город Томск |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А45-7881/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Аюшева Д.Н. |
|
|
Колупаевой Л.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановым В.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-9737/2021) Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 27 августа 2021 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7881/2021 (судья Л.А. Кладова) по исковому заявлению акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" (ИНН 5405270340 ОГРН 1045401912401 630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Чаплыгина, 57) к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7536029036 ОГРН 1037550010519 630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Мичурина, дом 20)
с участием третьих лиц - Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России",
о взыскании задолженности за период с марта по апрель 2020 года в размере 170 224 руб. 56 коп.,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Лобачёва Л.С., доверенность от 11.07.2019 (в режиме веб-конференции);
от ответчика: не явился (извещен);
от третьих лиц: не явились (извещены).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее по тексту - истец, АО "СИБЭКО") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ответчик, ФГКУ Сибирское ТУИО) о взыскании задолженности за период с марта по апрель 2020 года в размере 170 224 руб. 56 коп.
Решением от 27 августа 2021 года Арбитражного суда Новосибирской области требования истца удовлетворены, с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" взыскана задолженность по оплате тепловой энергии за период с марта по апрель 2020 года в размере 170 224 руб. 56 коп., а также расходы по государственной пошлине в размере 6107 рублей.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что совокупность норм ст. 157.2 ЖК РФ, ч. 5 ст. 100, п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, ст. 678 ГК РФ свидетельствует о том, что наниматель жилого помещения по договору социального найма, к которому - применяются положения о договоре служенного найма в части обязанности по оплате коммунальных услуг, говорит о том, что Пользователи получают коммунальную услугу от ресурсоснабжающей организации, соответственно, оплата за потребленный ресурс является бременем таких нанимателей, о чем прямо указано в пп. 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ. В данном конкретном случае суд нарушил нормы материального права, не применил положения жилищного законодательства, неправомерно взыскал задолженность с ответчиков, тогда как вполне очевидно, что представленными в дело доказательствами факт заселения служебных квартир подтверждается. В ходе судебного заседание установлено, что спорные жилые помещения заселены. В целях представления доказательств ответчиком в лице ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России приобщены к материалам дела документы, подтверждающие заселение вышеуказанных помещений. Как следует из ответа, ФГАУ "Росжилкомплекс", часть здания используется как общежитие квартирного типа, состоит из 45 комнат. В спорный период заселено на основании договора найма служебного помещения -13 комнат. Вместе с тем, истец не исключил из расчета задолженности объекты, предоставленные по договорам найма. Таким образом, в связи с расхождениями предъявленных к взысканию сумм и не исключение истцом заселенных жилых помещений расчет истца не может быть признан арифметический верным. Учитывая изложенное, выводы суда об обязанности Учреждения оплачивать поставленную теплоэнергию противоречат как действующему законодательству, так и нормативному регулированию в сфере содержания и эксплуатации имущества Вооружённых Сил Российской Федерации. Податель жалобы просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Учреждению в полном объеме.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство обороны Российской Федерации в представленном отзыве ссылается на наличие обязанности по оплате коммунальных услуг на нанимателях спорных помещений; обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы по содержанию и эксплуатации переданного им имущества.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, дал пояснения по вопросам суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "СИБЭКО" оказывало услуги теплоснабжения, в том числе в отношении общежития, расположенного по адресу Новосибирская область, г. Новосибирск, территория военного городка д. 1066/1, в отсутствие заключенного в установленном порядке договора ресурсоснабжения.
В целях фиксации факта потребления ресурсов, в присутствии представителя ответчика, истцом были составлены акты о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии от 15.12.2020 г. N 701/029, N 701/030. Данный факт ответчиком не оспорен, подтверждается материалами дела.
Неоплата оказанных услуг за период марта по апрель 2020 года послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания своего имущества.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Новосибирской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации.
Передаточным актом при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011 здание казармы (инв. N 941) по адресу: г. Новосибирск, военный городок N 1 передан на праве оперативного управления ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ.
Актом приема-передачи здания в эксплуатацию от 01.04.2017 N 26 здание казармы передано ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 года создано ФГБУ "ЦЖКУ" и с 01.04.2017 приняло на себя обязанности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 приказа Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 года основной целью ФГБУ "ЦЖКУ" является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как установлено судом, 01.04.2017 по акту приема-передачи N ЦВО/ЖКУN12/ЖКУN1-N26 ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России передало, а ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России приняло объект.
13.09.2017 Министерство обороны РФ передало по договору N З-УЖФ1 от 13.09.2017 управление объектом ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России.
30.10.2017 по акту приема-передачи N 54 ООО "ГУ ЖФ" передает, а ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России принимает объект.
01.11.2017 дополнительным соглашением от 22.12.2017 к договору N 3- УЖФ-1 от 13.09.2017 объект исключен из перечня объектов жилого фонда, переданного в управление ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России.
12.01.2018 приказом ГЖИ НСО N 2055/10 объект исключен из реестра лицензий ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России. Приказом начальника Новосибирского территориального гарнизона N 87 от 12.12.2017 здание инв.N 941 закреплено за войсковой частью 53847.
Приказом Директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 1178 от 14.06.2019 здание снято с балансового учета Сибирского ТУИО как единый объект, на учет поставлены два объекта (помещение N 1 и помещение N 2).
13.08.2019 зарегистрировано право оперативного управления Сибирского ТУИО на два помещения в здании.
Вышеуказанные обстоятельства установлены в рамках дела А45-40684/2019.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство обороны РФ.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Устава, основной целью деятельности Учреждения являются осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункта 20 Устава, для достижения целей, указанных в пункте 19 Учреждение осуществляет основные виды деятельности: проводит инвентаризацию, ведет учет имущества, в установленном порядке осуществляет действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за учреждением, истцом, ответчиком и заинтересованным лицом.
Пунктом 21 Устава Учреждению запрещено осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.
Абзацем 1 статьи 214 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав имущество на данном ограниченном вещном праве во владение иного лица, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Следовательно, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного в оперативное управление имущества.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в судебных актах по делам N N А78-12794/2018, А33-6900/2018, А33-6106/2017.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, как лицо, за которым спорные объекты зарегистрированы на праве оперативного управления, обязано нести бремя содержания, в том числе исполнять обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг с момента государственной регистрации этого вещного права.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Отсутствие заключенного ответчиком договора ресурсоснабжения само по себе не освобождает его от оплаты потребленных коммунальных ресурсов, что соответствует положениям абзаца 2 пункта 6 Правил N 354, согласно которому договор, содержащий положения о предоставлении коммунального ресурса, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные ресурсы или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Оснований переоценки указанных выводов суда апелляционной инстанцией не усмотрено.
В связи с неоплатой потребленного ресурса у ответчика образовалась задолженность в размере 170 224 руб. 56 коп. за период с марта по апрель 2020 года.
Расчет задолженности представлен в материалы дела, проверен судом, признан правомерным.
Возражая против заявленных требований, ответчик в апелляционной жалобе указал, что обязанность по оплате ресурса должна быть возложена на нанимателей с учетом заселения жилых помещений.
Согласно части 7.5. статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Часть 1 статьи 157.2 ЖК РФ допускает заключение прямых договоров на оказание коммунальных услуг между каждым собственником помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями в случае принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, в том числе с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем, данная норма не распространяет свое действие на помещения специализированного жилищного фонда.
Статья 19 ЖК РФ устанавливает понятие специализированного жилищного фонда, определяя его как совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, а также жилые помещения маневренного фонда (статья 92 ЖК РФ).
Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в случаях, перечисленных в статье 95 ЖК РФ, предоставляются на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда (статья 106 ЖК РФ).
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (статья 99 ЖК РФ).
В связи с чем прямые договорные отношения на предоставление коммунального ресурса ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
В связи с чем позиция апеллянта в указанной части признается несостоятельной.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что согласно представленной в дело выписке из ЕГРН спорное помещение не является жилым, а доводы ответчика и Министерства о заселении помещений документально не подтверждены, доводы в данной части основаны лишь на письме ФГКУ "Центррегионжилье", первичными документами не подтвержден, а равно не приведено правового обоснования заселения помещений, не являющихся жилыми.
Таким образом, именно на ответчике лежит обязанность по оплате потребленной тепловой энергии.
Названные выше обстоятельства ответчиком не опровергнуты представлением надлежащих и допустимых доказательств. О существовании обстоятельств, объективно препятствовавших подаче тепловой энергии в помещения, либо свидетельствующих об отчуждении или о передаче на ином основании другим лицам спорных помещений в спорный период ответчик не заявил.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27 августа 2021 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7881/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7881/2021
Истец: АО "Сибирская Энергетическая Компания"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГАУ "Росжилкомплекс" в лице филиала "Центральный", ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Седьмой арбитражный апелляционный суд