16 февраля 2024 г. |
Дело N А72-6824/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 16 февраля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сафаевой Н.Р., судей Колодиной Т.А., Барковской О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой С.С.,
с участием от общества с ограниченной ответственностью "Тандем" посредством веб-конференции - представителя Пикусевой И.В., действующей на основании доверенности от 29.12.2023,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тандем" на решение арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2023 по исковому общества с ограниченной ответственностью "Тандем" к Муниципальному бюджетному учреждению "Стройзаказчик" об обязании внести изменения в муниципальный контракт,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Ульяновска,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению "Стройзаказчик" (далее - ответчик), в котором просит внести изменения в муниципальный контракт N 0168500000621004503 от 24.01.2022 на выполнение работ в рамках строительства детского сада на 160 мест по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, севернее жилого дома по ул. Шигаева, д.19, установив цену контракта в размере 402 218 077 рублей 05 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Ульяновска.
Решением арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Мотивы апелляционной жалобы сводились к формальному подходу суда при рассмотрении дела, принятию судебного акта без учета обстоятельств, связанных с необходимостью увеличения цены контракта ввиду существенного увеличения стоимости строительных работ и материалов, которое выходило за рамки предпринимательских рисков истца, а также к неверному выводу суда о невозможности корректировки стоимости фактически выполненных работ после завершения исполнения контракта со стороны подрядчика.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, в связи со следующим.
В ходе судебного разбирательства по делу судом первой инстанции установлены обстоятельства, связанные с исполнением муниципального контракта N 0168500000621004503 от 24.01.2022, заключенного между муниципальным бюджетным учреждением "Стройзаказчик" (далее - заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - подрядчик), согласно пункту 1.1. которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ в рамках строительства детского сада на 160 мест по адресу: город Ульяновск, Засвияжский район, севернее жилого дома по улице Шитаева дом 19, включая разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, выполнение иных действий подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, согласно смете контракта (приложение N 1) и графика выполнения работ (приложение N 2).
Пунктом 2.1 контракта определена его твердая цена в размере 249 948 680 рублей.
По соглашению сторон в цену контракта включены причитающееся подрядчику вознаграждение и компенсация издержек подрядчика, в том числе цена контракта включает следующие расходы подрядчика: собственно стоимость работ, соответствующих условиям контракта по качеству и объему; стоимость расходных и иных материалов, необходимых для выполнения работ; затраты на привязку и разбивку объекта с выносом осей в натуру, вынос реперов на территорию строительной площадки; гарантийные обязательства; все подлежащие в связи с выполнением работ к уплате налоги (в том числе налог на добавленную стоимость), сборы и другие обязательные платежи; стоимость понесенных подрядчиком затрат по эксплуатации площадки для выполнения работ (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования площадки и используемого оборудования до сдачи объекта заказчику в установленном порядке; иные расходы подрядчика, необходимые для исполнения условий контракта и выполнения работ в полном объеме и надлежащего качества.
В пункте 2.13 стороны сделали оговорку о том, что цена контракта может меняться в случаях, если такая возможность предусмотрена контрактом в соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 4.4.47, 4.4.48. контракта в случае возникновения необходимости разработки дополнительной документации для производства работ, предусмотренных контрактом, подрядчик обязуется разработать документацию за свой счёт; в случае возникновения необходимости производства дополнительных работ по объекту, незамедлительно письменно уведомляет заказчика о необходимости производства дополнительных работ с обязательным указанием причин и обоснованности выполнения данных дополнительных работ.
В соответствии с условием пункта 5.18 муниципального контракта на подрядчика возложена обязанность на основании и в соответствии с заданием на проектирование, выданным заказчиком, осуществить подготовку проектной документации в отношении объекта в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и контракта, а также выполнить все действия, предусмотренные на стадии проектирования объекта Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу положений пункта 5.22 контракта разработанная проектная документация подлежала обязательной государственной экспертизе (в части достоверности определения сметной стоимости), а также иным согласованиям, требования к которым установлены действующим законодательством.
Стороны предусмотрели, что подрядчик был обязан получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (в части достоверности определения сметной стоимости), работы по проектированию будут считаться надлежаще выполненными подрядчиком только при получении положительного заключения государственной экспертизы (в части достоверности определения сметной стоимости).
Согласно пункту 5.24 контракта стоимость работ по строительству определяется в соответствии со сводным сметным расчетом объекта после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (в части достоверности определения сметной стоимости работ) и указывается в сметной документации.
Из материалов дела следует, что истцом 11.03.2022 получено положительное заключение государственной экспертизы на разработанную проектную документацию (в части достоверности определения сметной стоимости).
В соответствии с пунктом 3.2.1 раздела 3 данного заключения сметная стоимость строительства составляет 381 146 034 рубля.
Пунктом 11.1 заключенного сторонами контракта была предусмотрена возможность изменения цены контракта по соглашению сторон, если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превысит цену такого контракта. Изменение существенных условий контракта по указанной причине должно было осуществляться на основании соответствующей сметы, по решению Правительства Ульяновской области, с лимитом увеличения цены контракта не более чем на тридцать процентов.
По утверждению истца, на основании данного заключения государственной экспертизы распоряжением администрации города Ульяновска от 08.11.2022 N 318-р была увеличена цена контракта до 320 021 941 рубля 71 копейки. Между сторонами было подписано дополнительное соглашение N 11 от 24.11.2022, которым изменена контрактная цена на указанную сумму.
На совместном совещании по вопросу строительства объекта, состоявшемся 28.11.2022, стороны контракта установили, что проектом не предусмотрен вынос кабельных линий с последующим восстановлением нарушенного благоустройства. В этой связи стороны дополнительным соглашением N 12 от 29.11.2022 предусмотрели выполнение дополнительных работ по переносу сетей кабельных линий, устройству проездов, тротуаров, дорожек и площадок, а также озеленению, что увеличило цену контракта до 334 569 323 рублей 62 копеек.
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", истец 17.04.2023 повторно обратился к заказчику с предложением увеличить цену контракта до 402 218 077 рублей 05 копеек. Свои требования подрядчик основывал на полученном положительном заключении повторной государственной экспертизы ОАУ "Ульяновскгосэкспретиза" от 04.04.2023, согласно которому сметная стоимость строительства составляет 399 483 066 рублей. Увеличение сметной стоимости подрядчик объяснял существенным увеличением стоимости строительных ресурсов и материалов.
Поскольку ответчик от подписания дополнительного соглашения об увеличении цены контракта на сумму 402 218 077 рублей 05 копеек уклонился, истец, считая такое бездействие заказчика необоснованным и полагая, что имеются основания для внесения изменений в условия муниципального контракта в части увеличения цены контракта, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.
В целях поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных материалов/ресурсов в 2021 году принято Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1315), а также изменения к нему (Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 N 1812 и от 31.12.2021 N 2594). Данное Постановление Правительства N 1315 распространяло свое действие на контракты, предметом которых являлось выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который был заключен в соответствии с Законом о контрактной системе для обеспечения федеральных нужд, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению.
В последствии было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия", которым установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2024 годах допускаются изменения существенных условий контракта, связанные с изменением (увеличением) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Постановлением Правительства N 1315 установлена возможность изменять цену действующего контракта стоимостью более 1 000 000 рублей, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключенного до 01.01.2022 в соответствии с Законом о контрактной системе для обеспечения федеральных нужд, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, включая контракты, которые заключены на срок менее одного года. Для контрактов, цена которых превышает 100 000 000 рублей, изменения возможны после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней), согласно разъяснениям, данным в Письме Минстроя Российской Федерации от 02.02.2022 N 3586-СМ/09 "О разъяснении применения подходов при расчете государственных контрактов, в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы".
В пункте 3 Постановления Правительства N 1315 высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого являются выполнение работ по строительству, и который заключен в соответствии с Законом о контрактной системе для обеспечения нужд субъекта или муниципального образования.
Такие меры были приняты Правительством Ульяновской области, о чем было вынесено постановление Правительства Ульяновской области от 08.10.2021 N 486-П "О мерах, обеспечивающих возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия". Данным нормативным актом предусматривалась возможность изменения существенных условий контракта, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при наличии совокупности следующих условий:
1) изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств областного бюджета Ульяновской области и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
2) предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
3) размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 миллионов рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45.14 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
4) изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее - цены строительных ресурсов), подлежащих поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
5) контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему по состоянию на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Таким образом, указанные выше нормативные акты предусматривают возможность изменения цены контракта в связи с существенным удорожанием строительных материалов.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истец ранее воспользовался своим правом на увеличение цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия", о чем было прямо указано в преамбуле распоряжения администрации города Ульяновска от 08.11.2022 N318-р, а также в его постановочной части, в которой приводится причина изменения цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы. Утверждения представителя истца о том, что указанные ссылки в распорядительном акте органа местного самоуправления носят ошибочный характер, апелляционный суд отклоняет, как несостоятельные. Данное распоряжение не было оспорено истцом, как и не была им инициирована процедура внесения в него изменений, связанных с неверным указанием основания для увеличения контрактной цены.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность неоднократного увеличения цены контракта по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства N 1315.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на следующие обстоятельства исполнения контракта подрядчиком, которые лишают его права требовать увеличения контрактной цены на основании экспертного заключения от 04.04.2023.
В разделе 3 контракта стороны установили сроки выполнения работ по нему. В частности, сроки выполнения проектных работ были определены в течение 60 дней со дня, следующего за днем подписания контракта, а сроки выполнения строительных работ - в течение 12 месяцев со дня, следующего за днем подписания контракта.
Таким образом, выполнение работ по контракту должно было быть завершено подрядчиком к 25.01.2023.
Экспертным заключением N 73-1-1-2-016796-2023 сметная стоимость строительства была определена в размере 399 483 066 рублей на дату утверждения заключения повторной экспертизы, то есть на 04.04.2023.
Причины превышения срока строительства по обстоятельствам, не зависящим от подрядчика, истец не подтвердил. В этой связи подрядчик, просрочивший исполнение обязательств по контракту, не вправе требовать увеличения контрактной цены в связи с существенным увеличением стоимости строительных материалов, рассчитанной на дату исполнения контракта с просрочкой.
Апелляционный суд полагает заслуживающим внимания и тот факт, что на момент разрешения спора в суде исполнение контракта со стороны подрядчика фактически было завершено, что подтверждается выданным разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 05.09.2023 N 73-24-057-2023. Согласно пояснениям представителя истца, озвученным в судебном заседании апелляционной инстанции, все работы на объекте завершены, объект введен в эксплуатацию в сентябре 2023 года, в настоящее время построенный истцом детский сад эксплуатируется по своему назначению.
Кроме того, пунктом 13.1 контракта стороны предусмотрели, что контракт действует до исполнения всех обязательств по нему, до 31.12.2022.
По смыслу норм статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение условий договора допускается только в отношении действующих договоров.
Аналогичное условие включено в Постановление Правительства N 1315 и постановление Правительства Ульяновской области от 08.10.2021 N 486-П, в которых указано, что увеличение цены контракта в связи с удорожанием строительства допустимо при совокупности условий, одним из которых является заключение контракта до 31 декабря 2022 года, обязательства по которому по состоянию на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
То обстоятельство, что обращение подрядчика к заказчику об изменении контрактной цены имело место до фактического завершения работ, а именно: 18.04.2023, не отменяет того факта, что обращение состоялось за пределами сроков выполнения работ, установленных пунктом 3.2 контракта, и за пределами срока действия контракта, установленного пунктом 13.1 контракта.
В апелляционной жалобе истцом также приводятся доводы о том, что поведение заказчика, уклонившегося от своевременного рассмотрения заявления подрядчика об изменении цены контракта, а также предоставленные заказчиком заверения о том, что цена контракта будет увеличена, не позволили подрядчику воспользоваться правом на расторжение контракта. Указанные обстоятельства в данном случае не имеют существенного значения, поскольку у заказчика отсутствовали правовые и фактические основания для очередного увеличения цены контракта.
Судом первой инстанции установлено, что с учетом дополнительных соглашений от 24.11.2022 N 11 и от 29.11.2022 N 12 цена контракта уже была увеличена до 334 569 323 рублей, что превышает первоначальную цену контракта на 33,85%.
Неоднократное и неограниченное по сумме изменение стоимости контракта противоречит действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе, основанному на принципе эффективности осуществления закупок, который предполагает необходимость достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе и в части экономного расходования бюджетных средств.
Поскольку заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и на доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в связи с чем не имеется правовых оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Понесенные истцом при предъявлении апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 рублей относятся на него в силу норм статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат возмещению за счет ответчика, в пользу которого принят настоящий судебный акт.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2023 по делу N А72-6824/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6824/2023
Истец: ООО "ТАНДЕМ"
Ответчик: МБУ "Стройзаказчик", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СТРОЙЗАКАЗЧИК"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА