г. Самара |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А65-3222/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2024.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Колодиной Т.И., Кузнецова С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании до перерыва:
от садоводческого некоммерческого товарищества "Луч" - Симонов С.В., представитель по доверенности от 31.01.2024,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" - Валиева Ф.В., представитель по доверенности от 26.07.2023,
после перерыва: лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2023 по делу N А65-3222/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г. Казань (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) к садоводческому некоммерческому товариществу "Луч", Лаишевский район, нп. Столбищенское сельское поселение (ОГРН 1081690053422, ИНН 1624006950) о взыскании 260 091, 50 руб. задолженности за период с 01.12.2019 по 31.12.2022, 7 652, 69 руб. договорной неустойки за период с 13.12.2022 по 01.02.2023, с последующим начислением по дату фактической оплаты, третьи лица: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "ПСБ Интер Гринн",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Луч" о взыскании 260 091, 50 руб. задолженности за период с 01.12.2019 по 31.12.2022, 7 652, 69 руб. договорной неустойки за период с 13.12.2022 по 01.02.2023 с последующим начислением по дату фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2023 в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о рассмотрении дела.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 01 января 2019 года обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (истец) присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в западной зоне деятельности Республики Татарстан.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Луч" осуществляет деятельность по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский, Столбищенское, с. Усады, тер. СНТ Луч, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы (ТКО).
Истец в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 оказал ответчику услуги по вывозу ТКО стоимостью 260 091, 50 руб. уклонение от оплаты которых, в связи с не урегулированием спора в досудебном порядке, послужило основанием обращения истца с настоящим иском в суд.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1624006950/1 от 25.05.2022 ответчиком не подписан, спорные правоотношения регулируются положениями типового договора (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", пункт 3 статьи 438, статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В подтверждение оказания услуг истец представил в дело акты оказанных услуг за период с 01.01.2019 по 31.12.2022, датированные 29.08.2022, 31.08.2022, 30.09.2022, 31.10.2022, и направленные ответчику 18.11.2022.
Стоимость услуг определена истцом расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Отказывая в иске, суд исходил из недоказанности факта оказания истцом соответствующих услуг ответчику.
Апелляционный суд признает выводы суда правильными и отклоняет доводы жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 783 Гражданского Кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу указанных норм права и согласно пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 Правил N 1130).
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил N 1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
По пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Таким образом, вопреки доводу истца, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека и осуществлению деятельности юридического лица, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Федеральным законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой.
Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 247 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Предполагая, что в отсутствие у ответчика места накопления ТКО, внесенного в территориальную схему и реестр мест накопления ТКО, ответчик имеет возможность складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, без исследования доказательств, подтверждающих сам факт оказания услуги, истец допускает ситуацию, когда услуга регионального оператора по обращению с ТКО формально считается предоставленной.
Подобный подход не может быть поддержан, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда. Указанный подход противоречит положениям статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51.
Присвоение ООО "УК ПЖКХ" статуса регионального оператора и утверждение тарифа на услуги по обращению с ТКО само по себе не означает автоматическое оказание региональным оператором услуг и, как следствие, не являются безусловным основанием для взыскания с потребителя в пользу регионального оператора денежных средств в условиях недоказанности факта оказания соответствующих услуг ответчику.
Указанная правовая позиция содержится в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2023 N 306-ЭС23-9063 по делу N А55-29850/2021, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2024 по делу N А65-31920/2022, от 12.02.2024 по делу N А55-23487/2022.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленные истцом в материалы дела схемы (л.д. 69-71, т. 3) не могут являться относимыми и допустимыми доказательствами, поскольку невозможно установить содержание представленных документов, при этом сведений о согласовании в установленном порядке приведенных истцом близлежащих мест (площадок) накопления ТКО не представлено ввиду отсутствия в деле самой территориальной схемы (ее выкопировки), а также согласования размещения таких площадок уполномоченным органом Роспотребнадзора применительно к спорному периоду.
Представленный в дело маршрутный журнал движения спецтехники (л.д. 76-81, т.3) содержит только общие сведения о транспортных средствах, при этом какое лицо осуществляет ведение такого журнала и кем он составлен, истец не обосновал. Представленный документ также не отвечает признакам относимости и допустимости доказательств (статьи 67,68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов N 69-П от 01.04.2019, N б/н от 01.04.2019 (л.д. 82-130, т.3) в отсутствие документов, подтверждающих их исполнение, не свидетельствует об оказании услуг ответчику.
Апелляционный суд отмечает, что сведения ГЛОНАСС, а также иные доказательства, позволяющие установить факт оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в исковой период, в деле отсутствуют.
При указанных обстоятельствах в иске отказано правомерно.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2023 по делу N А65-3222/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3222/2023
Истец: ООО "Управляющая компания"Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: НП Садоводческое некоммерческое товарищество "Луч", Лаишевский район, .Столбищенское сельское поселение
Третье лицо: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, ООО "ПСБ Интер Гринн", Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан