г. Пермь |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А71-2159/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кощеевой М.Н.,
судей Григорьевой Н.П., Дружининой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой М.А.,
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: Зорин А.А., доверенность от 11.01.2021 N КТ/07, диплом
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, ООО "Красный Труженик",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.08.2021
по делу N А71-2159/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к обществу с ограниченной ответственностью "Красный Труженик" (ОГРН 1101821000071, ИНН 1821009125)
о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спецавтохозяйство" (истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к ООО "Красный Труженик" (ответчик) о взыскании 67 757 руб. 26 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (с учетом уменьшения суммы иска, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 27.08.2021 иск удовлетворен.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, удовлетворить иск частично, исходя из норматива накопления твердых коммунальных расходов в размере 1731 руб. 15 коп. в месяц.
В обоснование своих доводов указывает, что истцом с территории объекта ответчика вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) фактически не осуществлялся; в период с 01.04.2020 по 31.10.2020 истцом начислялась повышенная плата исходя из расчета количества и объема контейнеров, контейнерные площадки ООО "Красный Труженик" не были зарегистрированы должным образом, поэтому переход на расчет по фактическим объемам не был осуществлен, однако региональным оператором плата за вывоз ТКО определена по фактическим объемам; контейнерная площадка, указанная в письме ООО "УК "Престиж", включена в договор, заключенный между ООО "Спецавтохозяйство" и МО "Красносельское"; при этом из данного письма не следует, что вывоз осуществлялся по понедельникам именно с площадки ответчика. Таким образом, заявитель считает, что расчет платы за фактический вывоз ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (3 контейнера, объемом 1.1 куб. м, 1 раз в неделю по понедельникам, стоимость вывоза 7547 руб. 38 коп. в месяц) неправомерен в связи с отсутствием фактического вывоза 3 контейнеров 1 раз в неделю по понедельникам.
Истцом не представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ООО "Спецавтохозяйство" является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики. Деятельность регионального оператора регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), иными нормативно-правовыми актами.
Региональным оператором представлен в материалы дела проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 02.04.2020 N ТКО2020-0005000, который был направлен в ООО "Красный Труженик" (потребитель).
Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019 (пункт 4 договора).
В пятом абзаце пункта 5 договора предусмотрено, что ежемесячная стоимость услуг составляет 1444 руб., кроме того НДС (20%) в размере 288 руб. 81 коп. Ежемесячная стоимость услуг, определяемая согласно настоящему пункту, подлежит изменению в случае изменения нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров, периодичности вывоза ТКО и единого тарифа на услугу регионального оператора.
Одновременно с данным договором потребителю направлено дополнительное соглашение от 02.04.2020 N 1 к договору, которым пятый абзац пункта 5 договора изложен в следующей редакции: "Ежемесячная стоимость услуг по настоящему договору составляет 6093 руб. 32 коп., не является твердой и подлежит изменению в случае изменения нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров, периодичности вывоза ТКО, количества расчетных единиц нормативов накопления ТКО объектов отходообразования, количества объектов отходообразования и единого тарифа на услугу регионального оператора; пункт 6 договора - в следующей редакции: "Оплата услуг за отчетный месяц осуществляется потребителем в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленных региональным оператором счета на оплату и акта оказанных услуг или универсального передаточного документа (если данный документ применяется региональным оператором, далее по тексту "УПД") независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем".
В приложении N 1 к вышеуказанному дополнительному соглашению от 02.04.2020 N 1 в качестве адреса места (площадки) накопления ТКО указано: общая площадка, расположенная по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, село Красное, улица Труда (около детской площадки, в 40 м от дома), 40, а также контейнерная площадка, организованная на территории ООО "Красный Труженик" по адресу: Увинский район, село Красное, улица Советская, 25.
Согласно актам, УПД региональным оператором в период с января 2020 года по 18.02.2021 оказаны ответчику услуги по вывозу ТКО на общую сумму 67 757 руб. 26 коп. Данные акты и УПД ООО "Красный Труженик" не подписаны.
Обращаясь с настоящим иском в арбитражный суд, ООО "Спецавтохозяйство" указало на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг не исполнена, в результате чего образовалась задолженность в указанном размере.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 307, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что факт оказания услуг подтверждается представленными в дело документами; ответчиком не представлено доказательств оплаты задолженности, равно как и сведений о том, что в спорный период потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
Пунктом 8.18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Поскольку в материалы дела не представлен заключенный между сторонами договор (подписанный в двустороннем порядке), осуществление своей деятельности ответчиком не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правоотношения между сторонами подлежат регулированию условиями типового договора.
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя УР от 20.12.2018 N 23/1, от 20.12.2019 N 29/94.
В соответствии с пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" объемы оказания соответствующих услуг в спорный период осуществлялся региональным оператором расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107.
Согласно статье 1 Закона N 89 к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
Ответчик является организацией, деятельность которой в спорный период в установленном порядке не прекращена, следовательно, в ходе осуществления им деятельности происходит образование ТКО.
Доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период осуществляло иное лицо, ответчиком в материалы дела не представлены, сведения об объемах оказанных услуг, содержащиеся в документах истца, ответчиком документально не опровергнуты (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается исполнение региональным оператором своих обязательств по вывозу ТКО по адресам, указанным в проекте договора и дополнительного соглашения N 1 к нему.
Поскольку оплата оказанных услуг ответчиком не произведена, требование истца о взыскании задолженности за услуг по обращению с ТКО за спорный период правомерно удовлетворено судом первой инстанции в заявленной сумме.
Доводы ответчика о том, что истцом с территории объекта ответчика вывоз ТКО фактически не осуществлялся, документально не подтвержден (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом в материалы дела представлены скрин-треки из программы Глонасс, согласно которым региональным оператором обеспечен вывоз ТКО с площадки по адресу: село Красное, улица Советская, 25.
Довод заявителя о том, что контейнерная площадка, указанная в письме ООО "УК "Престиж", включена в договор, заключенный между ООО "Спецавтохозяйство" и МО "Красносельское", признан несостоятельным, так как в упомянутом договоре в качестве адреса расположения площадки значится адрес: село Красное, улица Советская, 29, а не улица Советская 25.
То обстоятельство, что вывоз ТКО осуществлялся не по понедельникам, не может повлиять на правильность принятого решения, поскольку несоблюдение установленного графика вывоза не освобождает от оплаты услуг, оказанных с нарушением установленных сроков.
Ссылка жалобы на неверный расчет платы за фактический вывоз ТКО также не принимается апелляционным судом ввиду того, что в суде первой инстанции ответчиком не заявлены возражения относительно приведенного истцом расчета по мотивам несогласия с начислением платы по объему вывезенного ТКО (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом, как указано ранее, факт оказания истцом услуг в обозначенном им объеме ответчиком не опровергнут.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции от 27.08.2021 следует оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2021 года по делу N А71-2159/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.Н. Кощеева |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2159/2021
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: ООО "Красный Труженик"