г. Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А41-56656/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Ганичевой Т.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Рузский РО": Капустина П.В., по доверенности от 11.12.2020;
от ООО УК "Жилищник": не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Рузский РО" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 по делу N А41-56656/20, по исковому заявлению ООО УК "Жилищник" к ООО "Рузский РО" об уменьшении размера платы,
УСТАНОВИЛ:
ООО УК "Жилищник" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к ООО "Рузский РО" (далее - ответчик) с иском об уменьшении размера платы по договору от 25.12.2018 N РРО-2018-0000007 за оказанные услуги ООО УК "Жилищник" за расчетный период июнь 2020 года на 20 721,90 руб., июль 2020 года на 77 707,13 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 по делу N А41-56656/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Рузский РО" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Жилищник" - управляющая организация, предоставляющая коммунальные услуги населению, проживающему в многоквартирных домах, находящихся в управлении.
ООО "Рузский региональный оператор" - региональный оператор, предоставляющий коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО УК "Жилищник" (далее - Истец) и ООО "Рузский РО" (далее - ответчик) 25 декабря 2018 года оформили договор N РРО-2018-0000007 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Договор).
Как указывает истец, в течение июня-июля 2020 года ответчик ненадлежащим образом исполнял обязательства по Договору и предоставлял услуги ненадлежащего качества: в соответствии с письмами истец вызывал представителя Ответчика, направляя письма на адреса электронной почты mrustamova@regop.ru, dslyusarchuk@regop.ru.
В соответствии с п. 16 Договора истец составил акты о нарушении Ответчиком обязательств по договору, с приложением фотоматериалов, направил их на адреса электронной почты Ответчика (do_krasnogorsk@regop.ru, do_istra@regop.ru) и вручил их представителю регионального оператора по адресу: г. Красногорск, ул. Успенская, д. 5, деловой центр Успенский, этаж 4, офис 412 (дополнительный офис в г. Красногорск), 01.06.2020 исх. N 137, 05.06.2020 исх. N 143, 29.06.2020 исх. N 152, 30.06.2020 исх. N 156, 03.07.2020 исх. N 173, 06.07.2020 исх. N 175, 10.07.2020 исх. N 179, 13.07.2020 исх. N 182, 16.07.2020 исх. N 184, 17.07.2020 исх. N 188, 20.07.2020 исх. N 190, 21.07.2020 исх. N 192, 22.07.2020 исх. N 198, 23.07.2020 исх. N 201, 24.07.2020 исх. N 204, 27.07.2020 исх. N 206, 28.07.2020 исх. N 209, 29.07.2020 исх. N 211, 30.07.2020 исх. N 213, 31.07.2020 исх. N 217.
В обоснование своей позиции истцом представлены: письма о вызове представителя ответчика для фиксации нарушений по договору, акты о неисполнении ответчиком своих обязательств по вывозу ТКО в согласованных в приложении мест забора ТКО, материалы фотофиксации.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции указал, что доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, ответчиком не представлено, как и доказательств, подтверждающих его доводы о надлежащем исполнении своих обязательств по вывозу ТКО с согласованных с истцом площадок в спорный период.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Правоотношения, сложившиеся между Истцом и Ответчиком на основании договора N NРРО-2018-0000007 от 25.12.2018, подлежат регулированию Федеральным законом от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", общими нормами гражданского права об обязательствах и специальными нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов.
Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из положений Федерального закона N 89-ФЗ следует, что оказание услуг по обращению с ТКО осуществляется на основании договоров с региональным оператором по обращению с ТКО по ценам, определенным соглашением сторон, но не превышающим предельный тариф, установленный Службой. Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила обращения), понятийным аппаратом которых предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений (текущий ремонт - это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
Исходя из комплексного анализа норм федерального законодательства, под крупногабаритными отходами понимаются ТКО, образующиеся у физических лиц, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.
С учетом положений Правил обращения с ТКО в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Аналогичная позиция приведена в письме Минстроя России от 25.09.2018 N 43298-ОГ/06 "Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений".
При изложенных обстоятельствах, вывозу ООО "Рузский региональный оператор" в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО подлежат отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируемые как крупногабаритные отходы; отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил N 354 установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД. Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД. Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. При этом под "организацией" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Указанный термин в подобном толковании используется в пунктах 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.
Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД.
При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Типовая форма договора, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в разделе VI содержит Порядок фиксации нарушений по договору: 16.
В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото-и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
Акт должен содержать: а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес); б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт); в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора; г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Аналогичные положения содержатся в Разделе 6 договора N РРО-2018-0000007 от 25.12.2018.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами Ответчика о том, что представленные Истцом в материалы дела акты составлены с нарушениями установленного договором порядка, а именно:
-Акты составлены без участия представителя регионального оператора;
-Отсутствуют доказательства вызова на место составления акта представителя регионального оператора;
-Акты подписаны без участия не менее чем 2 незаинтересованных лиц;
-Акты направлены в адрес регионального оператора несвоевременно. ООО "Рузский региональный оператор" 21 октября 2020 года направило Истцу ответ на Акт о нарушении - Исх. N 303 от 20.10.2020.
Ответ на Акт был направлен Истцу по электронному адресу, указанному в Договоре N РРО-2018-0000007 от 25.12.2018.
Согласно разделу IV п. 11 пп. б настоящего Договора "региональный оператор обязан обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО в соответствии с законодательством РФ". Данный пункт региональный оператор выполняет в соответствии с утвержденными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований".
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории зоны обслуживания ООО "Рузский РО" устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", "СанПиН 42-128-4690-88.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), а именно: - в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз) с учетом интенсивности накопления ТКО и режима функционирования объекта Потребителя.
В соответствии с п. 2.12. СанПиН 2.1.7.3550-19 "Вывоз крупногабаритных отходов (Далее-КТО) необходимо производить не реже 1 раза в 7 календарных дней.
Транспортирование КТО от мест накопления к местам осуществления деятельности по обращению с отходами должно осуществляться специально оборудованными транспортными средствами (далее - транспортные средства) на объекты, предназначенные для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов", вывоз КГО с площадок по адресу: Московская обл., г.о. Красногорск, п. Мечниково, д. 18 по заявке от ОМСУ; Московская обл., г.о. Красногорск, с. Петрово-Дальнее, ул. Новый поселок у д. 5а до 10.09.2020 г. 2 раза в неделю (понедельник/пятница), с 11.09.2020 4 раза в неделю (понедельник/среда/пятница/воскресенье).
Как указывает Ответчик, контейнерная площадка по адресу Московская обл., г.о. Красногорск, п. Мечниково, д. 18 не оборудована под установку бункера объемом 8 м3 для организации сбора КГО, сбор КГО на данной площадке не предусмотрен.
Если в результате неосведомленности жителей и иных пользователей контейнерной площадки происходит несанкционированное размещение КГО на площадке, не предназначенной для этого, то ликвидация навалов осуществляется по заявке от ОМСУ и за их счет. Факт вывоза ТКО с контейнерных площадок потребителя подтверждается телеметрическими данными системы ГЛОНАСС за октябрь 2020, представленными в материалы дела.
Пунктами 5, 6 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: -нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; -количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 N 607- РМ, норматив для жилых домов составляет 0,114 куб. м. с квадратного метра площади в год.
В соответствии с п. 15 Договора учет объема ТКО производится исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, в Приложении к договору приведен расчет месячной стоимости услуг.
В соответствии с ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках настоящего дела, позволяющие суду удовлетворить исковые требования.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется как способами, предусмотренными данной статьей, так и иными способами, предусмотренными законом.
Из смысла названных правовых норм следует, что предъявление иска заинтересованным лицом имеет целью восстановление нарушенного права.
При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Принимая во внимание характер возникших между сторонами правоотношений, суд пришел выводу, что избранный Истцом способ защиты права об обязании Ответчика фактически произвести корректировку счетов, то есть фактически внести изменения в принадлежащие Ответчику первичные документы, не свидетельствуют о наличии у Истца нарушенного права, который подлежит защите в судебном порядке.
В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о признании заявленных исковых требований необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями пунктом 3 части 1 статьи 270, пунктом 2 статьи 269, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021 по делу N А41- 56656/20 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ООО УК "Жилищник" в пользу ООО "Рузский РО" расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56656/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНИК"
Ответчик: ООО "РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР", ООО рузский РО