г. Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А40-172302/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АНО "АКАДЕМИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ АГ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2021. по делу N А40-172302/21
по заявлению ОСТАНКИНСКОЙ МЕЖРАЙОННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
к АНО "АКАДЕМИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ АГ"
о привлечении к административной ответственности,
в присутствии:
от заявителя: |
Семихина О.Н. по удостоверению N 273043; |
от заинтересованного лица: |
Гнатюк Е.А. по доверенности от 06.09.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ОСТАНКИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА (далее - заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о привлечении АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "АКАДЕМИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ АГ" (далее - Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.08.2021.
Решением суда от 10.09.2021 АНО "АКАДЕМИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ АГ" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб..
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, исследовав доводы жалобы, полагает обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Останкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы по поручению прокуратуры города Москвы проведена проверка соблюдения законодательства о государственной собственности в деятельности Автономной некоммерческой организации "Академия спортивной гимнастики АГ" (далее - Организация).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2016 по делу N А40-177094/2014 (далее - Решение суда), оставленным без изменений судом апелляционной инстанции, недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, дом 16, стр. 2, 7, 16, 35, 25, 47, 14, 21 Б, 60, 8, 32, 52, 51, 66, 34, 59, 61, 3 (далее - Имущество) истребовано из незаконного владения АО "Квант-Н" в собственность Российской Федерации.
На основании Решения суда Управлением Росреестра по г. Москве 16.10.2019 осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на Имущество.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" названное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества Российской Федерации непосредственно или через свои территориальные органы.
Распоряжением ТУ Росимущества от 15.06.2020 N 77-686-р Имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ "Дирекция по обеспечению деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом", которое в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости зарегистрировано 06.07.2020 за N 77:02:0023014:1064-77/011/2020-27.
В ходе проверки административным органом установлено, что Организация занимает помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 16, стр. 3, пом. 1, на основании договоров аренды недвижимого имущества N 4293А-03/19 от 01.03.2019 и N 4342А-08/19 от 01.08.2019, заключенных между Организацией и бывшим собственником имущества - ОАО "Квант-Н".
При этом, как установлено в ходе проверки, Организация с момента перехода права собственности на арендованные ею помещения к Российской Федерации и закрепления права оперативного управления на Имущество за уполномоченной организацией, договор аренды с ней Обществом не заключен.
Как следует из объяснений должностных лиц Организации, о смене собственника Имущества Организация знала с 2019 года. Арендная плата за период с августа по декабрь 2020 года, а также за период с января по май 2021 года перечислялась на счет УФК по г. Москве.
С учетом изложенного, установлено, что согласие собственника арендованных Организацией помещений, находящихся в настоящее время в собственности Российской Федерации, на передачу указанных помещений в аренду, отсутствует, и, как следствие, у Организации отсутствуют правовые основания для владения и пользования указанными помещениями.
Исходя из вышеизложенного, в связи с невыполнением требований действующего законодательства в действиях юридического лица - Автономной некоммерческой организации "Академия спортивной гимнастики АГ" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 205 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Исходя из положений ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При этом, как следует из ч. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.
В соответствии с п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
При применении этой нормы в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.
Исходя из вышеизложенного, в связи с невыполнением требований действующего законодательства в действиях юридического лица - Автономной некоммерческой организации "Академия спортивной гимнастики АГ" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ - использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Заместителем Останкинского межрайонного прокурора г. Москвы 09.08.2021 по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Апелляционным судом установлено, что требования ст. ст. 23.34, 28.2, 28.3 и 28.5 КоАП РФ административным органом соблюдены.
В соответствии с нормами частей 1 - 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюден.
Оценив, имеющиеся в деле, доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заинтересованным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом в деле не имеется и заинтересованным лицом не представлено доказательств отсутствия у Общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина заинтересованного лица в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, требования приведенных правовых норм, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, в действиях заявителя.
Довод Общества о том, что договор аренды не расторгнут, и, соответственно, свидетельствует о правомерном использовании обществом объектов федеральной собственности, отклоняется как неосновательный.
Наличие заключенного договора аренды объекта федеральной собственности, не согласованного в установленном законом порядке с собственником, не свидетельствует о законном использовании данного объекта недвижимости и отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Относительно довода Ответчика о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения, суд отмечает следующее.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Следовательно, необходимо установление не только формального сходства содеянного с признаками того или иного правонарушения, но и решение вопроса о социальной опасности деяния. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и квалификации правонарушения в качестве малозначительного судом не усмотрено, поскольку не установлены обстоятельства, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного административного правонарушения.
Статья 3.4 КоАП РФ предусматривает возможность наложения на правонарушителя административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом установлено, что лицо, впервые привлекается к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение, отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Возможности применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом также не усматривается.
При назначении наказания суд учитывал обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд обоснованно назначил наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., что предусмотрено санкцией ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2021. по делу N А40-172302/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172302/2021
Истец: АО "КВАНТ-Н", ОСТАНКИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА
Ответчик: АНО "АКАДЕМИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ АГ"
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3109/2022
29.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-65084/2021
20.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-65081/2021
10.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172302/2021