г. Москва |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А40-186630/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей Д.В. Пирожкова, Е.А. Ким,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Солодовниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024 по делу N А40-186630/23, принятое судьёй Хаустовой Н.И., по иску ОАО "Российские железные дороги" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 24 924 рублей 20 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Казакова С.В. (доверенность от 29.08.2023),
от ответчика - Шестакова О.В. (доверенность от 12.10.2022),
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 24 924 рубля 20 копеек в возмещение убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024 в иске отказано.
Судебный акт мотивирован тем, вина ответчика в возникновении на стороне истца убытков документально не подтверждена.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В своей апелляционной жалобе истец настаивает на том, что за выявленную в ходе перевозки коммерческую неисправность отвечает грузоотправитель.
Отзыв на апелляционную жалобу содержит возражения ответчика на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда ввиду следующего.
Из материалов дела следует, 16.02.2023 по железнодорожной отправке N Ф493845 истцом приняты к перевозке вагоны NN 42403865, 43648625, 42157917, 43207737 с грузом - колесная техника.
На обнаруженную коммерческую неисправность в виде ненадлежащего крепления груза составлен акт общей формы N 63000-7-7/243 от 16.02.2023.
Истец обратился с иском о возмещении убытков по устранению коммерческой неисправности, которые составили 24 924 рубля 20 копеек, включающие в себя плату за устранение коммерческой неисправности, маневровую работу, затраченные средства на подачу/уборку вагона.
Суд первой инстанции, на основании представленных в материалы дела доказательств, в удовлетворении иска отказал.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании следующего.
На основании пунктов 3.17, 6.9 Распоряжения ОАО "Российские железные дороги" N 2451 от 28.11.2017 "О вводе в действие Регламента многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования при выдаче и приеме груза" работник железнодорожной станции погрузки проверяет исправность запорно-пломбировочных устройств и закруток, люков и закрытия дверей; при осмотре грузов, погруженных на открытом подвижном составе, приемщики поездов, приемосдатчики груза проверяют отсутствие выхода отдельных элементов техники за пределы концевой балки вагона, а также закрытие и закрепление дверей.
Несоблюдение грузоотправителем требований ТУ N ЦМ-943 влечет отказ перевозчика в принятии груза к перевозке.
Таким образом, перевозчик должен осуществлять комплекс мероприятий, направленных на выявление несоответствия условий правил перевозки и сохранности груза (в том числе правильность оформления перевозочных документов в части соответствия записи в транспортной накладной о способе размещения и крепления груза).
В рассматриваемом случае воинский груз принят к перевозке перевозчиком без замечаний, тем самым подтверждено соблюдение грузоотправителем соответствующих технических условий погрузки и крепления грузов.
Факт принятия груза перевозчиком и отсутствие претензий к креплению груза при его погрузке исключает вину грузоотправителя в возникновении коммерческой неисправности.
В представленных доказательствах замечаний перевозчика относительно способа размещения и крепления груза на момент отправки груза не отражено, перевозчик, приняв груз к перевозке без замечаний, фактически подтвердил, что нарушений по креплению груза нет, и обязан был доставить груз в установленные договором перевозки сроки.
Тем самым, перевозчик принял к перевозке вагоны, признав их состояние технически исправным и подтвердив, что отсутствуют, в том числе, эксплуатационные дефекты, препятствующие перевозке, а также какие-либо иные нарушения, угрожающие безопасности движения, то есть вагоны находятся в надлежащем техническом и коммерческом состоянии.
Факт принятия груза перевозчиком и отсутствие претензий к креплению груза при его погрузке исключает вину грузоотправителя в возникновении выявленной в дальнейшем в ходе перевозки коммерческой неисправности вагонов.
Доказательств того, что неисправности возникли из-за выбора некачественного материала креплений или превышения норм допустимой нагрузки истцом не представлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
При подаче апелляционной жалобы истцом не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме относится на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2024 по делу N А40-186630/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186630/2023
Истец: ОАО " РЖД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ