г. Вологда |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А52-3961/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Селивановой Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от ответчика Тимофеевой Д.И. по доверенности от 17.06.2021 N 2858/ДТ,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Псковской области от 23 сентября 2021 года по делу N А52-3961/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - общество, ПАО "Россети Северо-Запад") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; адрес: 180017, Псковская область, город Псков, улица Кузнецкая, дом 13; далее - УФАС, административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 03.08.2021 N 060/04/9.21-382/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением штрафа в сумме 600 000 рублей, а также о признании незаконным представления от 03.08.2021 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 23 сентября 2021 года по делу N А52-3961/2021 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено в части назначения штрафа в размере, превышающем 300 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене представления от 03.08.2021, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, поскольку считает, что обществом приняты исчерпывающие меры по исполнению договора.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением индивидуального предпринимателя Васильева Э.И. управлением установлено, что указанным лицом и обществом 08.07.2020 заключен договор N ЛКП80-01048/20 об осуществлении технологического присоединения объекта с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 15 кВт, классом напряжения электрических сетей 0,4 кВ, на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0020312:340, расположенном по адресу: Псковская область, город Псков, улица Советская, дом 113, помещение 2.
Согласно пункту 5 этого договора срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составлял 6 месяцев со дня заключения договора и истек 08.01.2021.
Индивидуальный предприниматель Васильев Э.И. внес обществу плату за технологическое присоединение в соответствии с условиями договора (раздел III).
В связи с тем, что мероприятия по технологическому присоединению объекта не выполнены, Васильев Э.И. 14.12.2020 направил обращение в адрес общества, в котором просил сообщить когда ПАО "Россети Северо-Запад" будут выполнены мероприятия, предусмотренные техническими условиями N ЛКП80-01048/20-001.
В ответ на обращение общество письмом от 20.01.2021 сообщило о проведении большого объема строительных работ для осуществления технологического присоединения, проведении торгово-закупочных процедур с целью заключения договора подряда. К письму приложило дополнительное соглашение о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению на срок, до 01.01.2022.
Не согласившись с этим, Васильев Э.И. 21.05.2021 обратился в управление с жалобой на действия общества.
В связи с обнаружением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, управление определением от 21.06.2021 N 2907/ОВ в отношении ПАО "Россети Северо-Запад" возбудило дело об административном правонарушении N 060/04/9.21-382/2021.
По итогам проведения административного расследования управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 12.07.2021 N 060/04/9.21-382/2021, а также вынесено постановление от 03.08.2021 по делу N 060/04/9.21-382/2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Помимо прочего управлением в адрес общества вынесено представление от 03.08.2021 N 2007/ОВ о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив в деянии общества состав вмененного ему в вину административного правонарушения, удовлетворил заявленные требования частично, снизив назначенный обществу штраф до 300 000 руб.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Повторным совершением административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
Общество, предоставляющее услуги по передаче электрической энергии, в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии.
Обществом не оспаривается, что оно является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Процедура технологического присоединения, условия заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, а также указан минимальный срок, установленный для мероприятий по технологическому присоединению (за исключением временного технологического присоединения) - 4 месяца; 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт.
Из материалов дела следует, что мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям общества объектов, указанные в упомянутом выше договоре, в установленный срок не осуществлены.
Объект, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Васильеву Э.И. и подлежащий технологическому присоединению к электрическим сетям общества, соответствует критериям, установленным пунктом 14 Правил N 861.
Неисполнение обществом условий договора об осуществлении технологического присоединения в части нарушения предельных сроков технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 16 Правил N 861.
Факт нарушения обществом вышеуказанных сроков технологического присоединения надлежаще подтвержден материалами дела и по существу обществом не отрицается.
Вопреки доводам подателя жалобы, доказательства, свидетельствующие об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о принятии обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Ранее постановлением управления от 23.11.2020 N 060/04/9.21-658-2020, от 06.11.2020 N 060/04/9.21/635/2020 общество привлекалось к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21.КоАП РФ. Штраф, назначенный по данным постановлениям, уплачен заявителем на основании платежных поручений от 27.04.2021, 10.06.2021 соответственно.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в деянии общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности и установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности соблюдены.
Апелляционная коллегия поддерживает и вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Такие исключительные случае по настоящему делу не установлены.
При оценке назначенного обществу наказания суд первой инстанции, приняв во внимание характер и последствия административного правонарушения, степень вины общества, ведение им социально значимого вида деятельности, посчитал возможным с учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер штрафа до 300 000 руб.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Таким образом, КоАП РФ установлен предельный размер, до которого можно снизить штраф.
Поскольку судом первой инстанции с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ к обществу применен штраф в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, правовых оснований для дополнительного уменьшения штрафа не имеется.
Поскольку антимонопольный орган установил наличие события, состава, вины общества в совершении административного правонарушения, то, реализуя полномочия в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ, он обоснованно вынес представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В соответствии с указанным представлением обществу предписано принять меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению нарушения, выполнить мероприятия, возложенные на сетевую организацию договором от 08.07.2020 N ЛКП80-01048/20 и техническими условиями к указанному договору.
Данное требование полностью соотносится с характером выявленного нарушения, иные правоотношения не затрагивает, иных обязанностей не возлагает.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным спорного представления правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23 сентября 2021 года по делу N А52-3961/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3961/2021
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области