г. Челябинск |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А07-10828/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., А.П. Скобелкина А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-10828/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Лысенко Т.В. (доверенность от 15.05.2021, диплом).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным предписания N ЦО-21-372-017 от 12.03.2021.
Судом первой инстанции привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - третье лицо, ООО "БашРТС").
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что исходя из условий договора теплоснабжения, ответственность за соблюдением режима потребления, в том числе, за соблюдением величины максимального расхода теплоносителя возлагается на теплоснабжающую организацию и управляющую организацию. Отмечает, с 01.07.2019 собственники жилых помещений многоквартирного дома по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мушникова, д.10, находятся на прямых договорах с ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО), в связи с чем управляющая организация не является исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению. Не могут быть применены положения Приложения N 1 к договору 420999/РТС от 01.09.2013 о массе теплоносителя. Ответственным за превышение величины максимального расхода теплоносителя и совершению действий к восстановлению требуемых параметров является ООО "БашРТС".
Также в оспариваемом предписании не указано, какие конкретно действия должен совершить заявитель для устранения нарушений, либо какие действия со стороны общества привели к увеличению требуемых параметров теплоснабжения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комитет на основании распоряжения N 574 от 17.02.2021 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества по обращениям (рег. N 1282 от 18.01.2021) жителей многоквартирного дома: адресу: г. Уфа, ул. Г. Мушникова, дом N 10 (далее - МКД).
В ходе проверки установлено нарушение режима потребления теплоносителя - фактический расход теплоносителя в системе отопления многоквартирного дома превышает величину максимального расхода теплоносителя, а именно: при величине максимального циркулирующего теплоносителя, установленного договором теплоснабжения - 143,028 тн/сут., в письменных отчетах о суточных параметрах теплоносителя (по показаниям общедомового прибор учета тепловой энергии) - в ноябре зафиксированы показатели величины циркулирующего теплоносителя 175,2 тн/сут.; в декабре зафиксированы показатели величины циркулирующего теплоносителя 213,62 тн/сут.
По результатам проверки составлен акт проверки N 21-574-372 от 12.03.2021 и выдано предписание N ЦО-21-372-017 от 12.03.2021.
Несогласие с выданным предписанием послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку общество является управляющей организацией в многоквартирном доме, оно в соответствии с договором управления обязано предоставить собственникам данного многоквартирного дома качественную услугу по теплоснабжению, которая включает в себя соблюдение характеристик теплоснабжения и термодинамических параметров теплоносителя.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110), пунктом 2 которого установлено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616 Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 4 Положения Комитет осуществляет региональный государственный жилищный надзор, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности (пункт 4.24. Положения)
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела следует, что по обращению жителя дома N 10 по ул. Мушникова г. Уфа проведена внеплановая выездная проверка по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу отопление.
В ходе проверки было установлено, что многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Договором теплоснабжения N 420999/РТС от 01.09.2013, заключенному между управляющей организацией ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфы" (потребитель) и ООО "БашРТС" (теплоснабжающая организация) установлено, что ООО "БашРТС" обязуется поставить потребителю тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель.
Приложением N 1 к договору определен договорной объем теплоносителя (тн/ч) и тепловой энергии (Гкал/ч) на объект - многоквартирный дом по адресу г. Уфа, ул. Мушникова, 10, в размере 5,9595 тн/час, в соответствии с договорным объемом теплоносителя суточный объем теплоносителя составляет 5,9595 тн/ч * 24 = 143,028 тн /сутки.
В ходе проверки Комитетом изучены отчеты о суточных параметрах теплопотребления за ноябрь, декабрь 2020 года, за расчетный период ноябрь 2020 г. установлено, что фактическая масса теплоносителя, подаваемая в дом, составила 175,2 тн/сут, за расчетный период декабрь 2020 г. установлено, что фактическая масса теплоносителя, подаваемая в дом, составила 213,62 тн/сут, что превышает договорной объем в размере 143,028 тн /сутки.
Ссылки общества на невозможность принятия значений, установленных договором теплоснабжения N 420999/РТС от 01.09.2013 с ООО "БашРТС", не принимаются.
Податель жалобы полагая, что ввиду наличия прямых договоров положения Приложения N 1 к договору о массе теплоносителя не применимы, при этом не учитывает, что как следует из пункта 6.1 договора масса теплоносителя потребитель (на тот момент - управляющая организация) представляет заявку, в которой указывает: расчетные часовые нагрузки по видам теплопотребления, емкость сетей и систем теплопотребления с выделением потребления на собственные нужды и нужды каждого из прочих объектов теплопотребления подключенных от сете потребителя, при их наличии.
Следовательно, показатель емкости теплоносителя был определен при заключении договора исходя из технических характеристик многоквартирного дома, инженерных сетей, а переход на прямые договоры, как способ оформления отношений между потребителем и ресурсоснабжаюшей организацией, не мог повлиять на показатель емкости теплоносителя МКД. Доказательств изменения технических параметров МКД, изменения технических условий получения коммунального ресурса в материалы дела не представлено.
Податель апелляционной жалобы полагает, что не может быть лицом, которому адресовано предписание об устранении нарушения путем принятия мер к восстановлению требуемых параметров отопления (расхода), поскольку согласно представленной в материалы дела информации ООО "БашРТС" с 01.07.2019 в соответствии в решением общего собрания собственников помещений МКД с 01.07.2019 осуществлен переход к прямым договорам с ООО "БашРТС".
Довод подлежит отклонению.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Положения о непосредственном оказании коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями предусмотрены Правилами N 354 в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ", вступившим в силу 03.04.2018.
Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусмотрена возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении ими договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), (далее - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг) непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса.
До утверждения Правительством Российской Федерации типовых договоров, предусмотренных часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ, условия договоров определяются в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1, 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354):
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме;
к коммунальным ресурсам относятся, в том числе холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354, горячее водоснабжение - снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Согласно пункту 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, то есть, в том числе ресурсоснабжающие организации (подпункт "в" пункта 9).
На основании пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее - договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт "в").
В силу подпункта "ж" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, с даты, определенной в таком решении.
Следовательно, при переходе с 01.07.2019 на прямые договоры, исполнителем услуги по коммунальной услуге отопление является ООО "БашРТС".
Между тем, наличие прямых договоров не освобождают управляющую организацию от выполнения своих обязанностей согласно требованиям, установленным нормативными правовыми актами.
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры (часть 1 статьи 157 ЖК РФ, раздел VI Правил N 354).
По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Исходя из подпункта "ж" пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома включаются, в том числе, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен дом.
Согласно пункту 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно положениям статей 36, 135, 138 ЖК РФ, пунктов 5, 6, 8 Правил N 491, управляющая организация несет ответственность за содержание инженерного оборудования, которое относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В подпунктах "и", "к" пункта 11 Правил N 491 указано, что содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, мероприятия по обеспечению надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета включены в состав работ по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, а расходы на проведение данных работ подлежат включению в состав платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 2.2, 2.3, 11 статьи 161, части 2, пунктам 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ (прямые договоры с РСО), обязанности управляющей организации сводятся к обеспечению готовности инженерных систем МКД, информационному взаимодействию с РСО, осуществлению контроля качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в МКД.
Общество, в силу наличия у него статуса управляющей организации, и, имея доступ к приборам учета и их показаниям, обязано осуществлять контроль и проверку соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета, а в случае сомнений в достоверности показаний приборов учета - инициировать проверку функционирования узла учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень N 290).
В соответствии с пунктом 2 Минимального перечня N 290 утвержденные перечень и правила применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 18 Минимального перечня N 290 в число общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах входит, в частности, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Таким образом, в силу приведенных положений, несмотря на наличие прямых договоров между ООО "БашРТС" и потребителями, устранение нарушений путем восстановления требуемых параметров отопления (расхода) нарушений с соблюдением режима потребления энергии (тепловые и гидравлические режимы, качества коммунальных услуг), с учетом превышения объема потребялемой МКД тепловой энергии и наличия у управляющей организации обязанностей по содержанию инженерной системы дома в надлежащем состоянии, предписание правомерно выставлено обществу и направлено на поддержание надлежащего содержания общего имущества с целью безопасного проживания в МКД. Общество, как управляющая организация, обязано было систематически осуществлять выявление нарушений при работе отопительной системы МКД.
Относительно исполнимости предписания суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Необходимость соответствия предписания перечисленным требованиям обусловлена предусмотренной административным законодательством ответственностью за неисполнение предписания.
По смыслу названных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Таким образом, исполнимость предписания является одним из критериев его действительности и не может оспариваться по отдельности вне совокупности других критериев характеризующих ненормативный правовой акт.
Действующее законодательство не содержит требований по обязательному указанию в предписании конкретных мер по устранению выявленных нарушений. Лицо, которому выдано представление, определяет самостоятельно с учетом действующего законодательства, каким образом будут устранены выявленные нарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что выданное инспекцией предписание основано на выявленных в ходе проверки нарушениях, направлено на их устранение, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, и не возлагает на общество обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Содержащиеся в предписании требования соответствуют целям и задачам, направленным на защиту прав потребителей при управлении многоквартирным домом, и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-10828/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10828/2021
Истец: ОАО УЖК Калининского района ГО г. Уфа
Ответчик: Госкомжилстройнадзор по РБ
Третье лицо: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ", ООО "БашРТС"