N 4-1064/2019 об административном правонарушении, журналом учета движения отходов ПАО "КАМАЗ" за 2 квартал 2019 года, паспортом отходов.
Согласно п.5 предписания ПAO "КАМАЗ" не отражены в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017, 2018 годы отходы: ФККО 81290101724 - мусор от сноса и разборки зданий не сортированный, ФККО 82917111714 отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте зданий, сооружений.
Закон N 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
П.1, 4 и 5 ст.23 Закона N 89-ФЗ предусматривают, что при размещении указанных отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом N 7-ФЗ и данным законом.
Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен ст.16.3 Закона N 7-ФЗ.
Постановлением от 19.12.2019 N 1066 ПАО "КАМАЗ" привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ за совершение правонарушения, указанного в п.5 предписания.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 05.10.2020 по делу N 12-1632/2020, оставленным без изменения решением Верховного суда Республики Татарстан от 03.11.2020, постановление от 19.12.2019 N 1066 оставлено без изменения.
В решении Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 05.10.2020 по делу N 12-1632/2020 указано, что ПAO "КАМАЗ" не отражены в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017, 2018 годы отходы: ФККО 81290101724 - мусор от сноса и разборки зданий не сортированный, ФККО 82917111714 отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте зданий, сооружений. Образование данных отходов установлено на основании актов о приемке выполненных работ по форме КС-2. При этом суд отклонил довод общества о том, что отходы могли образовываться от хозяйственной деятельности подрядных организаций, которые осуществляли работы на территории ПАО "КАМАЗ", поскольку допрошенные по ходатайству общества представители подрядной организации пояснили, что отходы, образующиеся от ее деятельности, вывозятся подрядной организацией с учетом класса опасности, с представлением соответствующей декларации.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом. Если арбитражный суд придет к иным, нежели содержащиеся в судебном акте суда общей юрисдикции, выводам он должен указать соответствующие мотивы.
П.1 ч.1 ст.17 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на хозяйствующего субъекта может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у административного органа имелись правовые и фактические основания для выдачи предписания.
Оспариваемое по настоящему делу предписание адресовано надлежащему лицу, является законным и реально исполнимым.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал ПАО "КАМАЗ" в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ПAO "КАМАЗ".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2021 года по делу N А65-36123/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36123/2019
Истец: ПАО "КАМАЗ", г.Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора) по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан, ООО "Укулаб", ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО"