город Томск |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А27-7822/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кузбасская лизинговая компания" (N 07АП-10065/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.09.2021 по делу N А27-7822/2021 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению акционерного общества "Кузбасская лизинговая компания", город Кемерово (ОГРН 1044205096429, ИНН 4205076985) к межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу, Новосибирская область, Новосибирск город (ОГРН 1055406024761, ИНН 5406306327) об оспаривании постановления по делу N 20-04-13/21- 29П,
при участии в судебном заседании:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кузбасская лизинговая компания" (далее - АО "Кузбасская лизинговая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановления межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу (далее - Управление, МРУ Русфинмониторинг по СФО, административный орган) о назначении административного наказания N 20-04-13/21-29П от 07.0.42021, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением суда от 14.09.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отмене постановления и признании его незаконным. В обоснование жалобы указывает на недоказанность состава вменяемого правонарушения.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, проверкой исполнения АО "Кузбасская лизинговая компания" требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, проведённой на основании пункта 9 статьи 7 Федерального закона, и приказа МРУ Росфинмониторинга по СФО от 22.01.2021 N 5-н установлено нарушение АО "Кузбасская Лизинговая Компания" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, поскольку не исполнило законодательство в части осуществления внутреннего контроля, что повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
По выявленным нарушениям 24.03.2021 должностным лицом административного органа составлен протокол N 20-04-13/21-29.
07.04.2021 административным органом в отношении АО "Кузбасская лизинговая компания" вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Признание незаконным и отмена постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Частью 2 указанной статьи установлена ответственность за те же действия, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Неисполнение обязанностей, возложенных Федеральным законом N 115-ФЗ, образует объективную сторону состава данного административного правонарушения.
Субъектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организация внутреннего контроля представляет собой совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
На основании статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.
АО "Кузбасская лизинговая компания" состоит на учёте в МРУ Росфинмониторинга по СФО в качестве лизинговой компании с 28.01.2005 за N 204004263.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (далее - ПВК), назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию ПВК, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
МРУ Русфинмониторинг по СФО установлено, что в проверяемом периоде в организации действовали: ПВК, утвержденные генеральным директором от 10.08.2018, от 12.03.2019, от 19.01.2021; ПВК общества в проверяемом периоде соответствовали установленным Требованиям, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей до 10.01.2021) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В частности предоставлению подлежат следующие сведения: · вид операции и основания ее совершения; · дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; · наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; · сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона N 115-ФЗ сделка по получению (предоставлению) имущества по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая сделка, равна или превышает 600000,00 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000,00 руб., или превышает её.
Лизинговые компании статьей 5, подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 данного Закона включены в перечень организаций, осуществляющих подлежащие обязательному контролю операции с движимым имуществом при получении и предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Порядок представления в Росфинмониторинг информации и документов, регулируется Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209 (далее - Положение N 209).
Информация о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом представляется в Росфинмониторинг в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе в течении 3 рабочих дней, следующих за днём совершения соответствующей операции.
Формат представления информации, структура передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения и получения подтверждения о его принятии, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при представлении информации, а также телекоммуникационные каналы связи, используемые для передачи информации в электронной форме в соответствии с Положением, определяются Росфинмониторингом.
Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 утверждена Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом (далее - Инструкция), в соответствии с которой представление в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ. Инструкцией определён код вида операции (далее - КВО) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), информация о которой представляется в Росфинмониторинг, а именно 5003.
Как следует из материалов дела, в период с 25.03.2020 по 31.12.2020 клиенты АО "Кузбасская лизинговая компания" (лизингополучатели) совершили 10 подлежащих обязательному - контролю сделок по получению движимого имущества стоимостью превышающей 600 000,00 руб. по договорам финансовой аренды, заключенным с лизинговой компанией АО "Кузбасская лизинговая компания":
1. 14.07.2020 ООО "Сельхозагро-Сервис" (ИНН 4212034337) получило от АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 19.05.2020 N Т-20-01 движимое имущество стоимостью 3 183 590,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 19.05.2020 N Т-20-01 лизингополучатель ООО "Сельхозагро-Сервис" совершило 14.07.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 3 183 590,00 руб., следовательно, 14.07.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 17.07.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ООО "Сельхозагро-Сервис" 14.07.2020 на сумму 3 183 590,00 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 14.07.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 14.07.2020 N 2020_4205076985_420501001 00000003 с указанием: даты совершения операции - 14.07.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) ООО "Сельхозагро-Сервис"; информации о контрагенте (получателе) ООО Зельхозагро-Сервис"; суммы операции - 4 720 000,00 руб.
2. 14.07.2020 ООО "Сельхозагро-Сервис" (ИНН 4212034337) получило от АО "Кузбасская лизинговая Компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 19.05.2020 N Т-20-02 движимое имущество стоимостью 955 000,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 19.05.2020 N Т-20-02 лизингополучатель ООО "Сельхозагро-Сервис" совершило 14.07.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 955000,00 руб., следовательно, 14.07.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 17.07.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ООО "Сельхозагро-Сервис" 14.07.2020 на сумму 955 000,00 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 14.07.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 14.07.2020 N 2020_4205076985_420501001_00000004 с указанием: даты совершения операции - 14.07.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) ООО "СельхозагроСервис"; информации о контрагенте (получателе) ООО "Сельхозагро-Сервис"; суммы операции - 1 074 375,00 руб.
3. 19.08.2020 ООО "Нива" (ИНН 4213008763) получило от АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 05.06.2020 N Т-20-04 движимое имущество стоимостью 8 319 120,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 05.06.2020 N Т-20-04 лизингополучатель ООО "Нива" совершило 19.08.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 8 319 120,00 руб., следовательно, 19.08.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 24.08.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ООО "Нива" 19.08.2020 на сумму 8 319 120,00 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 19.08.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 19.08.2020 N 2020_4205076985_420501001_00000008 с указанием: даты совершения операции - 19.08.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) - ООО "Нива"; информации о контрагенте (получателе) - ООО "Нива"; суммы операции - 11 376 397,00 руб.
4. 20.07.2020 ООО "Гарант" (ИНН 4212036060) получило от АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 15.06.2020 N Т-20- 05 движимое имущество стоимостью 9 422 832,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 15.06.2020 N Т-20-05 лизингополучатель ООО "Гарант" совершило 20.07.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 9 422 832,00 руб., следовательно, 20.07.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 23.07.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ООО "Гарант" 20.07.2020 на сумму 9 422 832,00 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 20.07.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 20.07.2020 N 2020_4205076985_420501001_00000006 с указанием: даты совершения операции - 20.07.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) - ООО "Гарант"; информации о контрагенте (получателе) - ООО "Гарант"; суммы операции - 12 193 145,00 руб.
5. 19.08.2020 ООО "Нива" (ИНН 4213008763) получило от АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 29.07.2020 N Т-20-06 движимое имущество стоимостью 1 233 000,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 29.07.2020 N Т-20-06 лизингополучатель ООО "Нива" совершило 19.08.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 1 233 000,00 руб., следовательно, 19.08.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 24.08.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ООО "Нива" 19.08.2020 на сумму 1 233 000,00 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 19.08.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 19.08.2020 N 2020 4205076985_420501001_00000009 с указанием: даты совершения операции - 19.08.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) - ООО "Нива"; информации о контрагенте (получателе) - ООО "Нива"; суммы операции - 1 303 900,00 руб.
6. 19.08.2020 ООО "Нива" (ИНН 4213008763) получило от АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 30.07.2020 N Т-20-07 движимое имущество стоимостью 5 954 964,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 30.07.2020 N Т-20-07 лизингополучатель ООО "Нива" совершило 19.08.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 5 954 964,00 руб., следовательно, 19.08.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 24.08.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ООО "Нива" 19.08.2020 на сумму 5 954 964,00 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 19.08.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 19.08.2020 N 2020 4205076985_420501001_00000010 с указанием: даты совершения операции - 19.08.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) - ООО "Нива"; информации о контрагенте (получателе) - ООО "Нива"; суммы операции - 8 054 090,00 руб.
7. 28.08.2020 ИП Семенов Е.В. (ИНН 424623070744) получил от АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 05.08.2020 Т-20-08 движимое имущество стоимостью 6 737 100,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 05.08.2020 N Т-20-08 лизингополучатель ИП Семенов Е.В. совершил 28.08.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 6 737 100,0 руб., следовательно, 28.08.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 03.09.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ИП Семеновым Е.В. 28.08.2020 на сумму 6 737 100,00 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 28.08.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 28.08.2020 N 2020_4205076985_420501001_00000011 с указанием: даты совершения операции - 28.08.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) - ИП Семенов Е.В.; информации о контрагенте (получателе) - ИП Семенов Е.В.; суммы операции - 9 212 985 руб.
8. 19.10.2020 ИП Ступин И.И. (ИНН 423000655510) получил от АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 02.09.2020 N Т-20-09 движимое имущество стоимостью 8 480 700,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 02.09.2020 N Т-20-09 лизингополучатель ИП Ступин И.И. совершил 19.10.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 8 480 700,00 руб., следовательно, 19.10.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 22.10.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ИП Ступиным И.И. 19.10.2020 на сумму 8 480 700 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 19.10.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 19.10.2020 N 2020_4205076985_420501001_00000012 с указанием: даты совершения операции - 19.10.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) ИП Ступин И.И.; информации о контрагенте (получателе) - ИП Ступин И.И.; суммы операции - 11 597 358,00 руб.
9. 19.10.2020 ИП Федоров А.П. (ИНН 424600759672) получил от АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 15.09.2020 N Т-20-10 движимое имущество стоимостью 8 480 700,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 15.09.2020 N Т-20-10 лизингополучатель ИП Федоров А.П. совершил 19.10.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 8 480 700,0 руб., следовательно, 19.10.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 22.10.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ИП Федоровым А.П. 19.10.2020 на сумму 8 480 700,00 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 19.10.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 19.10.2020 N 2020_4205076985_ 420501001_00000013 с указанием: даты совершения операции - 19.10.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) - ИП Федоров А.П.; информации о контрагенте (получателе) - ИП Федоров А.П.; суммы операции - 10 974 026 руб.
10. 19.10.2020 ИП Росликов С. А. (ИНН 424301950938) получил от АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 21.09.2020 N Т-20-11 движимое имущество стоимостью 8 480 700,00 руб.
Таким образом, клиент АО "Кузбасская лизинговая компания" по договору финансовой аренды (лизинга) от 21.09.2020 N Т-20-11 лизингополучатель ИП Росликов С.А. совершил 19.10.2020 подлежащую обязательному контролю сделку по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в сумме 8 480 700,0 руб., следовательно, 19.10.2020 появилось основание для направления сведений в Росфинмониторинг.
Установленный законодательством срок представления сведений - 22.10.2020. Сведения об операции (сделке), совершённой между АО "Кузбасская лизинговая компания" и ИП Росликовым С.А. 19.10.2020 на сумму 8 480 700,00 руб. с КВО 5003, в Росфинмониторинг от АО "Кузбасская лизинговая компания" не поступали.
При этом, 19.10.2020 АО "Кузбасская лизинговая компания" представило в Росфинмониторинг сообщение по ф. 1-ФМ от 19.10.2020 N 2020_4205076985_420501001_00000014 с указанием: даты совершения операции - 19.10.2020; КВО - 5003; информации о контрагенте (плательщике) ИП Росликов С.А.; информации о контрагенте (получателе) - ИП Росликов С.А.; суммы операции - 11 046 112,00 руб.
Данные факты указывают на нарушения АО "Кузбасская лизинговая компания" в части осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление сведений (представление недостоверных сведений) об операциях, подлежащих обязательному контролю операциях.
При этом является ошибочной позиция общества и обоснованно отклонена судом первой инстанции о том, что при формировании сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, допускается указывать общую сумму договора финансовой аренды, а не стоимость передаваемого имущества, в сведениях о плательщике указывать лизингополучателя, по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ и статьи 665 ГК РФ обязательному контролю в рамках исполнения требований законодательства подлежат действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее закона) в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; (абзац введен Федеральным законом от 30.10.2002 N 131-ФЗ); организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.
Данной нормой закона определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона. К данным организациям, в частности, относятся лизинговые компании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.
Согласно статьи 6 Федерального закона определен исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган.
В Федеральном законе отсутствует норма, указывающая на то, что организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют их деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится в частности к операции (сделке) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
В данном случае, суммой операции по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) является стоимость предмета лизинга.
Таким образом, стоимость предмета лизинга - сумма денежных средств, направленных на его приобретение лизингодателем, при этом Федеральный закон N 115- ФЗ не содержит изъятий в части уменьшения стоимости предмета лизинга, в том числе на размер налога на добавленную стоимость.
Документом, подтверждающим факт предоставления имущества по договору финансовой аренды (лизинга) признается универсальный передаточный документ, являющийся основанием для направления в уполномоченный орган необходимой информации.
Учитывая, что информация в уполномоченный орган предоставляется о движении предмета лизинга от лизингодателя к получателю, в ФЭС в разделе "Сведения об участнике операции (сделки)" по коду "01 Плательщик" указывается лизингодатель - лицо, передающее имущество по договору лизинга.
Довод заявителя со ссылкой на письмо Росфинмониторинга от 10.09.2015 N 02-00-09/19625, рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку из содержания данного письма следует возможность при формировании сообщений указывать общую сумму договора финансовой аренды, в случаях, если лизингодателю не известна стоимость передаваемого имущества.
Кроме того, указанное письмо не содержит нормативно-правового регулирования, не является нормативно-правовым актом.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства в материалы дела не представлено.
Вина Общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной и выражается в нарушении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем. Имея возможность для соблюдения установленных требований, Общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающих принятие всех мер по соблюдению действующего законодательства, касающегося обязательному контролю по сделкам с предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для своевременного исполнения своей обязанности в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ; протокол содержат сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и др.
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесено в рамках предоставленных полномочий, с учетом всех обстоятельств дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, при этом фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
В рассматриваемом случае административный орган исходил из общих критериев назначения административного наказания - дифференцированность, соразмерность, справедливость, характера совершенного административного правонарушения, степени вины Общества.
Избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда первой инстанции не имелось, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.09.2021 по делу N А27-7822/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Кузбасская лизинговая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7822/2021
Истец: АО "Кузбасская лизинговая компания"
Ответчик: Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу