г. Хабаровск |
|
29 ноября 2021 г. |
А73-3968/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края в лице краевого государственного казенного учреждения "Комсомольское лесничество" (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053): Дмитриева К.В., представитель по доверенности от 25.06.2021 N КМ/04,
от акционерного общества "Каскад" (ОГРН 1022700758332, ИНН 2712003326): не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края в лице краевого государственного казенного учреждения "Комсомольское лесничество"
на решение от 18.08.2021
по делу N А73-3968/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края в лице краевого государственного казенного учреждения "Комсомольское лесничество"
к Акционерному обществу "Каскад"
о взыскании 1 227 762 руб. 12 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу "Каскад" (далее - АО "Каскад", общество, ответчик) о взыскании в доход краевого бюджета ущерба, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства в сумме 1 227 762 руб. 12 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.12.2020 по 18.02.2021 в сумме 7 951 руб. 12 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 19.02.2021 по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы привел следующие доводы:
- у АО "Каскад" отсутствовали разрешительные документы на рубку лесных насаждений на момент обнаружения нарушения лесного законодательства, законных оснований для осуществления рубки деревьев не имелось;
- ссылка ответчика на проект освоения лесов, утв. приказом N 14763П от 18.08.2020, которым предусмотрена необходимость проведения работ по устройству противопожарных минерализованных полос в квартале 258 выделы 1, 5, 6, является несостоятельной и расценивается истцом как введение суда в заблуждение;
- ответчик в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции подтвердил, что выкорчевывание деревьев, вырубка произведены в октябре 2020 года на основании Проекта освоения лесов, утв. приказом N 14763П от 18.08.2020, в этой связи применение положений проекта, утв. приказом N 2105П от 04.12.2020, не может быть принято как подтверждение законности проведенной ответчиком в октябре 2020 года незаконной рубки, уничтожения деревьев.
- проектом освоения лесов, утв. приказом N 14763П от 18.08.2020 не предусмотрено устройство противопожарных минерализованных полос, а предусмотрена только прочистка имеющихся полос в объеме 25,3 км на арендуемом участке;
- суд первой инстанции не принял во внимание доводы истца о том, что ответчик умышленно внес изменения в проектную документацию и направил на согласование в декабре 2020 года новый проект N 2105П с целью скрыть совершенное лесонарушение.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Каскад" просит оставить решение от 18.08.2021 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Ответчик извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл. Жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя истца, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что 16.12.2008 между правительством Хабаровского края (арендодатель) и АО "Каскад" (ранее - ЗАО "Каскад") (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 0123/2008.
В соответствии с пунктом 1 данного договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности.
Пунктом 2 договора (с учетом изменений внесенных решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2020 по делу N А73-7074/2020) предусмотрено, что арендатору предоставляется во временное владение и пользование лесной участок площадью 26757,76 га месторасположение: Хабаровский край, Комсомольский муниципальный район, Нижнетамбовское лесничество, номера кварталов: 50, 51, 63, 77, 91, 92, 118, 119, 140, 148 - 153, 166, 231 (выделы 1-35, 38- 40), 232 (выделы 1-48, 53-56), 250 - 254, 258 - 260, 267 - 270, 274 - 276, 280 - 282, 286, 287, 292 - 294, 297 - 301, 308, 313 Ягодного участкового лесничества". Условный номер лесного участка: 08:220:21:1258.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложении N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью договора (пункт 3 договора).
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" (пункт 4 договора).
Участок в соответствии с приложением N 3 к договору арендован в целях осуществления заготовки древесины и рубки лесных насаждений в соответствии с проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу пункта 5 договора (с учетом изменений, внесенных решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2020 по делу N А73-7074/2020) арендная плата составляет 9 128 573,25 руб.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и настоящим договором.
Пунктом 13 договора аренды предусмотрено, что стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Передача объекта аренды в пользование оформлена актом от 16.12.2008 N 15.
16.06.2020 в ходе проведения контроля за соблюдением условий договора аренды лесного участка N 0123/2008 от 16.12.2008 (контроль за выполнением работ по противопожарному обустройству лесов за 2020 год) согласно действующему проекту освоения лесов N 905П от 08.05.2020 сотрудниками Нижнетамбовского лесничества Ягодного участкового лесничества обнаружено невыполнение арендатором мероприятий по устройству металлизированной противопожарной полосы в N 258 выделах 1, 5, 6 Ягодного участкового лесничества Нижнетамбовского лесничества, предусмотренного проектом.
По результатам выявленного нарушения составлен акт N 77Н от 19.06.2020.
Впоследствии, в связи с внесением изменений в договор аренды N 0123/2008 решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2020 по делу N А73-7074/2020, АО "Каскад" разработан, а Комитетом утвержден новый проект освоения лесов от 18.08.2020 N 1463П, в котором отсутствует проектируемый объем мероприятий по устройству противопожарных минерализованных полос, в том числе в квартале N 258 выделах 1,5,6 Ягодного участкового лесничества.
КГКУ "Комсомольское лесничество" (филиал "Нижнетамбовское лесничество") направило в адрес ЗАО "Каскад" уведомление от 27.10.2020 N 14-03-2077 о проведении 30.10.2020 контрольных мероприятий и предложением направить в указанную дату полномочного представителя для участия в контрольном мероприятии.
30.10.2020 в ходе контроля за соблюдением условий договора аренды лесного участка (контроль за выполнением работ по противопожарному обустройству лесов за 2020 год) в соответствии с измененным проектом освоения лесов N 1463П от 18.08.2020 по договору аренды лесного участка N 0123/2008 от 16.12.2008, в отношении АО "Каскад", при осмотре лесного участка в квартале N 258 выделах 1,5,6 обнаружено, что вдоль минерализованной полосы по обоим сторонам на протяжении 737 метра обнаружены деревья породы кедр в количестве 11 шт., деревья породы ель в количестве 10 шт., деревья породы пихта в количестве 8 шт., деревья породы дуб в количестве 58 шт., деревья породы лиственница в количестве 6 шт., деревья породы береза белая в количестве 2 шт., деревья породы береза желтая в количестве 2 шт., которые повреждены до степени прекращения роста в результате выполнения работ по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос. Нарушение выразилось в выкорчевывании, вырывании, сдвигании лесных насаждений на обочины минерализованной полосы предположительно лесозаготовительной техникой (бульдозером).
Поскольку в измененном проекте освоения лесов N 1463П от 18.08.2020 не предусмотрено выполнение работ по устройству минерализованной противопожарной полосы в квартале N 258 выделах 1, 5, 6 Ягодного участкового лесничества Нижнетамбовского лесничества, а по предыдущему проекту мероприятия не выполнялись, и филиалом "Нижнетамбовское лесничество" не принимались, установлено нарушение ЗАО "Каскад" требований законодательства, а именно незаконная рубка деревьев, выразившаяся в повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений.
По результатам осмотра составлен акт от 10.11.2020 3/Н
О лесонарушении
, в котором отражены выявленные нарушения. Общий объем поврежденных деревьев составил - 43,66 м
. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2017
310
О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности
, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018
1730
Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства
, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017
1363
О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности
, размер ущерба составил 1 219 811 руб.
Акт о лесонарушении от 10.11.2020 N 3/Н сопровожден абрисом (схемой), перечетной ведомостью, а также ведомостями перечета поврежденных деревьев, расчета объемов поврежденных деревьев, расчета ущерба, фотоматериалами.
В адрес ЗАО "Каскад" направлено претензионное уведомление N 09-06/277, содержащее требование о добровольной уплате суммы ущерба в течение десяти календарных дней с момента получения указанного уведомления, уведомление получено арендатором 03.03.2021.
Поскольку требование арендодателя не исполнено, Комитет обратился в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил следующие нормы материального права.
Статьей 4 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
В силу абзаца 7 статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 13 договора аренды предусмотрено, что стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Частью 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как разъяснено в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21), гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Согласно части 2 статьи 1064 ГК РФ по общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно пункту 16 Постановления N 21 незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (действовавшим в спорный период), утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее - Правила заготовки N 474).
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки N 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с названными Правилами, лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларации.
Пунктом 9 Правил заготовки N 474 предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Перечень лесонарушений, недопустимых при заготовке древесины, закреплен в пункте 12 Правил заготовки N 474.
Запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев (подпункт "е" пункта 12 Правил заготовки N 474).
В соответствии с пунктами 17, 18 Правил заготовки N 474 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно пункту 43 Правил заготовки N 474, сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений осуществляются с соблюдением параметров организационно-технических элементов рубок, к которым относятся: площадь и ширина лесосек, количество зарубов, направление рубки, направление лесосеки, сроки и способы примыкания лесосек.
Таким образом, рубка должна проводиться в рамках строго определенных границ, что обусловлено природными свойствами лесов и необходимостью их рационального, непрерывного, не истощительного использования.
Согласно пункту 1 статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.
В соответствии с частью 5 статьи 13 ЛК РФ, перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов (далее - Перечень N 1283-р), предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса.
Указанным Перечнем к объектам лесной инфраструктуры в эксплуатационных и резервных лесах отнесены, в числе прочего, лесные дороги (подпункт "а" пункта 1 Перечня N 1283-р).
В спорный период порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации регламентировался "СП 288.1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства", утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 952/пр и введенным в действие с 17.06.2017 (далее - Свод правил).
Транспортная схема лесных дорог должна обеспечивать транспортную доступность лесов в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов на лесном участке и их использования в соответствии с разрешенными видами использования (пункт 5.1.1 Свода правил).
Разработку транспортной схемы рекомендуется осуществлять одновременно с разработкой проекта освоения лесов.
В разделе 5.2 Свода правил предусмотрено планирование размещения лесохозяйственных лесных дорог, пунктом 5.2.2 которого предусмотрено, что документацию по планированию размещения лесных дорог на территории земель лесного фонда разрабатывают в соответствии с требованиями Свода правил 18.13330.
Пунктом 8.13 Свода правил определено, что плодородный слой почвы на землях, занимаемых под дорогу и сопутствующие ей сооружения, подлежит снятию, хранению и нанесению на рекультивируемые земли, а при экономической целесообразности - использованию его для объектов предприятий лесного хозяйства (питомников, лесосеменных плантаций и др.).
Возражая на требование Комитета о взыскании ущерба, АО "Каскад" указало, что эксплуатация лесного участка произведена на основании лесной декларации, то есть при наличии предусмотренных законом оснований.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом от 04.12.2020 N 2105П Комитетом утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению повторной государственной экспертизы к проекту освоения лесов арендуемого лесного участка.
23.12.2020 Комитет письмом N 02-21/20096 принял поданные АО "Каскад" лесные декларации, в том числе лесную декларацию N 39/0123/2020 от 16.12.2020, которой обществу разрешено строительство лесной дороги в том числе в квартале N 258 выделах 1, 5, 6, в соответствии со схемой размещения лесосеки, отраженной в приложении N 4 к указанной декларации. При этом площадь разрешенной рубки превышает площадь, зафиксированную в акте о лесонарушении от 10.11.2020 N 3/Н.
Абрис выявленной рубки, приложенной к акту N 3/Н, совпадает со схемой расположения лесной дороги, приложенной к указанной выше декларации.
Судом установлено, что рубка по декларации от 16.12.2020 N 39/0123/2020 произведена в тех же лесосеках, в которых выявлено лесонарушение.
Таким образом, лесовозная дорога, строительство которой разрешено на основании лесной декларации N 39/0123/2020, фактически построена обществом в том же месте, что зафиксировано в акте о лесонарушении N3/Н, на основании которого заявлены настоящие исковые требования.
Как следует из вышеуказанных Правил заготовки древесины и Свода правил строительство лесовозной дороги объективно предполагает и требует совершения именно тех действий, которые и были выполнены ответчиком на спорном участке.
После вырубки деревьев Комитет утвердил заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, принял лесную декларацию, которые предусматривают строительство лесной дороги в квартале 258 выделах 1,5,6 в соответствии со схемой размещения лесосеки, отраженной в приложении N 4 к указанной декларации.
Площадь разрешенной рубки превышает площадь, зафиксированную в акте о лесонарушении от 10.11.2020 N 3/Н.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, указанные обстоятельства не свидетельствует о причинении ответчиком заявленного ущерба.
В силу содержания главы 59 ГК РФ общими условиями деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: факт наступления вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными для истца последствиями, а также размер ущерба.
Поскольку возмещение убытков как мера гражданско-правовой ответственности направлено на восстановление нарушенного права истца, которому в результате противоправных действий ответчика причинен материальный ущерб и данная мера ответственности носит компенсационный, то есть, восстановительный характер, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на осуществление ответчиком вырубки деревьев до получения всей необходимой разрешительной документации, в рассматриваемом случае отсутствует один из главных составляющих элементов убытков, а именно, сам ущерб лесам, который имел бы место при отсутствии в последующем всей разрешительной документации.
Поскольку истцом не доказано наличие состава гражданского правонарушения, который является основанием взыскания убытков, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушение норм материального или процессуального права не допущено, оснований для отмены судебного акта, установленных статьей 270 АПК РФ, нет. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
От уплаты государственной пошлины заявитель освобожден в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.08.2021 по делу N А73-3968/2021 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3968/2021
Истец: КГКУ "Комсомольское лесничество", Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Краевое государственное казённое учреждение "Комсомольское лесничество"
Ответчик: АО "Каскад", ЗАО "КАСКАД"