г. Челябинск |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А76-37487/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Бабиной О.Е., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Байназаровой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ритм" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2021 по делу N А76-37487/2020.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска - Горобец М.А. (доверенность от 06.09.2021, диплом, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ритм" (далее - истец, ООО УО "Ритм") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска (далее - ответчик, МУП "ПОВВ") о взыскании 378 254 руб. 05 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда от 23.07.2021 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 9 л.д. 14-17).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО УО "Ритм" обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что в спорный период ремонтно-строительные работы на внутридомовых инженерных сетях водоснабжения и водоотведения в спорных многоквартирных домах (далее - МКД) не проводились, промывка систем водоснабжения для устранения накипно-коррозионных отложений в МКД, находящихся в управлении истца, невозможна, поскольку конструктивные особенности МКД не позволяют этого сделать.
Кроме того, в спорный период сотрудниками истца в ходе плановых осмотров общего имущества МКД, направленных на обеспечение его надлежащего состояния и функционирования, утечек на внутридомовых сетях водоснабжения и водоотведения выявлено не было, что подтверждается журналами осмотра инженерных сетей МКД. Ответчик не представил доказательств в подтверждение факта потерь на инженерных сетях холодного водоснабжения и водоотведения в спорных МКД.
В подтверждение своих доводов о конструктивных особенностях МКД, исключающих потребление, водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды, истцом представлен технический отчет ООО "ПромМонтажАвтоматики" от 14.08.2019 по обследованию спорных многоквартирных домов на предмет наличия (отсутствия) ресурсопотребляющего оборудования, расположенного в общем имуществе МКД, и предназначенного для холодного водоснабжения и водоотведения при содержании общего имущества, объяснения жильцов обследованных МКД, заключение (независимое мнение) от 27.11.2019.
Указанным доказательствам истца суд первой инстанции не дал должной оценки.
Факт отсутствия водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды в МКД, находящихся в управлении ООО УО "Ритм", установлен вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2021 по делу N А76-33412/2018, решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2021 по делу N А76-52527/2019.
Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки факту расторжения договора ресурсоснабжения между МУП "ПОВВ" и ООО УО "Ритм" 01.08.2020, ввиду отсутствия фактической поставки коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в МКД.
ООО УО "Ритм" полагает, что исключительно наличие подвала не может служить основанием для вывода о неизбежности потерь во внутридомовых сетях МКД, т.к. внутридомовые сети состоят также из стояков, ответвлений от них и расположены, в том числе за пределами подвальных помещений.
Кроме того, ввиду отсутствия фактического потребления коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества, в том числе подтвержденным отсутствием потерь на внутридомовых сетях, истцом прекращено начисление платы за холодное водоснабжение на содержание общедомового имущества и отведение сточных вод на содержание общедомового имущества собственникам помещений в МКД, находящихся в управлении истца, прием денежных средств в счет платы за ресурсы холодное водоснабжение и водоотведение на содержание общедомового имущества не осуществляется.
Заявитель жалобы ссылается на преюдициальное значение судебных актов по делу N А76-33412/2018, для настоящего дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещены надлежащим образом, податель жалобы своего представителя в судебное заседание не направил.
С учетом мнения представителя МУП "ПОВВ" и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя подателя жалобы.
В судебном заседании представитель МУП "ПОВВ" возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "ПОВВ", начиная с 09.04.2018 и в течение спорного периода (09.04.2018-31.07.2020), оказывало услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям г. Коркино, п. Роза Коркинского муниципального района Челябинской области.
ООО УО "Ритм" является управляющей организацией, в течение спорного периода осуществляло управление МКД на территории г. Коркино Челябинской области.
Письменный договор водоснабжения и водоотведения между сторонами на протяжении спорного периода отсутствовал.
Ответчиком в связи с предоставлением водоснабжения и осуществлением водоотведения в отношении МКД в управлении истца к оплате последнему выставлены счета-фактуры на общую сумму 805 455 руб. 63 коп., из которых по состоянию на 30.08.2020 истцом оплачено 673 006 руб. 49 коп., в том числе:
- 294 752 руб. 44 коп. по МКД, в которых установлены общедомовые приборы учета;
- 196 288 руб. 65 коп. за водоснабжение на содержание общего имущества в МКД исходя из норматива без повышающего коэффициента;
- 181 965 руб. 40 коп. за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества МКД (исходя из норматива без повышающего коэффициента).
Оплата водоснабжения и водоотведения на содержание общего имущества исходя из норматива (всего в размере 378 254 руб. 05 коп.: 196 288,65+181 965,4), производилась в отношении следующих МКД в г. Коркино, расположенных по адресам: ул. Шахтостроительная, д. 104, 102, ул. Цвиллинга, д. 48, 40, 36, 36А, 27, 25, 23, 21, 29, ул. Строительная, д. 91, ул. С. Кривой, д. 14, 14А, ул. С. Ванцетти, 97А, 97, 93, 89, ул. Мира, д. 43, 37, 35, 33, ул. Ленина, д. 21, 19А, 19, 16А, 16, 15, 14, 14А, 13, 13А, 12А, 12, 11, 10, 9, ул. 9 Января, д. 36, 34, 32, 30, 28, 26, 22, 20, 16, 14, 18.
Полагая, что конструктивные особенности перечисленных МКД исключают возможность потребления водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, а на стороне ответчика в этой связи возникло неосновательное обогащение в сумме полученных от истца платежей в оплату таких услуг, в общей сумме 378 254 руб. 05 коп., истец обратился к ответчику с претензией о возврате безосновательно полученных денежных средств (т. 1 л.д. 14-15).
Неисполнение ответчиком изложенных в претензии требований о возврате суммы неосновательного обогащения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы истца о конструктивных особенностях МКД, исключающих потребление водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, не являются доказанными.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статья 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Таким образом, иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны: факт получения имущества ответчиком, отсутствие для этого должного основания, а также то, что неосновательное обогащение произошло за счет истца. Недоказанность хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец ссылается на то, что в период с 09.04.2018 по 31.07.2020 ответчику вносилась плата за водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды по домам, конструктивные особенности которых исключают возможность потребления водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды.
По расчету истца, неосновательное обогащение в сумме полученных от истца платежей в оплату услуг водоснабжения и водоотведения, составило 378 254 руб. 05 коп.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
По смыслу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
Поскольку ответчик приобретал ресурсы не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, к спорным правоотношениям подлежат также применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Между сторонами возникли разногласия в части возможности оказания услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, в связи с тем, что по утверждению ответчика конструктивные особенности многоквартирных домов не предусматривают возможность потребления соответствующих коммунальных услуг.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса).
Как указано в письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", в размер платы за содержание жилого помещения, частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), закреплено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов, указанных в данной норме.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 Правил N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", вступившем в действие с 01.01.2017, в ряд нормативных правовых актов, включая Правила N 491 и Правила N 354, внесены изменения, в том числе понятие "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" изменено на "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурса на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Истцом в материалы дела представлен технический отчет ООО "ПромМонтажАвтоматика" от 14.08.2019 по обследованию спорных многоквартирных домов на предмет наличия (отсутствия) ресурсопотребляющего оборудования, расположенного в общем имуществе МКД, и предназначенного для холодного водоснабжения и водоотведения при содержании общего имущества (т. 2 л.д. 143-150, т. 3 л.д. 1-113, т. 4 л.д. 25-173, т. 5-7 л.д. 1-34).
Вместе с тем, как установил суд первой инстанции, в данном отчете в отношении каждого обследованного МКД зафиксировано неудовлетворительное общее техническое состояние общедомовых сетей ХВС и водоотведения. При этом зафиксировано отсутствие водоразборных устройств (кранов, смесителей, вентилей и др.), сантехнического оборудования и устройств (унитазов, раковин, моек, ванн и проч.).
Содержащиеся в материалах дела технические паспорта МКД свидетельствуют о наличии подвалов в обследованных МКД. Представленные акты осмотров МКД, проведенных комиссионно представителями жильцов соответствующих МКД, ООО УО "Ритм", ООО "Комфорт", ООО "Виктория", МКУ УРХА, также фиксируют наличие подвалов, водопровода, канализации, при этом отсутствие кранов, вентилей, поливочных устройств, унитазов, раковин, моек (т. 3 л.д. 65-113).
Объяснения жильцов обследованных МКД, содержащиеся в отчете, также указывают на наличие общедомовых систем водоснабжения и водоотведения. В объяснениях указано, что воду на общедомовые нужды работники управляющей компании берут в квартирах жильцов на протяжении всего времени работы управляющей организации, слив воды производится на придомовую территорию. Оборудование для потребления воды и водоотведения на общедомовые нужды в виде кранов и унитазов, а также иное оборудование для общедомовых нужд отсутствует (т. 3 л.д. 10-55).
Наличие подвальных помещений и общедомовых инженерных сетей водоснабжения и водоотведения подтверждается и представленными истцом журналами осмотра инженерных сетей МКД (т. 8 л.д. 1-159).
Во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 05.10.2021 сторонами был произведен совместный осмотр жилого фонда, в отношении которого произведено начисление платы за коммунальные ресурсы по нормативу, по результатам которого в материалы дела представлены акты осмотра многоквартирных домов, согласно которым состояние сетей удовлетворительное, сети в рабочем состоянии, имеются места общего пользования, по ряду МКД отсутствует общедомовой прибор учета холодной воды (т. 9 л.д. 51-99).
На основании изложенного правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что находящиеся в управлении истца МКД имеют внутридомовые инженерные сети систем водоснабжения и водоотведения, расположенные, в том числе, в подвальных помещениях, что свидетельствует о конструктивных характеристиках МКД, подразумевающих потребление водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды.
Таким образом, ссылки ответчика на отсутствие технической возможности потребления коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества не подтверждены документально.
Поскольку в указанных многоквартирных домах имеется общее имущество - внутренние общедомовые сети, посредством которых осуществляется централизованное водоснабжение, водоотведение, в указанные дома поставляются коммунальные ресурсы, оказывается услуга водоотведения, то в отношении таких домов плата за водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды подлежит начислению.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, следующее.
Порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества предусмотрен пунктом 21 (1) Правил N 124. Объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, определяется в соответствии с пунктом 21 (1) Правил N 124, как разница между объемами коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц). В случае отсутствия общедомовых (коллективных) приборов учета, объем коммунального ресурса, поставленного на содержание общего имущества МКД, определяется исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 21 (1), подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124)
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306; далее - Правила N 306).
В силу подпункта "а" пункта 4.1 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения N 2 к Правилам N 306), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности многоквартирных домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства многоквартирных домов: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Абзацем вторым пункта 11 Правил N 306 закреплено право уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определять иные категории жилых помещений, имеющих конструктивные и технические параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении N 2 к Правилам N 306.
Согласно пункту 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.
Пунктом 29 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Таким образом, как следует из буквального толкования приведенных норм, потребление коммунального ресурса в виде холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные, в том числе, техническими параметрами многоквартирного дома.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 20.02.2019 N 75-АПГ18-14.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ненадлежащее состояние сетей, объективно и достоверно подтверждающие возможность потерь в общедомовых сетях, относящихся к ответственности и обязанностям ответчика и которые компенсируются рассчитанной исходя из установленного норматива платой за услуги водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, подтверждается совместными актами осмотра, в которых отражено, что сети водоснабжения и водоотведения находятся в рабочем состоянии, требуется капитальный ремонт (т. 9 л.д. 51-99).
Поскольку начисление платы за водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды в пределах установленных нормативов правомерно, то поступившие ответчику от истца платежи в оплату таких услуг не образуют на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Истец в спорный период не заявлял о том, что при формировании платежных документов МУП "ПОВВ" пользовалось искаженными данными об объемах потребления, допускало ошибки в расчете задолженности, применяемой методике, о корректировке данных за период взыскания абонент не заявлял. Таким образом, истец допускал возможность потребления спорными МКД коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не представил доказательств в подтверждение факта потерь на инженерных сетях холодного водоснабжения и водоотведения в спорных МКД, подлежит отклонению. Из материалов дела не следует, что ответчиком надлежащим образом исполнялись обязанности по содержанию спорного общедомового имущества в технически исправном, безопасном и надлежащем эксплуатационном состоянии. Напротив, в актах осмотра указано на необходимость проведения капитального ремонта сетей. Таким образом, состояние сетей в спорный период, объективно допускало потери на таких сетях.
Довод о конструктивных особенностях МКД, исключающих потребление, водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды, подлежит отклонению по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты по делам N А76-33412/2018 и N А76-52527/2019, судом апелляционной инстанции не принимается, так как в деле N А76-33412/2018 имел место иной субъектный состав, в деле N А76-52527/2019 рассматривались требования за иной период.
Указание на то, что истцом прекращено начисление платы за холодное водоснабжение на содержание общедомового имущества и отведение сточных вод на содержание общедомового имущества собственникам помещений в МКД, находящихся в управлении истца, судом апелляционной инстанции не принимается, так как указанное не исключает возможность потребления данных услуг именно в спорный период (09.04.2018-31.07.2020).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2021 по делу N А76-37487/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ритм" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-37487/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РИТМ"
Ответчик: МУП "ПОВВ"