г. Ессентуки |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А63-19956/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (судебные онлайн-заседания) от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ОГРН 1022601989508) - Рошевского С.И. (доверенность 11.01.2021), в отсутствие государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022601948663), третьих лиц: Кулакова Александра Викторовича, Пятигорского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Ринал-ОРТО", общества с ограниченной ответственностью "Центр протезирования и ортопедии", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.09.2021 по делу N А63-19956/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ставрополь, (далее - учреждение заказчик) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю (далее - управление,) недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23.11.2020 по делу N 026/54.3-2549/2020 и предписания от 23.11.2020 N 873 по делу N 026/54.3-2549/2020,
Решением суда от 15.09.2021 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, фонд неверно установил значимость для стоимостных (цена контракта) и не стоимостных (опыт участника по успешному выполнению работ) критериев оценки заявок, что могло привести к неверному определению коэффициентов значимости критериев, используемых при расчете рейтинга участника по каждому критерию оценки заявки и неправильному расчету баллов участников по итоговому рейтингу заявки.
В отзыве на апелляционную жалобу фонд просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что фонд 09.11.2020 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru разместил извещение N 0221100000120000325 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение в 2021 году работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей".
Начальная (максимальная) ценой государственного контракта - 27 651 670,47 рублей.
Заказчиком в конкурсной документации определены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
- стоимостным критерием оценки заявок на участие в конкурсе является "цена контракта", значимость критерия 60%;
- нестоимостным критерием оценки заявок на участие в конкурсе является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость критерия 40%.
Конкурсной документацией установлены следующие показатели нестоимостного критерия оценки: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Оценка показателя (баллы) - 100. Коэффициент значимости показателя - 0,4. По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 190 штук. Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов, содержащих сведения об объеме выполненных работ. Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Предельное необходимое максимальное значение показателя - 760 шт. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле, указанной в пункте 24 Правил.
Конкурсной документацией установлены следующие показатели стоимостного критерия оценки: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Оценка показателя (баллы) - 100. Коэффициент значимости показателя - 0,6. По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 27 651 670,47 рублей. Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов, содержащих сведения о стоимости выполненных работ. Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 110 606 681,88 рублей.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле, указанной в пункте 24 Правил.
В связи с несогласием с условиями документации открытого аукциона Кулаков А.В. обратился в управление с жалобой на действия заказчика, которая явилась основанием для возбуждения дела N 026/06/54.3-2549/2020 о нарушении законодательства о закупках.
По итогам рассмотрения дела управлением вынесено решение от 23.11.2020 по делу N 0221100000120000325, заказчик признан нарушившим статью 8, 32, 54.3 Закона N 44-ФЗ, требования Постановления N 1085.
23 ноября 2020 года заказчику вынесено обязательное для исполнения предписание N 783, согласно которому заказчику указано на необходимость устранить нарушения требований Постановления N 1085, статей 54.3, 32, 8 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем: документацию открытого конкурса в электронной форме N 0221100000120000325 "Выполнение в 2021 году работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей" привести в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ в соответствии с доводами, указанными в решении; внести соответствующие изменения путем размещения соответствующей информации на официальном сайте; продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 54.2 Закона N 44-ФЗ; протоколы, составленные в ходе закупки отменить.
Не согласившись вышеназванным решением и предписанием управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования фонда, суд руководствовался положением статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 32, 54.3, Закона N 44-ФЗ, Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085).
Суд пришел к выводу о том, что жалоба Кулакова А.В. не содержала доказательств, свидетельствующих о том, что установленные в конкурсной документации нестоимостные критерии, порядок оценки заявок, создают преимущественные условия участия в конкурсе одному потенциальному участнику. Значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют участию в рассматриваемом конкурсе, не создают преимущества конкретному участнику закупки, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком в конкурсной документации. Предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу (доказательств обратного в материалы дела не представлено), а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Между тем суд не учел следующего.
Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок), утвержденными во исполнение указаний части 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), определено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки и нестоимостные критерии оценки. К числу последних относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пункт 4 Правил оценки заявок).
На основании пункта 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В свою очередь, согласно пункту 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
деловая репутация участника закупки.
Заказчик вправе в качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе определить в том числе нестоимостный критерий (наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставляемого характера и объема).
При этом участник закупки, не набравший баллы по спорным показателям, от участия в закупке не отстраняется и, может стать победителем конкурса, исходя из оценки по стоимостному критерию.
По вышеуказанному открытому конкурсу N 0221100000120000325 предлагается к заключению контракт для изготовления 257 штук протезов, стоимостью 27 млн рублей, а в подтверждение опыта работы участнику необходимо представить контракты за 3 года на выполнение 760 штук протезов, стоимостью более 110 млн рублей.
При оценке заявок участников конкурса предъявляемые заказчиками требования к опыту работы в три раза увеличены как в части опыта, исчисляемого в количестве изготовленных протезов, так и в части общей стоимости исполненных контрактов.
Установление заказчиком предельных максимальных значений по указанным показателям, в несколько раз увеличенным по отношению к соответствующим показателям предмета закупки, являются избыточными и необъективными, не могут являться критериями опыта сопоставимого характера, и ограничивают потенциальный круг участников.
Таким образом, действия заказчика, установившего избыточные и необъективные максимальные показатели по нестоимостному критерию нарушают требования статьи 8, части 8 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ.
В конкурсной документации так же указан показатель критерия оценки "опыт участника" - сведения о наличии опыта участника подтверждается копиями государственных (муниципальных) контрактов, сопоставимых характера и объема.
Критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ только по государственным (муниципальным) контрактам нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам запроса предложений, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, что нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона N 44-ФЗ
Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных. Подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют). Применение критерия означает, что квалификацию участника, имеющего опыт успешного выполнения работ не для государственных или муниципальных нужд, конкурсная комиссия необоснованно оценит в 0 баллов. Следовательно, действия заказчика ограничивают права участников закупки. Указанный правовой подход согласуется со сложившейся судебной практикой: определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 303-КГ16-12778, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2021 по делу N А20-5207/2020.
Это означает, что решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, а требования заявителя - отклонению как необоснованные.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.09.2021 по делу N А63-19956/2020 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19956/2020
Истец: ГУ СТАВРОПОЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Кулаков Александр Викторович, ООО "Ринал-ОРТО", ООО "ЦЕНТР ПРОТЕЗИРОВАНИЯ И ОРТОПЕДИИ", ФГУП "МОСКОВСКОЕ ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГУП Пятигорский филиал "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты РФ, ООО "РТС-ТЕНДЕР"