г. Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А41-41728/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Беспалова М.Б., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Малаховой А.А.,
при участии в заседании:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ИНН: 5031076898, ОГРН: 1085031000064): Дианова А.В. по доверенности от 25.12.2020,
от ответчика, публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН: 7707083893, ОГРН: 1027700132195): представитель не явился, извещен,
от третьих лиц:
от Министерства экономического развития Российской Федерации: представитель не явился, извещен,
от Федеральной налоговой службы России: представитель не явился, извещен,
от Пенсионного фонда Российской Федерации: представитель не явился, извещен,
от Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2021 года по делу N А41-41728/21, по иску общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" к публичному акционерному обществу "Сбербанк России", при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", о признании незаконными действий, применении последствий признания действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - ООО "Кристалл", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России", ответчик) о признании незаконными действия ПАО "Сбербанк России", выраженные в уведомлении N 07/380 от 30.03.2021 о невыполнении истцом условий договора (уже в редакции дополнительного соглашения) и о списании только 50% кредита, а также о том, что истцу необходимо оплатить 50% задолженности с установлением стандартной процентной ставки в размере 9% годовых, применении последствия признания незаконными действий и обязании принять решение о списании за счет субсидий задолженности и процентов в полном (100 процентом объеме) (т. 1 л.д. 3-5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 по делу N А41-41728/21 в удовлетворении иска отказано (т. 1 л.д. 161-166).
Не согласившись с решением суда, ООО "Кристалл" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" между ООО "Кристалл" (заемщик) и ПАО "Сбербанк России" (кредитор) был заключен договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 01310020/00721100/АСРМ от 18.08.2020 (далее по тексту - договор).
Согласно условиям договора:
- заемщику предоставлен кредит, сумма кредита: 13 561 340 (тринадцать миллионов пятьсот шестьдесят одна тысяча триста сорок) руб.;
- для расчета суммы кредита взята численность работников ООО "Кристалл" за июнь 2020 года, что составляет 215 человек;
- базовый период: с даты заключения договора и заканчивается 30 ноября 2020 года (включительно).
- период наблюдения: с 01 декабря 2020 года (включительно) и заканчивается 31 марта 2021 года.
Как указал истец, в соответствии с п. 6.3 договора ООО "Кристалл" добросовестно полностью исполнило все условия договора и Постановления Правительства РФ от 16.05.20202 N 696 для принятия ПАО "Сбербанк России" решения о списании за счет субсидии задолженности и процентов в полном (100 процентном объеме), а именно: а) наступление в соответствии с условиями договора периода наблюдения; б) на дату окончания периода наблюдения в отношении заемщика не введена процедура банкротства в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации; в) численность работников заемщика на конец каждого отчетного месяца в течение периода наблюдения составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года, и отношение численности работников заемщика по состоянию на 01 марта 2021 года к численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года составляет не менее 0,9 (ноль целых девять десятых): численность работников заемщика на 01 марта 2021 года: 214 человек, численность работников заемщика на 01 июня 2020 года: 227 человек, отношение численности работников заемщика по состоянию на 01 марта 2021 года к численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года составляет: 0,94; г) размер средней заработной платы, выплачиваемой одному работнику заемщика в течение периода наблюдения, составляет не менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Исполнение подпункта (в) подтверждается в том числе, отчетами СЗВ-М приложенными к настоящему исковому заявлению.
Период наблюдения должен был закончится 31 марта 2021 года. Вместо этого, 30.03.2021 от ПАО "Сбербанк России" было получено дополнительное соглашение N 1 от 22 марта 2021 года к договору, которое полностью меняет все условия заключенного между сторонами договора, в том числе изменяет условия периода наблюдения и порядок списания задолженности. В тот же день от ПАО "Сбербанк России" истец получил уведомление N 07/380 от 30.03.2021 о невыполнении истцом условий договора (уже в редакции дополнительного соглашения) и о списании только 50% кредита, а также о том, что истцу необходимо оплатить 50% задолженности с установлением стандартной процентной ставки в размере 9% годовых.
С вышеуказанным дополнительным соглашением истец не согласился, подписывать его отказался, направил в адрес ответчика досудебную претензию N 38 от 31.03.2021, а также письмо от 14.04.2021.
Поскольку реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
16.05.2020 Постановлением Правительства РФ N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
22.06.2020 ООО "Кристалл" обратилось в банк с заявлением на предоставление кредита по льготной ставке в рамках программы "Господдержки 2%", которое 22.06.2020 было зарегистрировано в информационном сервисе ФНС.
На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заемщика в программе кредитования банк принимает решение о выдаче кредита (порядок использования Платформы размещен на официальном сайте ФНС).
Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников истца по данным ФНС на 01.06.2020 составляло 256 человек и, исходя из этой численности, рассчитана максимальная сумма льготного кредитования в размере 20 184 320 руб.
После обработки заявки истца на Платформе ФНС, отражения данных по численности работников истца и определения кредитного лимита, в соответствии с Правилами предоставления субсидий, 18.08.2020 между банком и истцом заключен договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 1310020/00721100/АСРМ. 01.12.2020 кредитный договор переведен на период наблюдения, так как согласно сведениям Платформы ФНС по итогам месяцев базового периода (с даты заключения договора по 01.12.2020) требования о сохранении численности работников в количестве не менее 80% по сравнению с имеющимися на Платформе ФНС сведениям по состоянию на 01.06.2020 не были нарушены.
В периоде наблюдения (с 01.12.2020 по 01.04.2021) согласно сведениям Платформы ФНС численность работников истца по итогам февраля 2021 года (214 человека) составила менее 90% от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита по состоянию на 01.06.2020 (256 человек).
В связи с тем, что ООО "Кристалл" выполнило условие Правил предоставления субсидий о сохранении численности работников на уровне, который позволяет списать за счет субсидии 50% задолженности по кредиту, кредитный договор в силу п. 28 Правил предоставления субсидий, п. 6.3.2 кредитного договора в объеме 50% от текущей задолженности был переведен с 01.04.2021 на период погашения.
30.03.2021 истцу направлено соответствующее уведомление.
Кредитные отношения регулируются кредитным договором и Правилами предоставления субсидий, которыми предусмотрено, что банк не производит самостоятельный расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС.
Преамбулой кредитного договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Следовательно, положения Правил предоставления субсидий непосредственно регулируют правоотношения между банком и заемщиком.
Согласно пп. "б(1)" п. 12 Правил предоставления субсидий субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии в случае, если численность работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору по состоянию на 25.03.2021 составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
В соответствии с п. 28 Правил предоставления субсидий перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере:
- задолженности по кредитным договорам (соглашениям) по состоянию на 1 апреля 2021 года, соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года, к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, составляет не менее 0,9; - задолженности по кредитным договорам (соглашениям) с заемщиками по состоянию на 1 апреля 2021 года соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, умноженной на коэффициент 0,5, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, составляет не менее 0,8.
В соответствии с п. 6.3.1 кредитного договора кредитор принимает в соответствии с Правилами предоставления субсидий принимает решение о списании и осуществляет списание задолженности заемщика по кредитному договору в полном (100 процентов) объеме, в том числе, при условии соблюдения численности работников заемщика в течение периода наблюдения по договору на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года и отношении численности работников заемщика по состоянию на 01 марта 2020 года к численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года составляет не менее 0,9.
Согласно п. 6.3.2 кредитного договора, кредитор принимает в соответствии с Правилами предоставления субсидий решение о списании и осуществляет списание задолженности заемщика по кредитному договору в размере 50 процентов, при условии соблюдения численности работников заемщика в течение периода наблюдения по договору на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года и отношении численности работников заемщика по состоянию на 01 марта 2020 года к численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года составляет не менее 0,8.
Подпунктом "м" п. 18 Правил предоставления субсидий устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС.
В силу абз. 7 п. 24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика осуществляется банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Абзац 3 п. 24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию па 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе ФНС. Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается письмом Минэкономразвития России от 17.07.2020 N Д13и-22474.
В п. 3.2 кредитного договора также закреплено, что численность работников заемщика определяется кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС на 01.06.2020.
Таким обращом, банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы. Определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС.
Иного порядка определения численности работников заемщика кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.
В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников истца по итогам февраля 2021 года по состоянию на 01 марта 2020 года (214 человек) упала ниже 90% от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита (256 человек), кредитный договор в силу п.28 Правил предоставления субсидий, п. 6.2.3 кредитного договора в объеме 50% от текущей задолженности был правомерно переведен с 01.04.2021 на период погашения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия по переводу кредитного договора в объеме 50% от текущей задолженности на период погашения банка полностью соответствовали требованиям Правил предоставления субсидий и положениям кредитного договора.
Доводы истца о том, что численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 должна определяться исходя из сведений, которые поданы им в ПФР по форме отчетности СЗВМ, а не на основании сведений Платформы ФНС, прямо противоречит Правилам предоставления субсидий и условиям кредитного договора.
В силу прямого указания Правил предоставления субсидий определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС. Возможность использования получателем субсидии сведений заемщика по форме отчетности СЗВ-М Правилами предоставления субсидий, кредитным договором, разъяснениями Минэкономразвития России не предусмотрена.
В случае использования банком иных сведений для определения возможности перевода заемщика на период погашения, на банк возлагается ответственность за несоблюдение Правил предоставления субсидий (п. 14), в том числе в виде отказа в субсидировании выданного кредита (п.п. 27(2), 33).
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете. федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются Минэкономразвития России в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Минэкономразвития России является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 17.07.2020 N Д13и-22474 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696" для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные о численности работников заемщика на 01.06.2020, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
В письмах Минэкономразвития России от 17.07.2020 N Д13и-22474, от 29.06.2020 N 20822-ТИ/Д13 разъяснено, что источником данных для информационного сервиса ФНС России являются официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации. Так, данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 17.07.2020 N Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВМ, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Истцу было известно о том, что численность работников по состоянию на 01.06.2020 составляет 256 человек, так как данная численность отражена в поданном им отчете по форме СЗВ-М по итогам апреля 2020 года.
По существу доводы истца сводятся к оспариванию сведений, размещенных на Платформе ФНС на основании переданных истцом в ПФР данных о численности работников.
Вместе с тем, банк не является уполномоченным органом, который вправе вносить корректировки в такие сведения или принимать решение о списании вопреки таким сведениям.
Следовательно, в случае несогласия с размещенными на Платформе ФНС сведениями о численности его работников, повлекших перевод кредитного договора на период погашения, истцу необходимо оспаривать действия соответствующих уполномоченных органов, что истцом сделано не было. Доказательств обратного не представлено.
Доводы истца о том, что численность работников, которую должен соблюдать заемщик, зависит от суммы фактически полученных заемщиком денежных средств противоречит смыслу и целям государственной программы льготного кредитования, предусматривающего сохранение заемщиками численности работников, определенной по состоянию на 01.06.2020 в целях получения государственной субсидии на списание задолженности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2021 года по делу N А41-41728/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41728/2021
Истец: ООО "КРИСТАЛЛ"
Ответчик: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: ГКР "вэб.рф", ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство экономического развития РФ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА