город Омск |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А81-9262/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-98/2024) Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2023 по делу N А81-9262/2023 (судья Чалбышева И.В.), принятое по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" (ИНН 7719019846, ОГРН 1027700465418) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" (ИНН 8902003082,
ОГРН 1028900557377) о взыскании 1 370 804 руб. 43 коп.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Передвижная энергетика" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании задолженности за поставленный в июле 2023 года по государственному контракту на поставку электроэнергии от 03.02.2023 N 536/1-Э-8 коммунальный ресурс в размере 1 342 104 руб. 05 коп., пени за просрочку платежей за период с 28.08.2023 по 19.09.2023 в размере 28 700 руб. 38 коп., с последующим начислением пеней по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2023 по делу N А81-9262/2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт в части взыскания пени с применением 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал не возможность заключения контракта, в связи отсутствием бюджетных лимитов, что также приводит к невозможности оплатить задолженность. Кроме того, указывает на то, что учитывая специфику статуса государственного заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе, энергоснабжения, с учреждения должна взыскиваться неустойка, предусмотренная Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Кроме того, ответчик полагает заявленную к взысканию неустойку подлежащей снижению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ссылаясь на то, что для истца не наступили негативные последствия.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, суд апелляционной инстанции установил, что исковые требования мотивированы ссылкой на заключенный между сторонами государственный контракт от 03.02.2023 N 536/1-Э-8, с дополнительным соглашением к нему, согласно условиям которого истец обязался поставлять электрическую энергию, а ответчик - своевременно ее оплачивать в порядке и сроки, установленные контрактом.
При обращении в арбитражный суд с настоящим иском истец сослался на то, что в июле 2023 года им отпущена электрическая энергия ответчику, на оплату которой учреждению выставлен счет-фактура и акт от 31.07.2023 N 3168.
Полученный коммунальный ресурс ответчиком не оплачен. Претензионный порядок истцом соблюден.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности возникновения на стороне ответчика обязательства по оплате потребленной электрической энергии и его ненадлежащего исполнения.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Из пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 541, статьи 544 ГК РФ следует, что потребитель по договору энергоснабжения обязан оплачивать объем переданной ему энергии, определяемый в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Коль скоро, истцом поставка ресурса осуществлена, что подтверждено отчетом об энергопотреблении за июль 2023 года (л.д. 12) и учреждением не оспаривается, следовательно, на стороне ответчика возникло обязательство по оплате ресурса.
В отсутствие доказательств оплаты ресурса за исковой период, удовлетворение требований общества в части взыскания основного долга является обоснованным.
При этом доводы ответчика о поставке ресурса в отсутствие контракта не соответствуют материалам дела, в котором наличествует контракт со сроком действия с01.01.2023 по 31.12.2023.
Отсутствие финансирования не является основанием для освобождения учреждения от исполнения обязательства по оплате фактически потребленного ресурса, так и от ответственности за нарушение такого обязательства (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Абзацем восьмым пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" предусмотрено, что потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что оплата поставленного энергоресурса произведена ответчиком с нарушением сроков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с учреждения неустойки, предусмотренной абзацем восьмым пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ.
Доводы подателя жалобы о необходимости применения неустойки, предусмотренной Законом N 44-ФЗ, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку нормы Закона N 35-ФЗ являются специальными по отношению к части 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей ответственность заказчика в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Следовательно, именно положения Закона N 35-ФЗ распространяются на отношения сторон, что соответствует правовой позиции, отраженной в ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, в пункте 39 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
В этой связи начисление истцом неустойки, исходя из размера, установленного абзацем восьмым пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ, не может быть признано необоснованным.
При этом наличие оснований для уменьшения неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ до 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не обосновано учреждением и судом апелляционной инстанции из материалов настоящего дела не усматривается с учетом необходимости недопущения ситуаций фактического кредитования потребителей за счет энергоснабжающей организации, презюмируемой соразмерности законной неустойки за просрочку исполнения учреждением обязательства по оплате потребленной энергии последствиям нарушения обязательства, которая не опровергнута.
С учетом изложенного, удовлетворение судом первой инстанции исковых требований не может быть признано необоснованным.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку учреждение на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, то государственная пошлина за подачу им жалобы не распределяется апелляционным судом.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2023 по делу N А81-9262/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9262/2023
Истец: ПАО "ПЕРЕДВИЖНАЯ ЭНЕРГЕТИКА"
Ответчик: федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу"
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд