г. Москва |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А40-79205/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Фриев А.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на принятое в порядке упрощённого производства решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2021 по делу N А40-79205/21, по иску ООО "Модум-транс" (ИНН: 6623074298) к ОАО "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727) о взыскании 220 873,79 руб. без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Модум-транс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании расходов на текущий отцепочный ремонт вагонов в размере 219 333,79 руб., расходов по передислокации вагонов к месту проведения ремонта в размере 1 540 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 7 417 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2021 по делу N А40-79205/21, принятым в порядке упрощённого производства, исковые требования были удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований на сумму 98 591,19 руб.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу, а также исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2021 по делу N А40-79205/21 в обжалуемой части отсутствуют ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в период с января по март 2020 года ОАО "Российские железные дороги" по коду неисправности "915" (повреждение на путях общего пользования) были забракованы в текущий отцепочный ремонт вагоны N N 64208143, 64171317, 64091085, 62861828, 62170857, 62824677, 63790711, 62857552, 64016975, 63763866, 63995377, 63548747, 63882856, 64145576, 63670749, 64027758, 63414635, 62852629, 63651012, 63939128, принадлежащие ООО "Модум-транс".
ОАО "Российские железные дороги" были составлены акты формы ГУ-23 и ВУ-25 о повреждении указанных вагонов, а также проведены разборы случаев их отцепки с оформлением соответствующих протоколов.
Лицом, виновным в повреждении вагонов, было признано ОАО "Российские железные дороги".
Выполнение текущего отцепочного ремонта указанных вагонов подтверждается актами выполненных работ N N 143/04-МТ от 27.04.2020 (для вагона N 64208143), 317/04-МТ от 27.04.2020 (для вагона N 64171317), 085/01-М от 22.01.2020 (для вагона N 64091085), 828/01-М от 21.01.2020 (для вагона N 62861828), 857/01-М от 21.01.2020 (для вагона N 62170857), 677/01-М от 21.01.2020 (для вагона N 62824677), 711/01-М от 24.01.2020 (для вагона N 63790711), 552/01-М от 24.01.2020 (для вагона N 62857552), 975/01-М от 21.01.2020 (для вагона N 64016975), 866/01-М от 29.01.2020 (для вагона N 63763866), 377/01 -М от 29.01.2020 (для вагона N 63995377), 747/01-М от 22.01.2020 (для вагона N 63548747), 856/01-М от 22.01.2020 (для вагона N 63882856), 576/01-М от 22.01.2020 (для вагона N 64145576), 749/01-М от 22.01.2020 (для вагона N 63670749), 758/01 -М от 25.01.2020 (для вагона N 64027758), 635/01-М от 22.01.2020 (для вагона N 63414635), 629/01-М от 22.01.2020 (для вагона N 62852629), 012/01-М от 22.01.2020 (для вагона N 63651012), 128/01-М от 22.01.2020 (для вагона N 63939128).
Оплата стоимости выполненных ремонтов была осуществлена истцом в полном объёме, что подтверждается платёжными поручениями N 3200 от 15.05.2020, N 8855 от 23.12.2019.
Таким образом, в результате действий Ответчика, выразившихся в повреждении на путях общего пользования принадлежащих Истцу вагонов, последний понес убытки по оплате стоимости их текущего отцепочного ремонта в размере 219 333,79 руб.
В связи с передислокацией забракованных вагонов к месту проведения ремонта согласно оформленным транспортным железнодорожным накладным N N ЭЭ 522948 (для вагона N 64208143), ЭЭ 522915 (для вагона N 64171317), ЭЧ 287948 (для вагона N 64091085), ЭЧ 237645 (для вагона N 62861828), ЭЧ 237627 (для вагона N 62170857), ЭЧ 237632 (для вагона N 62824677), ЭЧ 395580 (для вагона N 63790711), ЭЧ 395574 (для вагона N 62857552), ЭЧ 237649 (для вагона N 64016975), ЭЧ 659282 (для вагона N 63763866), ЭЧ 659282 (для вагона N 63995377), ЭЧ 287916 (для вагона N 63548747), ЭЧ 287938 (для вагона N 63882856), ЭЧ 287956 (для вагона N 64145576), ЭЧ 287932 (для вагона N 63670749), ЭЧ 449254 (для вагона N 64027758), ЭЧ 295631 (для вагона N 63414635), ЭЧ 295614 (для вагона N 62852629), ЭЧ 287925 (для вагона N 63651012), ЭЧ 287945 (для вагона N 63939128) истец понёс дополнительные расходы на оплату стоимости провозной платы в размере 1 540 руб.
Истец обратился с требованием о взыскании расходов на текущий отцепочный ремонт вагонов в размере 219 333,79 руб., расходов по передислокации вагонов к месту проведения ремонта в размере 1 540 руб.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Исходя из смысла статьи 105 УЖТ перевозчик обязан возместить владельцу вагонов полную стоимость их ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
С учётом правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2016 по делу N 305-ЭС16-2847, контрольно-регламентные работы, рекламационно-претензионная работа и работа по подаче-уборке вагонов являются сопутствующими отцепочному ремонту, поэтому расходы на эти работы должны следовать судьбе расходов на ремонт. Суды правомерно следовали названному принципу в отношении части требований компании по вагонам, расходы на отцепочный ремонт которых признаны судами понесенными компанией вследствие их некачественного планового ремонта акционерным обществом и взысканы с последнего, включая расходы на рекламационно-претензионную работу, проведенную по этим вагонам.
Удовлетворяя требование истца о взыскании расходов на текущий отцепочный ремонт вагонов в размере 219 333,79 руб., расходов по передислокации вагонов к месту проведения ремонта в размере 1 540 руб., суд первой инстанции исходил из того, что все спорные вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт ввиду их повреждения по вине ОАО "РЖД", вследствие чего истец понёс убытки по оплате стоимости указанного ремонта; выполнение контрольных и регламентных операций, определение ремонтопригодности узлов и деталей, подача и уборка вагонов в/из ремонта являются частью единого обязательного технологического процесса ремонта вагона, необходимость проведения которого возникла исключительно в результате повреждения ответчиком вагонов, принадлежащих истцу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что истец заявил требование на устранение неисправностей, не указанных в актах ВУ-25, суд апелляционной инстанции считает, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьёй 105 УЖТ при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
В частности, отсутствие ниппелей тормозного цилиндра относится к неисправностям тормозного оборудования, ремонт которого регламентирован руководством по ремонту тормозного оборудования, утв. 54 Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 18-19 мая 2011.
Согласно п. 2.1.1 указанного руководства при текущем отцепочном ремонте вагона, вне зависимости от причин его отцепки, производится осмотр всего тормозного оборудования, деталей его крепления и предохранительных (поддерживающих) устройств, размещенных на раме вагона и тележках. При этом необходимо все выявленные при осмотре неисправности устранить, неисправное тормозное оборудование, предохранительные (поддерживающие) устройства и детали крепления заменить на исправные, отсутствующие - поставить.
То есть в стоимость текущего отцепочного ремонта спорного вагона включены все работы, направленные на восстановление поврежденного ответчиком тормозного оборудования, в том числе, установка отсутствующих ниппелей тормозного цилиндра, а также сопутствующая замена тормозной композиционной колодки, необходимость осуществления которой возникла также вследствие повреждения вагона.
Учитывая, что в спорных правоотношениях ответчик выступал одновременно и в качестве подрядчика, выполнявшего работы по текущему отцепочному ремонту дефектных вагонов, и в качестве перевозчика, допустившего эксплуатационные дефекты тех же вагонов, ответчик самостоятельно определял объём ремонтных работ, необходимых для восстановления спорных вагонов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит требования истца о взыскании расходов на текущий отцепочный ремонт вагонов в размере 219 333,79 руб., расходов по передислокации вагонов к месту проведения ремонта в размере 1 540 руб. обоснованными и документально подтверждёнными.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены в обжалуемой части решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2021 по делу N А40-79205/21 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79205/2021
Истец: ООО "МОДУМ-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"