г. Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А40-71946/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
С.Л.Захарова, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2021 по делу N А40-71946/21
по заявлению Россельхознадзора
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7706096339)
третье лицо: ООО "Велес",
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Резникова А.Ю. по дов. от 31.05.2021; |
от заинтересованного лица: |
Рулева А.К. по дов. от 19.08.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее также - заявитель, Россельхознадзор, заказчик) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России (далее также - антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 12.01.2021 по делу N 21/44/105/13 в части признания в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и передаче материалов соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решением суда от 31.08.2021 заявление Россельхознадзора оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласился заявитель и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Россельхознадзора поддержал доводы жалобы, представитель ФАС России поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ФАС России поступила жалоба ООО "Велес" на действия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту компьютеров и периферийного оборудования (в том числе замена запасных частей при выполнении работ по ремонту компьютеров, периферийного оборудования) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100013020000017) (далее - Аукцион, Жалоба).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки комиссия ФАС России установила, что извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.12.2020; начальная (максимальная) цена контракта - 9 925 200 рублей; на участие в аукционе подано 7 заявок от участников закупки, которые допущены до участия в Аукционе; дата проведения аукциона - 24.12.2020.
Победителем аукциона признано ООО "Велес" с минимальным предложением о цене контракта в размере 3 238 523,44 рубля.
По мнению ООО "Велес", его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не направившего в регламентированный срок мотивированный отказ в принятии банковской гарантии, представленной ООО "Велес" в качестве обеспечения исполнения контракта.
В результате рассмотрения Жалобы ООО "Велес" и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ФАС России приняла решение от 12.01.2021 по делу N 21/44/105/13, согласно которому жалоба ООО "Велес" признана необоснованной, в действиях заказчика признано нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выраженное в неправомерном установлении заказчиком требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе.
В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавалось.
Не согласившись с указанным решением в части признания в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и передаче материалов соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы Россельхознадзора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 31 документации об аукционе установлены отдельные требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, в том числе требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе:
"1. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержится в части I "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" и приложении N 2 к части II "Информационная карта аукциона в электронной форме".
2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
2.1. согласие участника электронного аукциона на выполнение работ, поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, в том числе Техническим заданием (Часть III "Техническая часть документации об электронном аукционе"), и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2.2. при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в п. 7 Технического задания Части III. "Техническая часть документации об электронном аукционе" настоящей документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Согласно Приложению N 1 к части II "Информационная карта аукциона в электронной форме", начальная цена единиц работы, начальная цена единиц запасных частей к технике, начальная сумма цен единицы работ, начальная сумма цен запасных частей к технике определены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Приказом Минэкономразвития России N 567 от 02.10.2013 "Об утверждении методических рекомендации по применению методов определения (начальной) максимальной цены, цены контракта". Для определения начальной цены единиц работ, начальной цены единиц запасных частей к технике использованы ценовые предложения с информацией из коммерческих предложений (ценовых предложений), полученных на запрос Заказчика на предоставление ценовой информации от 25.11.2020 N 4-4-11/211 (Запрос цен N 0173100013020000143 в ЕИС), содержится в столбцах 3, 4, 5 Таблицы N 1 "Информация о ценовых предложениях на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту техники" и Таблицы N 2 "Информация о ценовых предложениях на приобретение запасных частей, которые будут заменены в ходе выполнения работ".
Таким образом начальная сумма цен единицы работы (ОКПД2 95.11.10.190 - Услуги по ремонту прочего компьютерного и периферийного компьютерного оборудования) определена как сумма всех значений, содержащихся в столбце 8 Таблицы N 1 "Информация о ценовых предложениях на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту техники", и составляет 31 130,00 руб. из них: на выполнение работ по техническому обслуживанию техники 12 210,00 руб. и на выполнение работ по ремонту техники 18 920,00 руб.
Кроме того начальная сумма цен запасных частей определена как сумма всех значений, содержащихся в столбце 8 Таблицы N 2 "Информация о ценовых предложениях на приобретение запасных частей, которые будут заменены в ходе выполнения работ по ремонту", и составляет 5 804 052,30 руб., из них: по коду ОКПД2 26.20.21.110 (устройства запоминающие внутренние) - 38 786,00 руб., по коду ОКПД2 26.20.40.190 (комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки) - 5 765 266,30 руб.
При этом требуемые объем и количество определены в столбце 6 Таблиц N 1, N 2 соответственно и равны "1", так как оплата выполненных работ (по ТО, ремонту компьютеров и периферийного оборудования) осуществляется по цене единицы работы (по ТО, ремонту компьютеров и периферийного оборудования) исходя из объема фактически выполненной работы (по ТО, ремонту компьютеров и периферийного оборудования), приобретенных Заказчиком запасных частей осуществляется по цене каждой запасной части к компьютеру, периферийному оборудованию исходя из количества запасных частей, приобретения Заказчиком которых будут осуществлены в ходе исполнения Контракта, но в размере, не превышающем максимальной цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. В данной закупке объем работ, количество запасных частей для ремонта невозможно определить при заключении контракта.
Поскольку до этой закупки большое количество техники, оборудования, отремонтировано (в том числе с заменой запасных частей), технически обслужено, по настоящей закупке планируется исполнение контракта 11 полных месяцев.
Пунктом 5 технического задания документации об Аукционе (Приложение N 1 к Извещению о проведении электронного аукциона) установлен перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту техники.
Согласно пункту 7 технического задания документации об Аукционе (Приложение N 1 к Извещению о проведении электронного аукциона) установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг.
Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту компьютеров и периферийного оборудования Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе. При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту компьютеров и периферийного оборудования.
Информационным письмом от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" ФАС России представила разъяснения о разграничении понятий используемый товар и поставляемый товар при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, согласно которому "заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту производится, например, установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг".
Обосновывая законность установления спорного требования заявитель ссылается на статьи 454,526 ГК РФ, правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 (подпункт "е" пункта 2, 12, 13, 20), Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вместе с тем, Заявителем не учтено следующее.
Пунктом 8 технического задания документации установлено: "В ходе выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту техники Исполнитель своевременно и за свой счет обеспечивает персонал рабочим инструментом, необходимым техническим и диагностическим оборудованием, измерительными приборами и прочим для качественного выполнения работ, а также в соответствии с условиями настоящего технического задания обеспечивает технику при проведении работ по ремонт данной техники всеми необходимыми запасными частями, которые предусмотрены в п. 7 настоящего технического задания, исходя из потребности Заказчика.
Перед выполнением работ по ремонту техники исполнитель обязан по требованию заказчика предоставить:
- относящиеся к запасным частям документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе документы от производителей запасных частей, подтверждающие их оригинальность, срок гарантии и срок годности, совместимость с конкретной техникой;
- копии сертификатов соответствия, подтверждающих соответствие каждой запасной части требованиям законодательства Российской Федерации, или отказное письмо об отсутствии у Исполнителя обязанности обладания сертификатов соответствия в отношении запасных частей, продаваемых Исполнителем при выполнении работ по ремонту техники".
В соответствии с пунктом 2.3 контракта оплата выполненных работ (по ТО, ремонту компьютеров и периферийного оборудования) осуществляется по цене единицы работы (по ТО, ремонту компьютеров и периферийного оборудования) исходя из объема фактически выполненной работы (по ТО, ремонту компьютеров и периферийного оборудования), приобретенных Заказчиком запасных частей осуществляется по цене каждой запасной части к компьютеру, периферийному оборудованию исходя из количества запасных частей, приобретения заказчиком которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем максимальной цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, в соответствии с которыми заключен Контракт, и п. 2.1 контракта максимальной цены Контракта.
Пунктом 2.7 контракта установлен следующий порядок оплаты: "В соответствии с п. 2.3 Контракта по результату исполнения заявки на ТО и/или ремонт Государственный заказчик оплачивает результаты исполнения контракта по всем отчетным месяцам, за исключением отчетного месяца - декабрь, в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней с даты подписания сторонами акта выполненных работ (за все отчетные месяцы, за исключением отчетного месяца -декабрь) и товарной накладной (за все отчетные месяцы, за исключением отчетного месяца - декабрь) (составляется и подписывается сторонами в случае если проводилась замена запасных частей компьютеров, периферийного оборудования) путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в разделе 14 Контракта".
Согласно пункту 3.2 контракта в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты окончания отчетного месяца (кроме отчетного месяца - декабрь) и в течение 1 (одного) календарного дня с даты окончания отчетного месяца, которым является декабрь, Исполнитель обязан предоставить Государственному заказчику:
- Акт выполненных работ, содержащий перечень и объем выполненных работ по техническому обслуживанию и/или ремонту компьютеров, периферийного оборудования за отчетный месяц, и подписанный Исполнителем, в 2-х экземплярах;
- Товарную накладную, содержащую перечень и количество замененных запасных частей компьютеров, периферийного оборудования и подписанную Исполнителем, в 2-х экземплярах (предоставляется, если при выполнении работ проводилась замена запасных частей техники);
- счет-фактуру (предоставляется, если Исполнитель признается плательщиком НДС), в 1-м экземпляре;
- счет на оплату, в 1-м экземпляре.
Как указывает заявитель, "спорная закупка является "смешанной закупкой", в рамках которой приобретаются, по отдельности, работы и товары. При этом приобретенные (поставленные) товары будут поступать на склад заказчика, ставиться на бухгалтерский учет заказчика в качестве материальных запасов, списываться заказчиком после их использования в ремонте".
Вместе с тем, указанный довод прямо противоречит пункту 13.4 контракта, согласно которому "по Контракту запасные части приобретаются Государственным заказчиком исключительно для выполнения работ по ремонту компьютеров, периферийного оборудования. По Контракту приобретение Государственным заказчиком запасных частей впрок не допускается".
Заявитель также указывает, что на основании части 24 статьи 22, части 5 статьи 68 Закона о контрактной системе любой заказчик вправе любую закупку осуществить без объема работ (без количества товара), если докажет, что по такой закупке заранее объем подлежащих выполнению работ (количество поставляемых товаров) определить невозможно, при этом спорная Закупка как раз и является закупкой, в которой количество поставляемых товаров и объем подлежащих выполнению работ невозможно определить до момента заключения контракта.
Кратким руководством пользователя (дополнение) по работе с функционалом единой информационной системы в сфере закупок в версии 9.2 в части указания расширения случаев осуществления закупок по цене единицы товара, работы, услуги если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, пунктом 2 разъяснены особенности формирования документов в ЕИС при осуществлении закупки товаров, работ, услуг по цене за единицу товара, работы, услуга в случае невозможности определения количества товара, работы, услуги, согласно которому:
"С 1 июля 2019 вступают в силу изменения, вносимые в ст. 22 Закона N 44-ФЗ, согласно которым в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, при этом исключены ограничения по конкретным видам закупаемых товаров, работ и услуг.
Во исполнение приведенных норм, в случае если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчику необходимо установить признак "Невозможно определить количество (объем) закупаемых товаров, работ, услуг".
При наличии признака "Невозможно определить количество (объем) закупаемых товаров, работ, услуг" при формировании позиции плана-графика закупок необходимо указать значение в поле "Максимальное значение цены контракта, рублей", а также в разделе "Описание объекта закупки" указать начальную цену каждой единицы товара, работы, услуги в полях "Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги" и "Начальная цена единицы товара, работы, услуги, руб.".
При формировании извещения об осуществлении закупки признак "Невозможно определить количество (объем) закупаемых товаров, работ, услуг" наследуется из позиции плана-графика закупок и отображается на вкладке "Объект закупки", при этом поле "Максимальное значение цены контракта" будет заполнено автоматически значением, указанным в позиции плана-графика и будет недоступно для редактирования, а также начальная цена каждой единицы товара, работы, услуги.
Информация о наименовании и коде страны происхождения товара (при наличии) в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира формируется в отношении исполненного контракта на основании документа о приемке поставленного товара.
Подпунктом "е" пункта 2 правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 установлено, что в реестр контрактов включается, в том числе, следующая информация: указанные в контракте объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) с указанием размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), размера аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от цены соответствующего этапа (если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса), информация о цене единицы товара, работы или услуги, срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), наименование страны происхождения товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг с учетом положений подпункта "р" настоящего пункта), а также информация об иных характеристиках объектов закупки.
Согласно положениям "Руководство пользователя. Реестр контрактов", "если была выбрана или унаследована из позиции плана-графика/извещения позиция КТРУ, автоматически заполняется поле "Код и наименование позиции каталога товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд (КТРУ)". В поле "Тип объекта закупки" из раскрывающегося списка выберите требуемое значение:
- Товар;
- Работа;
- Услуга.
В поле автоматически устанавливается значение "Товар", если:
- установлен признак "Объектом закупки является лекарственный препарат";
- установлен признак "Объектом закупки является медицинское изделие".
Поле "Единица измерения" заполняется автоматически значением из справочника ОКЕИ, соответствующим выбранному коду КТРУ/ОКПД 2.
Если с позицией КТРУ связано более одной единицы измерения, то нужное значение выберите из выпадающего списка. При выборе позиции КТРУ, если для нее не задано соответствие с единицами измерения из справочника, либо при выборе кода ОКПД 2, единица по умолчанию - Штука (шт) (при необходимости выберите другое значение при помощи раскрывающегося списка, в котором указаны позиции ОКЕИ). В поле "Количество" укажите количество единиц товара, работы, услуги. В случае, когда количество определить нельзя, поле не заполняется.
В поле "Страна происхождения товара" из раскрывающегося списка выберите требуемое значение (является обязательным полем при указании в поле "Тип объекта закупки" значения "Товар"). При необходимости выбора нескольких стран происхождения нажмите на гиперссылку "Указать несколько стран происхождения товара". В отобразившемся окне (Рисунок 71) установите отметки напротив требуемых стран и нажмите на кнопку "Выбрать". При необходимости воспользуйтесь строкой поиска. При вводе минимум 3 символов текстового наименования или минимум 2 цифр кода страны в поле осуществляется контекстный поиск по значениям справочника ОКСМ.
Какие сведения о новом контракте направить в реестр контрактов документы.
Прикрепите отсканированный проект контракта. Следите за тем, чтобы сведения, которые вы заполнили в структурированном виде, соответствовали сведениям, которые указаны в скане контракта. Указание страны происхождения товара в реестре контрактов обязательно для всех контрактов, предусматривающих:
- поставку товаров,
- поставку товаров в рамках выполнения работ и оказания услуг,
- поставку товара в составе работ по строительству реконструкции, капремонту и сносу, если товар будет поставлен на учет как отдельный объект основных средств".
Таким образом, страну происхождения указывают обязательно, если в поле "Тип объекта закупки" выбрано значение "Товар". Страну указывают и при размещении контракта, и при занесении его исполнения. Об этом сказано в подпункте "е" пункта 2 правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, пункте 20 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 19.07.2019 N 113н "О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками". При закупке работ (услуг) с поставляемым товаром отдельными строками заносят все товары, работы, услуги. По услугам (работам) указывают "Тип объекта закупки" - "Работа (услуга)". Страну происхождения не пишут. По товарам "Тип объекта закупки" - "Товар". Страну - пишут.
Таким образом доводы заявителя, приведенные на страницах 20-24 заявления прямо противоречат вышеизложенным положениям нормативных правовых актов, а также доводам, приведенным на странице 11 заявления, поскольку, учитывая, что только в результате выполнения работ по контракту заказчик на основании товарной накладной, содержащей перечень и количество замененных запасных частей компьютеров, периферийного оборудования сможет определить количество замененных запасных частей техники, указание страны происхождения запасных частей при размещении контракта не представляется возможным, так как заранее определить количество единиц товара, работы, услуги в рассматриваемой Закупке нельзя.
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи. Поэтому в соответствии с пунктом 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации к нему применяются общие нормы закона о договорах купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ), если иное не установлено правилами о договорах поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ). Поскольку в отношении предмета договора поставки специальными правилами не установлено иное, при согласовании данного условия сторонам договора следует руководствоваться общими положениями о договорах купли-продажи (ст. ст. 455, 465 ГК РФ).
В соответствии с указанными статьями условия договора поставки о предмете (товаре) считаются согласованными, если позволяют определить наименование и количество товара.
При этом, в соответствии требованиями статей 455, 465, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре поставке должно быть определено количество приобретаемого товара, при этом количество товара может быть:
- установлено в соответствующих единицах измерения;
- предусмотрено в денежном выражении;
- согласовано путем установления в договоре поставки порядка его определения.
Из пункта 5 статьи 454, пункта 3 статьи 455 и статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенным условием договора поставки является условие о товаре, которое считается согласованным в случае, когда договор позволяет определить наименование и количество товара (Определение ВАС РФ от 05.02.2009 N 785/09 по делу N А56-45440/2007).
Кроме того, Заявителем неправильно трактуются разъяснения, изложенные ФАС России в Информационном письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)", поскольку Заявитель не учитывает, что при проведении закупки работ, услуг заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), в том числе, если товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В рассматриваемом случае работы (услуги), поименованные в пункте 5 технического задания документации об Аукционе, которым установлен перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту техники, однозначно не свидетельствуют, что в ходе выполнения указанных работ (услуг) возникнет необходимость в замене запасных частей компьютеров, периферийного оборудования.
Указанный вывод суда корреспондирует позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в решении от 04.02.2021 по делу N АКПИ20-959:
"Утверждение административного истца о том, что при проведении запроса предложений предоставление конкретных показателей товара не предусмотрено Законом 44-ФЗ, основано на ошибочном толковании норм названного закона и не соответствует положениям части 4 статьи 54.4, пункта 2 части 3 статьи 66, пункта 2 части 9 статьи 82.3 этого закона.
Антимонопольный орган в письме разъяснил, что заказчик не имеет права требовать представления в составе заявки сведений о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указания на товарный знак (при наличии), если: 1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Содержание оспариваемого акта свидетельствует о том, что письмо издано в целях защиты права участника закупки и исключения возможности злоупотреблений со стороны заказчиков при закупке работ либо услуг с использованием товара, поскольку результатом работ или услуг является непосредственно выполненная работа либо оказанная услуга".
Следует отметить, что материальную ценность для заказчика составляет надлежащим образом оказанная услуга по ремонту (обслуживанию) техники, а запасные части для оказания данной услуги, сами по себе, такой ценности не представляют, поскольку фактически являются расходным материалом, используемым при выполнении работ. Данный вывод корреспондирует установленному в п. 13.4 Контракта запрету закупки запасных частей впрок.
Учитывая изложенное, заказчик должен был установить требование о предоставлении исключительно согласия участников Закупки на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту компьютеров и периферийного оборудования (в том числе замена запасных частей при выполнении работ по ремонту компьютеров, периферийного оборудования) в соответствии с Техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), предлагаемых к поставке или поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, требования к которым установлены Заказчиком в пункте 7 Технического задания документации об Аукционе, используемых при выполнении работ.
На основании изложенного, а также учитывая, что при осуществлении закупки Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в аукционе, ФАС России обоснованно пришла к выводу, что вышеуказанные действия заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение ФАС России от 12.01.2021 по делу N 21/44/105/13 в оспариваемой части является законным, обоснованным и принято в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования Россельхознадзора удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2021 по делу N А40-71946/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71946/2021
Истец: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "ВЕЛЕС"