г. Челябинск |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А07-3628/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., А.П. Скобелкина А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго защита" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.09.2021 по делу N А07-3628/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Энерго защита" - Кириллов В.В. (доверенность от 01.02.2021, диплом),
Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - Фехретдинова Р.Ш. (доверенность от 11.01.2021, диплом), Зиновьева О.А. (доверенность от 11.01.2021, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" - Лукашов А.В. (доверенность от 01.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Энерго защита" (далее - заявитель, ООО "Энерго защита", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам (далее - заинтересованное лицо, Комитет, регулирующий орган) о признании незаконным отказа в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО "Энерго защита", изложенного в выписке из протокола заседания Правления Комитета от 21.12.2020 N 144, об обязании возобновить тарифное дело об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, об обязании установить для ООО "Энерго защита" тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Судом первой инстанции привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" (далее - третье лицо, ООО "Башкирэнерго").
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобе указывает, что документы, запрошенные Комитетом, были направлены обществом 13.11.2020 в электронном виде, при этом Комитетом для представления сведений установлен срок менее 7 рабочих дня со дня поступления запроса в общество. Ссылается на его неизвещение о дате, месте и времени заседания коллегиального органа регулирующего органа, извещение должно быть представлено с подтвержедением получения такого извещения. Размещение на сайте не является извещением.
Общество арендует объекты электросетевого хозяйства на долгосрочный период и существенным условием договоров аренды является обязанность заявителя осуществлять эксплуатацию, содержание, плановое техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства, в том числе текущий и аварийный ремонт, за свой счет. Указанная деятельность по использованию, обслуживанию, ремонту, оперативному техническому управлению и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Республики Башкортостан, осуществляется обществом.
По объектам электросетевого хозяйства, где собственником является единственный потребитель, следовало не включать в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) затраты общества по аренде таких объектов, что в свою очередь не свидетельствует о несоответствии общества установленным критериям. Рассматриваемые сети не используются обществом для собственных нужд. Организации, обслуживающие преимущественно одного потребителя подлежат отнесению к территориальной сетевой организации (далее - ТСО). Для изменения точки присоединения необходимо подать заявку на технологическое подключение по новой точке присоединения, а потребитель, однажды подключив к внешней электрической сети энергопринимающее устройство, не должен переподключаться, несмотря на смену собственника. Общество соответствует установленным критериям, а приобретение потерь электроэнергии, наличие нескольких конечных потребителей не является дополнительным критерием. В материалах дела отсутствует экспертиза, проводимая Комитетом в рамках рассмотрения заявления общества на установление тарифов. Полагает, что факт открытия тарифного дела подтверждает соответствие общества критериям ТСО. В отношении ООО "Энерго защита" должны быть рассчитаны индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии. Обязанность по приобретению потерь отсутствует ввиду отсутствия статуса ТСО. Полагает, что заинтересованное лицо и третье лицо злоупотребляет процессуальными правами.
В представленных отзывах заинтересованное лицо, третье лицо ссылались на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Энерго защита" представило в Комитет заявление об установлении (цен) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "Энерго защита", на 2021 год от 12.10.2020 N 219-10/20 (вх. N 6251/2020 от 13.10.2020).
Извещением Комитет N ТЭК-1951/О, направленное письмом от 02.11.2020 N 03-0223-2020, открыто дело по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Экспертиза представленных документов проведена с 02.11.2020 по 17.12.2020.
По итогам рассмотрения заявления ООО "Энерго защита" Комитет отказал в установлении тарифа, что отражено в выписке из протокола заседания Правления Комитета от 21.12.2020 N 144.
ООО "Энерго защита", считая это решение Комитета незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для установления тарифов обществу.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с этим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Закона N 35-ФЗ, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ).
Полномочиями по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии наделен Комитет (постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.09.2013 N 404 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам").
Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах предоставленных полномочий.
В статье 3 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона N 35-ФЗ в электроэнергетике применяются методы государственного регулирования и контроля, том числе государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
В пункте 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (пункт 1 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ).
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике установлены в Правилах государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
В силу пункта 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено данными правилами.
В пункте 12 Правил N 1178 предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии), в пункте 2 которых установлено требование для организации в целях приобретения статуса территориальной сетевой организации - владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
При этом пунктом 1 Критериев установлено требование - владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
Обществом заявлена суммарная установленная мощность трансформаторов 63,12 MBA, протяженность линий сети СН2-73,14 км, НН-1,30 км.
По итогам проведенного анализа документов, Комитетом выявлено отсутствие оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии для ООО "Энерго защита", ввиду несоответствия пунктам 1 и 2 Критериев.
Из информации, направленной ООО "Энерго защита", следует, что большая часть собственников объектов электросетевого хозяйства, являются единственными потребителями услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства.
Так, из представленных договоров ООО "Энерго защита", только пять договоров приняты Комитетом при расчете показателей соответствия организации Критериям:
1) договор аренды от 15.08.2019 N 86-08/ (ТП, ВЛ-10кВ, мощность 0,63, протяженность 1,26 км), (пункт 119 таблицы);
2) договор купли-продажи от 21.01.2020 N 1-01/2020 (ТП, R.FI-6 кВ, мощность 0,16, протяженность 0,65 км) (пункт 122 таблицы);
3) договор купли-продажи от 17.06.2020 N 47-06/2020 (ТП, ВЛ-6 кВ, мощность 0,63, протяженность 0,08 км) (пункт 123 таблицы);
4) договор аренды от 01.07.2020 N 64-07/2020 (ТП, КЛ-6 кВ, КЛ-0,4кВ, мощность 1,26, протяженность 2,038 км) (пункт 124 таблицы);
5) договор аренды от 04.08.2020 N 68-08/2020 (ТП, КЛ-0,4кВ, мощность 1,26, протяженность 0,382 км) (пункт 132 таблицы).
Комитетом произведен расчет условных единиц с учетом указанных объектов электросетевого хозяйства, по результатам которого мощность трансформаторных подстанций составила 3,94 MBA, протяженность электрических сетей по трассе- 4,41 км.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), в случае если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием арендованных объектов электросетевого хозяйства, затраты, связанные с арендой этих объектов, при определении необходимой валовой выручки не учитываются (исключаются).
Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 16.12.2020 N АКПИ20-688 по делу о признании недействующим подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования указал, что данная норма направлена на недопущение возложения на неопределенный круг потребителей электрической энергии через тариф на услуги по передаче электрической энергии бремени содержания объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 46 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по указанным четырем уровням напряжения не учитываются сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности или иных законных основаниях при условии, что содержание, эксплуатация и развитие этих сетей производится за счет средств указанных потребителей.
Письмом ФСТ от 18.02.2005 N СН-570/14 даны разъяснения к пункту 46 Методических указаний, согласно которым при аренде сетевой организацией сетей иных собственников затраты по обслуживанию этих сетей должен нести их собственник.
Поскольку через сети арендодателей-потребителей электрическая энергия подается только на их собственные нужды, то, собственники имущества обязаны самостоятельно нести расходы по содержанию принадлежащего им имущества, а не перекладывать их на прочих потребителей. Собственники соответствующих сетей самостоятельно приобретают электрическую энергию в данных сетях, в том числе ее потери, а существующие акты об осуществления технологического присоединения свидетельствуют о том, что электрические сети арендодателей по указанным договорам аренды, эксплуатируются и обслуживаются соответствующими потребителями - арендодателями.
Кроме того, согласно информационному письму Министерства энергетики РФ и ФСТ России от 26 июня 2015 г. N ЕП-7170/12, N ВК- 7135/09 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" указано, что в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования, под регулируемой деятельностью понимается деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" подлежат государственному регулированию. При потреблении электроэнергии на собственные нужды отсутствуют соответствующие квалифицирующие признаки, то есть факт поставки продукции (услуг), расчеты по регулируемым ценам (тарифам).
Материалами дела не подтверждается, что посредством объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых заявитель представил договоры аренды, ООО "Энерго защита" осуществляет эксплуатацию и развитие электрических сетей, несет затраты по покупке фактических потерь у поставщиков электрической энергии, а также осуществляет комплекс организационных и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через объекты потребителей в соответствии с обязательными требованиями законодательства.
Следовательно, расходы, связанные с бременем содержания арендуемых объектов электросетевого хозяйства, собственник которых является единственным потребителем услуг, не подлежат учету при установлении тарифа, поскольку переток электрической энергии через такие объекты не является регулируемой деятельностью по оказанию услуги по передаче электрической энергии.
Кроме того, характеристики объектов электросетевого хозяйства должны определяться в отношении таких, которые непосредственно используются для осуществления регулируемой деятельности.
По результатам исследования представленных обществом документов, Комитетом правомерно исключены объекты электросетевого хозяйства, не подлежащие включению в соответствии с указанными положениями законодательства, в том числе, объекты, находящиеся во владении по договорам аренды в отношении объектов, где арендодатель является единственным потребителем, поскольку такие объекты подлежат исключению из расчета суммарной установленной мощности трансформаторных подстанций с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами) и суммы протяженностей линий электропередачи (ВЛ/КЛ) при определении соответствия организации Критериям.
Следовательно, расходы единственного потребителя на содержание его объекта электросетевого хозяйства не могут быть распределены между иными участниками процесса потребления электроэнергии посредством включения таких расходов в тариф.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, ООО "Энергозащита" не соответствует пунктам 1 и 2 Критериев: мощность трансформаторных подстанций составила 3,94 MBA, протяженность электрических сетей по трассе- 4,41 км.
Также судом первой инстанции установлено, что в адрес ООО "Башкирэнерго" до настоящего времени от заявителя не поступала информация о каком-либо изменении точек поставки электрической энергии по договорам энергоснабжения собственников указанных объектов электросетевого хозяйства, что означает, что собственники объектов приобретают электрическую энергию, включая ее потери, в тех же точках поставки, где они ее приобретали до заключения договоров аренды, а равно - это означает отсутствие совершения ООО "Энерго защита" комплекса действий, который бы обеспечивал передачу электрической энергии.
Также Комитетом учтено, что при подаче предложений на утверждение тарифов на услуги по передаче электрической энергии, сетевой организацией в части объема потерь формируются предложения в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих данной сетевой организации.
Общие расходы на компенсацию потерь для расчета единых котловых тарифов составляют совокупность затрат на покупку потерь всех территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии па территории Республики Башкортостан, с учетом показателей Сводного прогнозного баланса на соответствующий год, утвержденного на федеральном уровне.
Кроме того, согласно пункту 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Формирование Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации осуществляется органом регулирования в соответствии с Законом N 35-ФЗ, Основами ценообразования и с Порядком, утвержденным приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1.
В Сводном прогнозном балансе на 2021 год, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.11.2020 N 1164/20-ДСИ, в составе затрат на покупку потерь всех территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан, организация ООО "Энерго защита" не значится.
Вопреки доводам апелляционной жалобы относительно распределения прав и обязанностей в договорах с потребителями, Комитетом установлено, что в ряде договоров содержание, эксплуатация и развитие объектов электросетевого хозяйства производится за счет средств указанных потребителей, то есть собственники соответствующих сетей самостоятельно приобретают электрическую энергию в данных сетях, в том числе ее потери, в то время как ООО "Энерго защита" не осуществляет покупку электрической энергии в арендованных сетях в связи с отсутствием изменений договорной конструкции электроснабжения ввиду отсутствия изменения в точках поставок потребителей-арендодателей.
В силу требований пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), и сетевая организация, и иной владелец сетей в отношениях с гарантирующим поставщиком при покупке энергии в целях компенсации потерь выступают потребителями.
Пунктом 128 Основных положений N 442 предусмотрено, что фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III названного документа.
В силу абзаца 1 пункта 129 Основных положений N 442 потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 129 Основных положений N 442 определение объема потреблений электрической энергии объектами электросетевого хозяйства иных владельцев осуществляется в порядке, установленном пунктами 185 - 189 настоящего документа.
Следовательно, в случае нахождения во владении заявителя объектов электросетевого хозяйства на праве аренды именно он должен был приобретать потери, возникающие в арендуемых сетях, а не потребители-арендодатели, что позволяет сделать вывод об отсутствии фактической эксплуатации сетей заявителем, исключенных Комитетом при определении соответствия общества Критериям.
Между тем, согласно пояснениям ООО "Башкирэнерго", ООО "Энерго защита" вплоть до обращения в арбитражный суд с заявлением не приобретало потери электрической энергии в объектах, в отношении которых заключены договоры аренды. Доказательств обратного в материалы дела заявителем не представлено.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы об отсутствии необходимости переподключения точки присоединения, ООО "Башкирэнерго" правомерно отмечено, что исходя из положений Постановлений Правительства от 27.12.200 N 861 об определении понятий "граница балансовой принадлежности" и "точка поставки", следует, что точка поставки, в которой потребитель приобретает электрическую энергию, определяется границами балансовой принадлежности его объектов. Следовательно, несмотря на однократный характер технологического присоединения, передача потребителем электрической энергии в пользование иному лицу части своих объектов электросетевого хозяйства, через которые потребитель получал электрическую энергию, влечет изменение границ балансовой принадлежности электрических сетей потребителя и изменение его точки поставки.
В случае, если изменение точек поставки по договору энергоснабжения в указанной ситуации не осуществлено - вся электрическая энергия, поступившая в переданные в аренду иному лицу объекты электросетевого хозяйства приобретается потребителем электрической энергии у гарантирующего поставщика в прежних точках поставки, что исключает возможность осуществления арендатором сетей регулируемой деятельности по передаче электрической энергии посредством арендуемых объектов до изменения точек поставки по договору энергоснабжения потребителя (собственника объектов).
Следовательно, Комитетом обосновано были исключены объекты, не подлежащие включению в соответствии с указанными положениями законодательства, в том числе объекты, находящиеся во владении по договорам аренды в отношении объектов, где арендодатель является единственным потребителем, такие объекты подлежат исключению из расчета суммарной установленной мощности трансформаторных подстанций с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами) и суммы протяженностей линий электропередачи (ВЛ/КЛ) при определении соответствия организации Критериям.
Таким образом, поскольку установлено несоответствие общества Критериям, то Комитетом правомерно принято решение об отказе в установлении тарифа в соответствии с пунктом 24 Правил N 1178.
Податель апелляционной жалобы указывает на допущенные Комитетом процессуальные нарушения.
На основании заявления и представленных обосновывающих материалов Комитетом открыто дело об установлении цен (извещение N ТЭК-195I/O, письмо Комитета от 02.11.2020 N 03-0223-2020).
Экспертиза представленных материалов проведена со 2 ноября 2020 года по 17 декабря 2020 года.
Как установлено, 02.11.2020 Комитетом открыто дело об установлении тарифов, что соответствует пункту 20 Правил N 1178, согласно которым регулирующий орган в течение 14 рабочих дней с даты регистрации предложений проводит анализ указанных предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу. Регистрация обращения ООО "Энерго защита" была 13.10.2020.
Комитетом письмом от 06.11.2020 N 03-0229-2020 направлен обществу запрос о предоставлении дополнительной информации и документов в срок до 13.11.2020.
Действительно, как на то указано подателем апелляционной жалобы, документы были представлены посредством электронной почты 13.11.2020 (т.1, л.д. 38), а в последующем 21.11.2020 направлены на бумажном носителе.
Пунктом 19 Правил N 1178 предусмотрено следующее: в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
С учетом даты запроса, положения пункта 19 Правил N 1178 Комитетом не соблюдены.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, указанное несоблюдение Комитетом положений Правил N 1178 не повлекло за собой нарушение прав общества на рассмотрение его заявления со всеми представленными документами, поскольку непосредственно факт рассмотрения заявления с представленными позднее документами (13.11.2020) подтвержден материалами дела.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 1178 организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.
Между тем, доводы об отсутствии извещения (информации о дате, времени и месте рассмотрения заявления) не нашли своего подтверждения.
Так, ООО "Энерго защита" является лицом, заинтересованным в рассмотрении своего заявления, а, следовательно, в силу факта заинтересованности обычным поведением будет являться совершение активных действий по получению информации о ходе рассмотрения своего заявления.
На бланке письма Комитета от 06.11.2020 N 03-0229-2020 указан адрес сайта в сети интернет, по которому общество может получить всю необходимую информацию.
04.12.2020 Комитетом на официальном сайте (https://tariff.bashkortostan.ru) было опубликовано информационное письмо от 04.12.2020 N 03-0261-2020 с приложением графика заседаний Правления Комитета с указанием дня и времени проведения заседаний.
Согласно графику на 21.12.2020 под номером 6 указана организация заявителя, организация также проинформирована о необходимости ознакомления с материалами по установлению тарифов у курирующих специалистов не позднее, чем за один день до заседания.
В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года N УГ-111 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" надлежит максимально сократить количество совещаний, рабочих групп и т.п., в связи, с чем заседание Правления состоялось путем в режиме видеоконференцсвязи (далее - ВКС).
Также приглашение на заседание Правления Комитета было направлено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, в Прокуратуру Республики Башкортостан, председателю Межотраслевого Совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Республики Башкортостан.
В подтверждение того, что заявитель надлежащим образом был уведомлен и ссылки на подключение ВКС получены, является тот факт, что 21.12.2020 в установленное графиком время представитель ООО "Энерго защита" принял участие в заседании Правления Комитета с участие всех представителей и членов Правления.
Обществом не приведено доводов, каким образом отсутствие либо наличия доказательства направления извещения на материальном носителе, при наличии информации на официальном сайте Комитета, а также с учетом факта участия общества в заседании, повлияло либо могло повлиять на законность принятого и оспариваемом в рамках настоящего дела решения Комитета.
Относительно экспертного заключения суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 1178 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).
К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный настоящими Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Пунктом 23 Правил N 1178 предусмотрено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций содержит оценку и анализ представленных организацией документов в соответствии с предусмотренными пунктами.
Комитетом подготовлено экспертное заключение по заявлению на установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энерго защита" и ООО "Башкирэнерго" на 2021 год.
К отзыву Комитета на апелляционную жалобу приложено указанное заключение, общество на стадии рассмотрения заявления об установлении тарифов не было лишено права ознакомиться с указанным заключением, с учетом приведенных в заявлении в суде первой инстанции доводов о незаконности отказа Комитета и представленных в материалы дела доказательств, отсутствие указанного экспертного заключения в суде первой инстанции не повлияло на законность и обоснованность решения суда.
Доводы подателя апелляционной жалобы о злоупотреблении процессуальными правами со стороны Комитета, выразившееся в направлении в суд первой инстанции дополнительного отзыва от 05.08.2021 (за 1 рабочий день до судебного заседания 19.08.2021), подлежат отклонению.
Указанный довод является бездоказательным, заявителем не представлены доводы и доказательства, свидетельствующие о том, что подача Комитетом дополнительного отзыве единственной своей целью имело не реализацию процессуальных прав на подачу пояснений относительно возникших вопросов в ходе судебного разбирательства, а исключительно преследовало цель причинить вред другой стороне спора.
Кроме того, определением от 09.08.2021 судебное заседание отложено, в связи с чем заявитель обладал достаточным временем для подготовки процессуальных документов.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы на судебные акты, вынесенные по делам, в рамках которых рассмотрены заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, государственная пошлина составляет 1500 рублей.
Платежным поручением от 17.09.2021 N 300 заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возвращению из бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.09.2021 по делу N А07-3628/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго защита" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энерго защита" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., уплаченную платежным поручением от 17.09.2021 N 300.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3628/2021
Истец: ООО "Энерго защита"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ТАРИФАМ
Третье лицо: ООО "Башкирэнерго", ОАО "Башкирэнерго"