г. Самара |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А65-14687/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного учреждения "Департамент экологии и благоустройства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 августа 2021 года по делу N А65-14687/2021 (судья Минапов А.Р.),
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Департамент экологии и благоустройства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан", г.Альметьевск (ОГРН 1031608002360, ИНН 1644010401),
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Альметьевском, Заинском, Лениногорском, Сармановском районах, г.Альметьевск (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057),
об отмене постановления N 198/25 по делу об административном правонарушении от 01.06.2021 г.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение "Департамент экологии и благоустройства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Альметьевском, Заинском, Лениногорском, Сармановском районах (далее - ответчик), об отмене постановления N 198/25 по делу об административном правонарушении от 01.06.2021 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Муниципальное бюджетное учреждение "Департамент экологии и благоустройства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что субъектом, отвечающим за обращения с медицинскими отходами, являются сотрудники организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, которые осуществляют сбор, временное хранение и вывоз отходов в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Альметьевском, Заинском, Лениногорском, Сармановском районах апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Альметьевском, Заинском, Лениногорском, Сармановском районах поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
31 мая 2021 г. при анализе представленных документов, фото и видео-фиксации материала проверки, поступивших из органов УФСБ России по Республике Татарстан в городе Альметьевске (вх. рег. N 25-1/1798 от 27.05.2021 г.) установлено, что МБУ "Департамент экологии и благоустройства АМР РТ", на которое возложена функция по осуществлению деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию, размещению и использованию отходов, по содержанию и обслуживанию биотермических ям на территории Альметьевского муниципального района, нарушены санитарно-эпидемиологические требования к накоплению, размещению (захоронении), обезвреживанию отходов - I - IV - класса опасности.
По данному факту Управлением Роспотребнадзора составлен протокол об административном правонарушении (на юридическое лицо) N 300 от 31 мая 2021 г. и вынесено постановление N 198/25 по делу об административном правонарушении (юридическое лицо) от 1 июня 2021 г., ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.6.35 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 250 000 руб.
Заявитель не согласился с данным постановлением Управления Роспотребнадзора, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что МБУ "Департамент экологии и благоустройства АМР РТ" не является субъектом, отвечающим за обращение с медицинскими отходами, ссылаясь на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09 декабря 2010 г. N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых доводы заявителя отклонены, в удовлетворении заявления отказано.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. N 3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09 декабря 2010 г. N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" признано утратившим силу с 01 марта 2021 г.
Взамен данного документа принят СаНПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)". Указанный документ включен в перечень нормативно-правовых актов, на которые не распространяются требование об отмене с 01 января 2021 г., установленное ФЗ от 31 июля 2020 г. N 247. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускается до 01 марта 2021 г.
Как установил суд, статьей 1.1 Устава МБУ "Департамент экологии и благоустройства АМР РТ", утв. постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "Альметьевский муниципальный район" от 18 июня 2020 г N 780, предусмотрено, что заявитель является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием "Альметьевский муниципальный район" для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренной законодательством Российской Федерации полномочий в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в области благоустройства и регулирования использования природных ресурсов (статья 1.1 Устава).
Учредителем и собственником департамента является муниципальное образование "Альметьевский муниципальный район" (статья 1.3 Устава).
МБУ "Департамент экологии и благоустройства АМР РТ" для достижения целей своей деятельности несет обязанности, может выступать в качестве стороны в арбитражном, третейском судах, в судах общей юрисдикции (статья 1.5 Устава).
Согласно статье 2.2 Устава юридическое лицо для достижения своих целей осуществляет в том числе деятельность по содержанию и обслуживанию биотермических ям на территории города; осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию, размещению и использованию отходов.
Статьей 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления (далее по тексту - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов -хранение и захоронение отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Судом из анализа материалов дела установлено, что заявитель заключает договоры с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по приему на обезвреживание медицинских и биологических отходов, свидетельством этому является заключение соответствующих договоров, по которым исполнитель в лице, оказывает услуги по приему на обезвреживание биологических отходов. Соответственно, заявитель осуществляет хозяйственную деятельность по обращению с отходами.
Согласно ст.11 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52).
В силу ч.1 и ч.3 ст.29 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 и п.3 ст.39 ФЗ от 30.03.1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения 2 на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Часть 1 статьи 49 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323 дает определение медицинским отходам, под которыми понимаются -все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы разделяются на следующие классы: 1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам; 2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы; 3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; 4) класс "Г" -токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным; 5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3-4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями (п. 2 Критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания" утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681").
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 3 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно материалам дела с 17 час. 10 мин. по 19 час. 20 мин. 21 мая 2021 года был произведен осмотр скотомогильника "Яма Беккера", находящегося по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, земельный участок с кадастровым номером 16:45:030136:121, географические координаты: 54.873380 52.338122, что соответствует адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, южнее перекрестка Объездной тракт - ул. Шоссейная, с участием представителя заявителя, в присутствии сотрудника УФСБ России по РТ, заместителя начальника СИАК ЮВТУ МЭПР РТ, государственного инспектора РТ в области окружающей среды.
Осмотром установлено, что на территории данного участка с обозначенными выше координатами имеется место захоронение медицинских отходов общей площадью не менее 299 кв. метров:
1. на земельном участке площадью -116,52 кв. метра были обнаружены захороненные медицинские отходы класса "Б": использованные медицинские шприцы, стеклянные ампулы из под лекарств - РЬ9833550, синтетические диализаторы - Elisio в количестве более 100 шт., системы из синтетического диализатора, системы от капельниц, медицинские маски, бутылки от глюкозы "Диас" объемом - 1000 мл, медицинские пеленки, целлофан, ампулы от цифотаксима, медицинские перчатки синие, иглы от шприцов. Глубина захоронения -3 метра;
2. на земельном участке площадью -182,79 кв. метра были обнаружены захороненные медицинские отходы класса "Б": шприцы медицинские, иглы от шприцов, медицинские перчатки, шприцы от инсулина, системы от капельниц, стеклянные капельницы. Глубина захоронения - 1 метр.
Однако, право на захоронение медицинских отходов на территории указанного скотомогильника отсутствует, участок не соответствует нормативному состоянию, ввиду отсутствия всех необходимых условий, факт захоронения и места захоронения медицинских отходов зафиксирован фото и видеосъёмкой.
Анализ представленных фотографий и видеосъемки показал, что медицинские отходы, которые отнесены к критериями разделения медицинских отходов к 4 классу опасности, погребены под слоем почвы, без проведения обязательной процедуры обезвреживания.
Для обезвреживания медицинских отходов по выбору применяются в числе прочих аппаратные способы такие как инсинерация (сжигание), микроволновая или температурная обработка, термическое обезвреживание при помощи высоких температур. Указанные способы позволили бы устранить патогенное начало эпидемиологически опасных класса "Б" отходов. Устранение их эпидемиологической значимости в окружающей среде и уменьшение объемов, утрата "товарных" свойств должно происходить за счет процессов измельчения, прессования, спекания, что исключает вероятность несанкционированного использования составных частей медицинских отходов (медицинские маски, перчатки, системы от капельниц).
Кроме того, представленным заместителем начальника - ветеринарным врачом Альметьевского районного государственного ветеринарного объединения актом обследования городской биотермической ямы и территории установлено, что в биотермической яме обнаружены медицинские отходы, упакованные в пакеты белого цвета в количестве около 15 штук и пакеты белого цвета в количестве 10 штук. Указанное говорит о том, что в биотермической яме происходит накопление (хранение) медицинских отходов, что запрещено. Биотермическая яма своей целью используется для уничтожения (утилизации) биологических отходов, местом хранения (накопления) быть не может, поскольку хранением занимаются только медицинские учреждения, производящие отходы.
Представленным актом обследования территории городской биотермической ямы установлено, что на территории под грунтом обнаружены пакеты желтого и белого цвета, флаконы, резиновые системы, шприцы, иглы от шприцов, перчатки резиновые. Некоторые медицинские отходы, пакеты с содержимым в них медицинскими отходами частично уничтожены, имеют характерные следы горения. В металлической емкости в левом углу от входа на территорию "Яма Беккера" имеются пакеты белого и желтого цвета с буквенной маркировкой "Отходы класса Б", что также свидетельствует о факте скопления отходов.
21 мая 2021 г. в период времени с 18 час. 15 мин. по 19 час. 00 мин сотрудником полиции по координатам расположения скотомогильника "Яма Беккари" был произведен осмотр земельного участка с расположенной на нем биотермической ямой, внутри которой находились пакеты в количестве около 5 шт. желтого цвета, 10 пакетов белого цвета с нанесенными на них маркировками с надписью "Отходы класса Б". При осмотре земельного участка обнаружен навал грунта, при осмотре обнаружены медицинские отходы. Кроме того, осмотром установлено, что на территории скотомогильника расположены три емкости в виде крематоров для сжигания медицинских отходов.
Зафиксированные актами обследования, протоколами осмотра места происшествия факты обнаружения медицинских отходов указывают на то, что обезвреживание медицинских отходов фактически не осуществлялось.
Кроме того захоронение в почву осуществлялось незаконно, к тому же без разрушения "товарного вида" (измельчение, спрессование), установлен факт хранения на территории в открытом доступе необезвреженных медицинских отходов организаций.
Изложенное свидетельствует о том, что на территории городского скотомогильника с расположенной в ней биотермической ямой происходило хранение, захоронение в почву необезвреженных медицинских отходов класса "Б" с нарушением правил, установленных нормативно-правовыми актами, регулирующих правила обращения с таким отходами, обязывающих хозяйствующие субъекты осуществлять деятельность по обращению с отходами безопасным для окружающей среды способом.
Статьями 13,42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность землепользователей проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами; собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение земель.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21). Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297).
Глава 10 данного нормативного документы предъявляет требования к обращению с отходами.
В силу п.157 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека: отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3-4 групп патогенности (эпидемиологически опасные отходы, далее - класс Б), в том числе: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности;
Классификация медицинских отходов в Российской Федерации базируется на их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, с учетом их возможного негативного воздействия на среду обитания (критерием в этом случае является определение класса опасности отхода).
Критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями.
Согласно п.163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы: сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность; перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы; обеззараживание (обезвреживание) отходов; транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Медицинские отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции (п. 174 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п.175 СанПиН 2.1.3684-21 медицинские отходы класса Б должны собираться работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов. Для сбора острых медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости контейнеры), которые должны иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.
Пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 установлены способы и методы обезвреживания медицинских отходов класса "Б" и которым предъявляются санитарно - эпидемиологические требования:
в) физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;
ж) термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод);
Обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (п.213 СанПиН 2.1.3684-21).
Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород) (п.215 СанПиН 2.1.3684-21).
Подпункт "к" указанного пункта СанПиН 2.1.3684-21 оговаривает, что размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения.
Следовательно медицинские отходы могут быть захоронены на полигоне ТКО, при обязательном условии из измельчения, либо прессования, которая делала бы невозможность повторного применения. Вместе с тем, скотомогильник не относится к объектам ТКО. На полигоны ТКО допускается принимать ТКО, твердые промышленные отходы III - IV классов опасности и медицинские отходы класса А, а также классов Б и В после соответствующего обеззараживания, обезвреживания (п.244 СанПиН 2.1.3684-21).
Захоронение отходов допустимо лишь на полигоне ТКО, имеющие соответствующие заключения о соответствии обязательным требованиям.
Для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт и грунты хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа (п.239 СанПиН 2.1.3684-21).
Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (п.216 СанПиН 2.1.3684-21).
При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) (п.220 СанПиН 2.1.3684-21).
На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре (п.221 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п.2.8 СП 2.1.3678-20 Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61953), на территории земельного участка, используемого хозяйствующим субъектом на праве собственности или ином законном основании (далее по тексту - собственная территория), не допускается скопление мусора. Уборка собственной территории проводится ежедневно или по мере загрязнения.
С учетом изложенного суд верно указал, что размещение на территории скотомогильника медицинских отходов класса "Б" в открытом виде и доступе, а также установленный факт захоронения медицинских отходов класса "Б" без обезвреживания аппаратными методами, свидетельствует о том, что применяемые способы обращения с отходами не являются безопасными для здоровья населения и окружающей среды, не обеспечивается цель нераспространения возбудителей инфекционных болезней человека и животных.
Соответствующим образом, как незаконный способ обезвреживания (уничтожения) оценены судом и административным органом доводы сотрудников МБУ "Департамент экологии и благоустройства АМР РТ", которые указали, что сжигание медицинских отходов на территории городского скотомогильника происходило на протяжении длительного времени в необорудованной и не предназначенной для таких целей установках - в металлических емкостях.
В силу ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействий хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального Закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение, обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Принимая во внимание изложенное, суд верно указал, что в рассматриваемом случае ответственность за совершение вышеприведенных правонарушений возлагается на заявителя, как на организацию, которая осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию отходов.
Согласно ч.1 ст.6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции ч. 1 статьи 6.35 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, обстоятельств для квалификации в качестве малозначительного совершенного заявителем административного правонарушения, суд не усматривает.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено. В ходе административного производства административный орган действовал законно в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав заявителя, постановление вынесено полномочным лицом.
Из анализа указанных норм права и обстоятельств дела, суд сделал правильный вывод о наличии состава административного правонарушения и отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
На возможность применения судами общей и арбитражной юрисдикции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения указано и в Определениях Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-0, от 5 ноября 2003 г. N 349-О.
В п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. При этом, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Доказательств того, что нарушение носило исключительный характер и заявителем были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований закона, но нарушение произошло по независящим от него причинам, в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку сжигание медицинских отходов на территории городского скотомогильника происходило на протяжении длительного времени, суд верно указал на отсутствие оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного.
Аналогичная правовая позиция получила свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2018 г. N 305-АД18-4085 по делуN А40-73374/2017.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц заявитель не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что исключает возможность применения статьи 4.1.1. КоАП РФ. Более того, совершенное заявителем административное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для снижения штрафа по правилам части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку заявителем таких доказательств не добыто и арбитражному суду не представлено. Характер, повышенная опасность допущенного нарушения не свидетельствуют о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела.
Установление в законе значительного размера минимального штрафа свидетельствует о том, что законодателем рассматриваемое правонарушение отнесено к категории имеющих наиболее повышенную общественную опасность для охраняемых отношений.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Ответственность за совершение вышеприведенных правонарушений правомерно возложена на Муниципальное бюджетное учреждение "Департамент экологии и благоустройства Альметьевского муниципального района РТ", как на организацию, которая осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию отходов.
Материалами дела об административном правонарушении факт административного правонарушения доказан.
Пренебрежительное отношение Муниципальным бюджетным учреждением "Департамент экологии и благоустройства Альметьевского муниципального района РТ" к соблюдению требований санитарно - эпидемиологического законодательства создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, так как влечет негативные последствия в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку размещение и захоронение указанных отходов без осуществления требуемых процедур может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний, создать опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нанести вред окружающей среде.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 августа 2021 года по делу N А65-14687/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14687/2021
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение "Департамент экологии и благоустройства Альметьевского муниципального района", Муниципальное бюджетное учреждение "Департамент экологии и благоустройства Альметьевского муниципального района", г.Альметьевск
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Альметьевском, Заинском, Лениногорском, Сармановском районах, г.Альметьевск
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан)