г. Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А41-53975/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Ивановой Л.Н., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Молозиновой Д.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Эколайн-Воскресенск" - представитель Бгатова С.В, по доверенности от 22.12.2020,
от ООО "УК "Комфортжилсервис" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Комфортжилсервис" (ИНН: 5027216670, ОГРН: 1145027016100) на решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2021 по делу N А41-53975/21, по иску общества с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфортжилсервис" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эколайн-Воскресенск" (далее - ООО "Эколайн-Воскресенск", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфортжилсервис" (далее - ООО "УК "Комфортжилсервис", ответчик) о взыскании 220 677 руб. 57 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 26.09.2018 за период с 01.05.2020 по 31.03.2021, 30 512 руб. 01 коп. неустойки за просрочку за период с 01.01.2021 по 16.09.2021, неустойки за период с 17.09.2021 до момента фактического исполнения обязательства, исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, том 2, л.д. 77-78).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2021 по делу N А41-53975/21 заявленные требования удовлетворены (том 2, л.д. 96 -98).
Не согласившись с принятым решением ООО "УК "Комфортжилсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
Законность и обоснованность оспариваемого решения проверены судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "УК "Комфортжилсервис", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеки арбитражных дел www.kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ООО "Эколайн-Воскресенск" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого акта.
Как усматривается из материалов дела, 26.09.2018 между ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" (региональный оператор) и ООО "УК "Комфортжилсервис" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого оператор принял на себя обязательства принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (том 1 л.д. 14-15).
Потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором (п. "в" п. 13 договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (п. 6 договора).
Сторонами в пункте 26 договора согласован срок его действия до 31.12.2019 с фактическим пролонгированием (п. 27 договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 договора).
Во исполнение принятых по договору обязательств в период в период с 01.05.2020 по 31.03.2021 оператор оказал потребителю услуги по вывозу твердых коммунальных отходов общей стоимостью 1 548 397 руб. 18 коп., что подтверждается универсальными передаточными документами (том 1 л.д. 19-42).
Оплата оказанных услуги произведена потребителем частично, задолженность составила 220 677 руб. 57 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 12.05.2021 N 0072117/21 (том 1, л.д. 111).
Поскольку инициированный и реализованный ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, последнее обратилось с настоящим иском в суд.
Императивными нормами статей 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ, фактически оказанные услуги подлежат оплате.
На основании статьи 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд первой инстанции правомерно посчитал, что факт оказания истцом услуг нашел свое подтверждение, услуги выполнены в соответствии с условиями договора, без замечаний по качеству и стоимости, объему.
Помимо прочего, ответчик, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил суду доказательств неоказания истцом спорных услуг в отмеченный период, а также доказательств самостоятельного вывоза бытовых отходов или такого вывоза с привлечением иной организации оказывающей услуги по вывозу ТБО.
Доказательств, свидетельствующих об оплате оказанных истцом услуг в согласованные сторонами в договоре сроки, ответчик в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ, не представил.
Кроме того, истец предъявил ко взысканию неустойку.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно пункту 22 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате Договора, региональный оператор вправе потребовать от потребителя неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что обязательство по оплате оказанных ответчиком в согласованные сроки не исполнено, форма соглашения о неустойке соблюдена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании договорной неустойки является законным.
Судом апелляционной инстанции проверен и признан верным расчет неустойки, произведенный истцом в размере 30 512 руб. 01 коп. за период с 01.01.2021 по 16.09.2021 (том 1, л.д. 86), а также неустойку с 17.03.2021 по дату фактического исполнения обязательства.
Ответчик расчет неустойки не оспорил, контррасчет неустойки не представил.
Факт наличия просрочки оплаты оказанных услуг подтверждается материалами дела и не оспорен, доказательств оплаты не представлено.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований о взыскании неустойки в объеме.
Согласно п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Поскольку материалами дела подтвержден факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, требование истца о взыскании неустойки является обоснованным и правомерным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о начислениях ООО "МосОблЕИРЦ" в соответствии с заключенным договором от 21.12.2017 N 812601417, отклоняется судебной коллегией.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Непосредственное получение ресурсоснабжающей организацией платы с жильцов за оказанные услуги (пункт 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124), не меняет схему правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не освобождает последнего от обязанности оплатить весь объем оказанных услуг.
Ответчик в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, а в отношениях с истцом (региональным оператором) потребителем, то есть лицом обязанным оплатить оказанные услуги, независимо от степени надлежащего исполнения конечными потребителями обязанности по оплате коммунальных услуг, а также выполнения агентом условий агентского договора по организации оплаты оказанных услуг.
Таким образом, указанное обстоятельство не доказывает невозможности надлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по рассматриваемому договору с истцом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии задолженности конечных потребителей за оказанные услуги, отклоняется судебной коллегией.
Условиями договора внесение платы не обусловлено платежами конечных потребителей. Несвоевременная оплата конечными потребителями оказанных услуг, не освобождает ответчика (заказчика) от обязанности оплачивать оказанные истцом услуги.
То обстоятельство, что конечные потребители оплачивают оказанные услуги несвоевременно и не в полном объеме, не освобождает ответчика от обязанности оплачивать оказанные истцом услуги в установленный договором срок.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на несовпадение суммы исковых требований, указанных в претензии и иске, отклоняется судебной коллегией.
Несовпадение суммы основного долга указанной в тексте претензии, и суммы, предъявленной к взысканию, после произведенного истцом перерасчета не является основанием полагать, что истцом не соблюден претензионный порядок. Заявление об уменьшении исковых требований подано истцом с соблюдением требований статьи 49 АПК РФ. Более того, изменяя размер исковых требований, истец не нарушил право ответчика, поскольку предъявленная ко взысканию сумма была уменьшена в связи с частичной оплатой задолженности.
Доводы заявителя не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 октября 2021 года по делу N А41-53975/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53975/2021
Истец: ООО "ЭКОЛАЙН-ВОСКРЕСЕНСК"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОМФОРТЖИЛСЕРВИС"