г. Ессентуки |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А63-6701/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии представителя Министерства экономического развития Ставропольского края - Гетманского В.С. (по доверенности от 24.12.2020 N 24), с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮгТехЦентр" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.09.2021 по делу N А63-6701/2021 (в составе судьи Костюкова Д.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЮгТехЦентр" (далее - Общество) о взыскании денежных средств, предоставленных по договору от 26.12.2019 N МСП-3 64/19-29 о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования и специализированной техники с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) в размере 3667680р, расторжении договора от 26.12.2019 N МСП-3 64/19-29.
Решением суда от 13.09.2021 требования Министерства удовлетворены, расторгнут договор от 26.12.2019 N МСП-3 64/19-29, с Общества взысканы денежные средства, предоставленные по договору от 26.12.2019 N МСП-3 64/19-29 в размере 3667680р, взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела. Судебный акт мотивирован доказанностью Министерством оснований для возврата выданной субсидии.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в возврате выданной субсидии. Считает, что отсутствуют основания для возврата субсидии в бюджет.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Удовлетворено ходатайство Министерства об участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края.
От Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Представитель Министерства в судебном заседании возразил по существу доводов Общества, просит решение суда оставить без изменения. Считает требования Общества необоснованными.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Министерство в соответствии с Положением о министерстве экономического развития Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.07.2008 N 541, является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики, осуществляющим в пределах своей компетенции управление и нормативно-правовое регулирование в сфере анализа, прогнозирования и стратегического планирования экономического и социального развития Ставропольского края, внешнеторговой, внешнеэкономической, международной, межрегиональной, выставочно-ярмарочной, инвестиционной деятельности, включая реализацию отдельных механизмов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Ставропольского края, и инновационной деятельности, а также разработку и реализацию государственных программ Ставропольского края и ведомственных целевых программ.
26.12.2019 на основании Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования и специализированной техники с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 13.08.2019 N 364-п (далее - Порядок N 364), и на основании решения конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае для оказания государственной поддержки в виде предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с уплатой специализированной техники с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), от 20.12.2019 N 4 между Министерством и Обществом заключен договор N МСП-3 64/19-29 о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования и специализированной техники с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). Предметом договора являлось предоставление из краевого бюджета в 2019 году субсидии в размере 3667680р в целях возмещения части затрат общества, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования и специализированной техники с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее - субсидия) в рамках реализации проекта "Приобретение грузовой техники для увеличения объемов грузоперевозок" (далее соответственно - предмет договора, проект).
Предметом договоров лизинга от 24.07.2019 N N 8817/2019, 8818/2019, 8819/2019 и 8820/2019 (с учетом дополнительных соглашений от 21.11.2019) (далее - договоры NN 8817/2019, 8818/2019) являлись грузовые транспортные средства. В соответствии с пунктом 3.1.3.3 договора Общество обязалось предоставлять ежеквартальную отчетность о достижении показателей результативности использования субсидии (далее - отчетная документация).
В ходе реализации проекта Обществом планировалось создание и сохранение 5 рабочих мест со среднемесячной заработной платой 12000р в январе 2020 года.
27.12.2019 платежным поручением N 1713 субсидия в размере 3667680р перечислена на расчётный счет Общества.
30.10.2020 в Министерство поступил отчет Общества за III квартал 2020 года, в котором Общество указало на факт изъятия лизинговой организацией предметов договоров лизинга, наличие и использование которых по целевому назначению без права продажи, сдачи в аренду (субаренду) и иной передачи прав на предметы лизинга в течение 2 лет со дня предоставления субсидии являлось безусловным основанием для предоставления субсидии по договору (пункты 1.1, 1.2 и 3.1.3.2 договора).
16.11.2020 Министерством проведена плановая проверка отчетной документации Общества, составлен акт проверки N 1. В ходе проверки установлены нарушения Обществом условий предоставления субсидии.
27.11.2020 Министерством в адрес Общества направлено требование N МЭР-05/677 о необходимости возврата субсидии.
05.02.2021 Министерством повторно направлено требование N МЭР-05/677 о возврате субсидии.
Обязательство по возврату субсидии со стороны Общества не исполнено, субсидия в размере 3667680р не возвращена, иных действий по урегулированию возникших разногласий, в том числе по возобновлению реализации проекта или возврату субсидии и расторжению договора, Общество не предпринимало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с заявлением.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствие с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Правила возврата субсидии предусмотрен пунктом 21 Порядка N 364, в соответствии с которым возврат производится получателем субсидии в случаях: нарушение получателем субсидии порядка предоставления субсидии; установления факта представления министерству недостоверных сведений в целях получения субсидии.
Пункт 4.1.8 договора также предусмотрено, что нарушение условий порядка и договора является основанием для возврата полученной субсидии.
Возможность расторжения договора и возврата субсидии с учетом указанных положений правил и договора предусмотрена в случае недостижения получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии.
Министерство в соответствии с пунктом 4.1.6 договора осуществляет контроль за соблюдением Обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных порядком и договором, путем проведения по месту нахождения Министерства плановых проверок отчетной документации, анкеты мониторинга и иных документов, а также внеплановых проверок по месту нахождения общества путем документального и фактического анализа операций Общества, связанных с использованием субсидии.
В рассматриваемом случае бизнес-план (технико-экономическое обоснование) проекта, в рамках которого техника приобреталась в лизинг, содержал указание на создание Обществом 5-ти новых рабочих мест (5 водителей). Из содержания представленной Обществом отчетной документации за IV квартал 2019 года и 1-3 квартал 2020 года вышеуказанные рабочие места были указаны как запланированные, фактически созданы не были, физические лица по указанным рабочим местам не трудоустроены.
Таким образом, заключив соглашение, Общество приняло на себя обязательства по исполнению его условий, вместе с тем, надлежащим образом соглашение не исполнено, фактически рабочие места не созданы, запланированные мероприятия программы не достигнуты.
Изъятие лизингодателем у Общества оборудования и специализированной техники, не признается обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор), а является следствием нарушения платежной дисциплины Общества. Отсутствие у Общества денежных средств, необходимых для осуществления расчетов по договорам от 24.07.2019 N N 8817/2019, 8818/2019, 8819/2019 и 8820/2019 является риском самого Общества. Отсутствие необходимых денежных средств у Общества в условиях пандемии не является основанием для его освобождения от гражданско-правовой ответственности.
Как отмечено в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).
Общество, до направления письма от 30.10.2020 N 30/10, не сообщало Министерству о возникших, по его мнению, обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор), в том числе в связи с введенными ограничениями по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о недобросовестности и неразумности, нарушении принципа эффективности (результативности) использования средств субсидии. Фактически Общество с марта 2020 года по конец октября 2020 года, т.е. на протяжении почти 9 месяцев, не предпринимало мер, направленных на извещение Министерства о возникновении финансовых затруднений.
При этом в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края N 101 деятельность организаций и предприятий, в том числе оказывающих услуги в сфере перевозок, не приостанавливалась, поскольку указанное постановление содержит исключительно рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, граждан, руководителей организаций всех форм собственности по принятию мер, направленных на предотвращение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ставропольского края, конкретные запреты установлены только в случаях проведения массовых мероприятий, даны конкретные поручения органам исполнительной власти Ставропольского края. Запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан не могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, распространяющими свое действие до конца 2020 года, поскольку указанные ограничения, были частично сняты постановлением Губернатора Ставропольского края от 25.04.2020 N 168 "О внесении изменений в постановлением Губернатора Ставропольского края от 26.03.2020 N 119 "О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края" (далее - постановление N 168).
Не нашли своего подтверждения доводы Общества о том, что в январе-феврале 2020 года с целью создания 5-ти запланированных рабочих мест проводился анализ размещенных резюме в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.hh.ru, проводились собеседования с кандидатами, однако подобрать персонал не представилось возможным. Какие-либо доказательства осуществления осуществление вышеуказанных действий (скриншоты размещенных резюме, аудиозаписи собеседований), не представлено. Мероприятия, направленные на размещение объявлений об открытых вакансиях либо обращение в ГКУ СК "Центр занятости населения Ставропольского края", Обществом не проводились.
Признание Общества пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не влечет бесспорного признания его таковым во всех гражданских правоотношениях, не признается обстоятельством непреодолимой силы, не влечет для контрагентов Общества обязательного освобождения от исполнения обязательств по существу (предоставления отсрочки, рассрочки исполнения обязательств), погашения (прощения) его долга.
Поскольку факт неисполнения Обществом обязанности по возврату денежных средств установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела, а доказательств наличия обстоятельств, в качестве оснований освобождения от ответственности лица, не исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, Обществом не представлено, требование Министерства о взыскании с Общества задолженности по договору от 26.12.2019 N МСП-364/19-29 правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, решения суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.09.2021 по делу N А63-6701/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6701/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "ЮГТЕХЦЕНТР"