г. Пермь |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А60-8544/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Поляковой М.А., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Арго-Групп" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2021 по делу N А60-8544/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арго-групп" (ИНН 6671290002, ОГРН 1096671008301)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании недействительным отказа в заключении соглашения об установлении сервитута, а также постановки на кадастровый учет части земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арго-групп" (далее - ООО "Арго-групп", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 22.01.2021 об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута согласно утвержденной схемы расположения части (площадью 745 кв.м) земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488, об обязании обратиться с заявлением и предоставить согласие в Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Свердловской области для поставки на государственный кадастровый учет указанной части земельного участка, заключить с заявлением соглашение об установлении сервитута.
На основании ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить в полном объеме и прекратить производство по делу.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что производство по делу подлежало прекращению, так как в ходе судебного разбирательства по делу МУГИСО направило в Управление Росреестра по Свердловской области согласие относительно постановки на государственный кадастровый учет части спорного земельного участка площадью 745 кв.м, государственный кадастровый учет изменений произведен регистрирующим органом, часть земельного участка на которую заявитель просил установить сервитут, поставлена на государственный кадастровый учет, то есть нарушения прав и законных интересов заявителя устранены МУГИСО во внесудебном порядке. Также заявитель в жалобе отмечает, что без предоставления документов, подтверждающих согласие собственника или распорядителя земельного участка, кадастровый учет части участка был бы невозможен.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 апелляционная жалоба принята к производству; судебное разбирательство назначено на 23.11.2021.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, ответчик и третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в силу статей 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403002:79, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Хасановская, в 40 метрах на север от ориентира дом N 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
На указанном земельном участке расположено принадлежащее заявителю здание автомойки на два поста с буфет-баром, находящееся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Хасановская, д.2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
В соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17.05.2018 N 1090 "О предварительном согласовании предоставления ООО "Брусника. Екатеринбург" земельных участков, расположенных в районе улиц Фурманова - Московская - Шаумяна города Екатеринбурга сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:104488.
24.04.2020 Администрация города Екатеринбурга в ответ на обращение ООО "Арго-Групп" об утверждении схем расположения частей земельных участков с кадастровыми номерами, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488, в целях установления сервитута для обеспечения прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 66:41:0403002:79 сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 относится к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено.
01.10.2020 ООО "Арго-Групп" обратилось в МУГИСО с заявлением (исх. N 3/10) о заключении соглашения об установлении сервитута для обеспечения доступа (проезда, прохода) через земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 к земельному участку с кадастровым номером 66:41:0403002:79 и расположенному на нем зданию автомойки, просило предварительно согласовать постановку части земельного участка площадью 745 кв.м с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 на кадастровый учет.
Министерством заявителю направлен ответ от 30.10.2020 N 170182/4253нз с согласием на заключение соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка площадью 745 кв.м в границах, указанных в схеме расположения границ сервитута. Заявителю разъяснено, что лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка.
23.12.2020 ООО "Арго-Групп" обратилось в МУГИСО с заявлением (исх. N 4/12) об утверждении схемы для установления сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:10488 площадью 745 кв.м, в котором просило установить сервитут в отношении указанной части земельного участка сроком на 15 лет и согласовать постановку на государственный кадастровый учет указанной части земельного участка. К заявлению приложен результат кадастровых работ в отношении части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:10488.
22.01.2021 Министерством письмом за исх. N 17-01-82/219нз направлена заявителю информация о ранее выданном согласии на заключение соглашения об установлении сервитута, а также с разъяснением необходимости обеспечить проведение кадастровых работ, обратиться за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка. В данном письме ответчик указал, что сведениями об учетном номере данной части земельного участка Министерство не располагает, в связи с чем рассмотреть вопрос о заключении соглашения об установлении сервитута на испрашиваемый срок (15 лет) на данном этапе не представляется возможным. По вопросу предварительного согласования постановки на государственный кадастровый учет части площадью 745 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:10488 Министерство сообщило, что в его полномочия совершение данных действий не входит.
Полагая, что отказ в установлении публичного сервитута является незаконным в силу ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что ответчиком решение об отказе в заключении сервитута не принято, ответчик в соответствии с законом направил заявителю уведомление о возможности заключения соглашения о сервитуте, ввиду чего оснований для удовлетворения заявленных требований не усмотрел.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд полагает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Пунктом 1 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Согласно ст.39.26 ЗК РФ в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.
Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий: 1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах; 2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории; 3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса; 4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях: 1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута; 2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами; 3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч.4 ст.36.26 ЗК РФ)
Частью 5 ст.39.26 ЗК РФ определено, что лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения (ч.6 ст.39.26 ЗК РФ).
Материалами настоящего дела подтверждено, что ввиду поступления обращения заявителя от 01.10.2020 о заключении соглашения об установлении сервитута для обеспечения доступа (проезда, прохода) через земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 к земельному участку с кадастровым номером 66:41:0403002:79 и расположенному на нем зданию автомойки, Министерство 30.10.2020 направило заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах.
Таким образом суд первой инстанции при разрешении спора пришел к обоснованному выводу о том, что решение об отказе в заключении соглашения о сервитуте ответчиком не принято, действия ответчика соответствуют положениям ст.39.26 ЗК РФ.
То обстоятельство, что Управлением Росреестра по Свердловской области не осуществлялся кадастровый учет части земельного участка, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав или охраняемых законом интересов заявителя.
Доводы заявителя о том, что без предоставления документов, подтверждающих согласие собственника или распорядителя земельного участка, кадастровый учет части участка был бы невозможен, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку в силу ч.6 ст.44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута.
Мнение заявителя апелляционной жалобы о том, что производство по делу подлежало прекращению, так как в ходе судебного разбирательства МУГИСО направило в Управление Росреестра по Свердловской области согласие относительно постановки на государственный кадастровый учет части спорного земельного участка площадью 745 кв.м, государственный кадастровый учет изменений произведен регистрирующим органом, соответствующая часть земельного участка поставлена на государственный кадастровый учет, тем самым нарушения прав и законных интересов заявителя устранены МУГИСО во внесудебном порядке, апелляционным судом рассмотрено и признано ошибочным, учитывая что до принятия судом первой инстанции решения по делу заявитель от заявленных требований не отказался, то есть основания для прекращения производства по делу, предусмотренные положениями ст.150 АПК РФ, отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для иной оценки апелляционным судом в зависимости от доводов апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2021 по делу N А60-8544/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8544/2021
Истец: ООО АРГО-ГРУПП, ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУГИСО