г. Челябинск |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А07-1358/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Жернакова А.С., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ахметшиной Гулшат Фаниловны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2021 по делу N А07-1358/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
истца - Прокуратуры Республики Башкортостан - Кашапова Римма Минивалеевна (поручение от 08.11.2021 N 8-102-2021, служебное удостоверение).
Прокуратура Республики Башкортостан (далее - истец) обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан (далее - ответчик-1, Администрация) и индивидуальному предпринимателю Ахметшиной Гулшат Фаниловны (далее - ответчик-2, ИП Ахметшина Г.Ф., предприниматель) о признании недействительным (ничтожным) договора N 19 от 01.08.2018 на размещение нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан; об освобождении земельного участка, предоставленный для размещения нестационарного торгового объекта, путем демонтажа нестационарного торгового объекта - киоска в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2021 (резолютивная часть объявлена 07.09.2021) исковые требования удовлетворены: суд признал недействительным договор N 19 на право размещения нестационарного торгового объекта от 01.08.2018 между Администрацией и предпринимателем; в рамках применения последствий недействительности договора обязал предпринимателя в месячный срок после вступления решения в законную силу демонтировать нестационарный торговый объект (л.д. 116-122).
ИП Ахметшина Г.Ф. (далее - податель жалобы, апеллянт) не согласилась с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Апеллянт считает, что у прокурора Республики Башкортостан отсутствуют полномочия на оспаривание договора N 19 от 01.08.2018, им не указано в интересах какого публично-правового образования предъявлен иск, чьи права и интересы затронуты, а также интересы неопределенного круга лиц, которые могли бы претендовать на приобретение права на размещение нестационарного торгового объекта. Полагает, что отсутствие достаточных обоснований заместителем прокурора наличия нарушенных публичного интереса или интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых (интересов) предъявлен настоящий иск, должно было быть достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы отмечает, что арендная плата, предусмотренная договором, оплачивается предпринимателем своевременно.
В обоснование заключения договора N 19 от 01.08.2018 на 5 лет апеллянт указал, что торговым объектом является павильон.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
К дате судебного заседания от Прокуратуры поступил отзыв на апелляционную жалобу в котором истец выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Илишевского района во исполнение указания Прокуратуры Республики Башкортостан от 19.02.2018 N 30/7 проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.
Согласно материалам дела, постановлением главы Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан от 29.06.2018 N 560 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан. В схему включен нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: РБ, Илишевский район, с. Верхнеяркеево, ул. Яримова, д. 1/2, срок и период размещения нестационарного торгового объекта - 06.08.2018 (л.д. 94-101).
29.06.2018 главой Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан вынесено постановление N 559 о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, утверждении конкурсной документации, согласно которой на конкурс выставлен, в том числе, объект размещения нестационарного торгового объекта по адресу: РБ, Илишевский район, с. Верхнеяркеево, ул. Яримова, д. 1/2, период размещения объекта - 1 год (87-93).
На основании протокола 2 о результатах проведения конкурса от 01.08.2018 между администрацией и ИП Ахметшиной Г.Ф. заключен договор
19 от 01.08.2018 на размещение нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан по адресу: РБ, Илишевский район, с. Верхнеяркеево, ул. Яримова, д.
(л.д. 9-12).
Как указала Прокуратура Республики Башкортостан, в нарушение названных требований закона пунктами 1.3, 4.1 договора установлен период размещения объекта с 01.08.2018 по 31.07.2023.
В этой связи прокурором Илишевского района в адрес Администрации вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 10.11.2020 N 5-2-2020, указав на выявленные нарушения законодательства о торговой деятельности (л.д. 56-60).
В удовлетворении требований прокуратуры района администрация отказала согласно представленному ответу от 18.11.2020 N 3399 (л.д. 61, 62).
Ссылаясь на то, что выявленные нарушения могут привести к ограничению конкуренции, нарушению прав неограниченного круга хозяйствующих субъектов на размещение нестационарных торговых объектов, посягают на публичные интересы, Прокуратура Республики Башкортостан обратилась в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1, Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона, вносить соответствующее представление.
Представление прокурора в силу статьи 22 Закона о прокуратуре является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Из содержания представления об устранении нарушений федерального законодательства от 10.11.2020 N 5-2-2020 усматривается, что основанием для его вынесения послужила проведенная проверка соблюдения требований федерального законодательства при размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами или должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, опротестовывают противоречащие закону правовые акты, обращается в арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными
В силу изложенного, довод предпринимателя об отсутствии полномочий прокурора на обращение в суд с настоящим иском подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
На основании пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 75 Постановления N 25 разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Как следует из материалов дела, между администрацией и ИП Ахметшиной Г.Ф. заключен договор N 19 от 01.08.2018 на размещение нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан по адресу: РБ, Илишевский район, с. Верхнеяркеево, ул. Яримова, д. 1/2, сроком до 31.07.2023.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
На основании статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
На основании положений статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены правила организации и порядок проведения торгов.
Постановлением главы Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан от 19.04.2018 N 323 утверждено положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и порядок организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан (далее - Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов, л.д. 24-27).
В соответствии с пунктом 1.3 данного Положения размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) осуществляется на основании результатов открытого конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объектов (объекта по оказанию услуг), в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг).
В силу пункта 4.2 Положения по итогам открытого конкурса между администрацией МР Илишевский район РБ и победителем конкурса заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг), согласно приложению N 2 к настоящему положению. Договор на размещение нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) заключается на срок не более 5 лет - для киосков и павильонов, не более 1 года - на размещение временных конструкций и передвижных средств развозной торговли (палатки, лотки, торговые автоматы, места для реализации культур, передвижные сооружения, цистерны).
Основанием для установки нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан является протокол об итогах открытого конкурса, договор на право размещения.
Также утвержден Порядок организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан (далее - Порядок организации и проведения открытого конкурса, л.д. 32-35), в соответствии с пунктом 4 которого извещение о проведении конкурса должно содержать, в том числе, срок размещения нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг).
Решение конкурсной комиссии - о победителе конкурса оформляется протоколом о результатах проведения конкурса, в котором указывается, в том числе, срок размещения нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг).
Протокол о результатах конкурса является основанием для заключения с победителем договора на право размещения нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг).
Кроме того, согласно приложению N 1 к постановлению администрации МР Илишевский район РБ N 559 от 29.06.2018 "Документация "На право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан" на конкурс выставлялись объекты размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг), в том числе указан под лотом N3: НТО по адресу: Илишевский район, с. Верхнеяркеево, ул. Яримова 1/2, с начальной ценой 52 796,16 руб., со специализацией - продукция общественного питания, площадью 24 кв. м., на срок 1 год.
Вышеуказанные условия (в том числе условия по сроку размещения объекта) были оформлены в извещении администрации МР Илишевский район РБ к открытому конкурсу "На право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан".
Таким образом, при организации открытого аукциона на право размещения нестационарных объектов торговли на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организатором допущены нарушения, которые выразились в несоответствии срока заключенного договора от 01.08.2018 N 19 с ИП Ахметшиной Г.Ф. (5 лет) со сроком, установленным конкурсной документацией (1 год).
Заключение договора по результатам проведенных торгов на условиях, несоответствующих документации открытого аукциона, являются злоупотреблением со стороны администрации, что противоречит публичным интересам и лишает иных хозяйствующих субъектов права на участие в открытых конкурсах на размещение нестационарных торговых объектов по истечении установленного договорами сроков - 1 года.
При данных обстоятельствах предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта в приоритетном порядке, то есть, со сроком договора на 5 лет, кроме такого в нарушение порядка проведения конкурса и конкурсной документации, создает дискриминационные условия деятельности для других лиц (участников рынка), которые имеют равную возможность реализовать право на получение таких земельных участков и могли бы приобрести их на общих условиях при проведении аукциона.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При таких обстоятельствах в качестве применения последствий недействительности договора на право размещения нестационарного торгового объекта от 01.08.2018 N 19 находящегося по адресу: Республика Башкортостан, с. Верхнеяркеево, ул. Яримова, д.1/2 нестационарный торговый объект подлежит демонтажу с приведением прилагающей территории в первоначальное состояние.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По приведенным в постановлении мотивам основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по изложенным в апелляционных жалобах доводам отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2021 по делу N А07-1358/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ахметшиной Гулшат Фаниловны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1358/2021
Истец: Прокуратура Республики Башкортостан
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Ахметшина Г Ф