г. Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А40-74977/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 августа 2021 года
по делу N А40-74977/21, принятое судьей Бушкаревым А.Н.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ПАО "Первая Грузовая Компания"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ПАО "Первая Грузовая Компания" (далее истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее ответчик) о взыскании убытков в сумме 660 226, 90 рублей., мотивировав это тем, что ответчиком были приняты исправные вагоны истца к перевозке, которые в процессе перевозке были повреждены по вине ответчика.
Решением суда от 26 августа 2021 года, принятым в порядке упрощённого производства, исковые требования удовлетворены в полном объёме. При этом суд пришёл к выводу доказанности истцом юридического состава для взыскания убытков (ст.ст. 15, 393 ГК РФ) и применении к отношениям сторон трёхлетнего срока исковой давности (ст.196 ГК РФ).
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 26 августа 2021 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов дела, в августе 2019 года на полигоне Дальневосточной железной дороги переведены в нерабочий парк вагоны ПАО "ПГК" N N 52104072, 50796937, 50640580, 53842621, 52320207, 55060313, 54672910, 52446838, 52150653, 52323185, 62101258, 62429972, 62195417 с неисправностью - выщербина обода колеса, неравномерный прокат по кругу катания.
При осмотре вагонов неисправность "неравномерный прокат по кругу катания" не подтвердилась, установлено, что на колесных парах имеются выщербины, образовавшиеся на месте ползунов.
Право собственности ПАО "ПГК" на спорные вагоны подтверждается приложенными к материалам претензии Справками ГВЦ 2612.
Удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд указал, что перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
Данные вагоны были приняты ОАО "РЖД" к перевозке, то есть были признаны технически исправными и допущены к эксплуатации на железнодорожной инфраструктуре.
Причиной появления на колесных парах "выщербин", из-за которых вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является термомеханическое повреждение поверхности катания колесной пары ("ползун").
Следовательно, ОАО "РЖД" повредило вагоны, принадлежащие на праве собственности ПАО "ПГК", посредством неправильной эксплуатации колесных пар.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно ст. 20 (с учетом абз. 10 ст. 3) Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров, а также порожних вагонов определяет перевозчик.
Между тем, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом ч.2 ст.785 ГК РФ).
Истцом в материалы дела не представлено ни одной железнодорожной накладной ни по одному заявленному в иске вагону.
В отсутствии доказательств заключение договора перевозки, из которого усматривались бы даты и место приема вагонов к перевозке, даты прибытия на станцию назначения, невозможно соотнести составленные истцом в одностороннем порядке акты осмотра колесных пар с конкретным договором перевозки и, как следствие, доказать причинно-следственную связь между неисполнением (ненадлежащим исполнением) ответчиком обязательств перевозчика и наступившими для истца последствиями, в связи с чем в иске следует отказать.
Кроме того, в отсутствии железнодорожных накладных невозможно установить, что истец по спорным вагоном не является грузоотправителем или грузополучателем, то есть не участвует в перевозочном процессе, и к истцу не применим установленный для субъектов перевозки сокращённый срок исковой давности (ст. 797 ГК РФ, ст. 125 УЖТ РФ), который, как правильно указывает ответчик, с учётом осуществления перевозок в августе-сентябре 2019 года и обязательного претензионного порядка урегулирования спора истек не позднее 01 ноября 2020 года.
Тогда как настоящий иск предъявлен только 07 апреля 2021 года.
В отсутствии доказательств, что истец по спорным вагонам не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем, довод истца о том, что спорные правоотношения проистекают из деликта причинённого истцу как собственнику вагонов и к спорным отношениям следует применить нормы статьи 1064 ГК РФ и общий трёхлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) ничем не подтверждён.
При таких обстоятельствах в иске следует отказать.
Расходы ответчика по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца в сумме 3 000 рублей (ст. 110 АПК РФ)
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2021 года по делу N А40-74977/21 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ПАО "Первая Грузовая Компания" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 3 000 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74977/2021
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"