г. Москва |
|
06 декабря 2021 г. |
Дело N А40-122144/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А.Москвиной,
судей: |
Е.В.Пронниковой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2021 по делу N А40-122144/21 (146-899)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Образовательное частное учреждение высшего образования "Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет"
о признании незаконным и отмене уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Акшонова Ю.Н. по дов. от 12.07.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) изложенного в письме от 23.03.2021 N MFC-0558/2020-956452 (КУВД-001/2020-28645823, об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением суда от 17.09.2021, принятым по настоящему делу, заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований в полном объеме, ссылаясь на законность оспариваемого отказа в государственной регистрации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал оспариваемое решение суда первой инстанции.
Представители ответчика и третьего лица, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей указанных лиц.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Девятого арбитражного апелляционного суда по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/ и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации Договора аренды от 16.11.2018 N М-04-053392 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:11571.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 23.03.2021 N MFC0558/2020-956452 (КУВД-001/2020-28645823) сообщено об отказе в осуществлении регистрационных действий, в связи тем, что по данным ЕГРН отсутствует связь земельного участка с объектом недвижимости, принадлежащем арендатору на праве собственности/аренды; в отношении объекта недвижимости сведения о регистрации договора безвозмездного пользования (ссуды) отсутствуют.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 3 ч. 1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (ч. 6).
Согласно п. 1.5 Договора аренды на участке расположено нежилое здание 1476 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Малышева, д. 11, корп. 2, переданное ОЧУ ПСТГУ по договору от 23.11.2017 N 00-00334/17 безвозмездного пользования (ссуды) объектом нежилого фонда, находящимся в собственности города Москвы.
В уведомлении об отказе Управление Росреестра по Москве указало, что по данным ЕГРН отсутствует связь земельного участка с объектом недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:11571 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 77:04:0004007:11618 (Теплосеть), 77:04:0004007:11661 (Теплосеть), 77:04:0004007:11735 (телефонная канализация).
Регистрирующим органом, не учтено следующее.
В соответствии с Положением об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы, утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП ИС РЕОН представляет собой организованный систематизированный свод документированных сведений о фактическом состоянии земель города Москвы, земельных участках, занятых зданиями и сооружениями и необходимых для их использования, а также иных сведений, необходимых для осуществления государственной политики в области земельных отношений и использования земель на территории города Москвы.
Базовый раздел ИС РЕОН ведется на Единой государственной картографической основе города Москвы масштаба 1:2000 и содержит информацию: о координатах, границах и площади земель города Москвы; о координатах, границах и площади земельных участков, частей земельных участков, занятых или необходимых для обслуживания соответствующих зданий, сооружений и иных градостроительных объектов; графическую и семантическую информацию о границах земель города Москвы, кадастрового округа, кадастровых районов, кадастровых кварталов, земельных участков, частях земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, иными градостроительными объектами и/или необходимых для обслуживания зданий, сооружений, иных градостроительных объектов.
Также, в составе ИС РЕОН раздел, содержащий Единую государственную картографическую основу (далее - ЕГКО) города Москвы масштаба 1:2000 в Московской системе координат для базового раздела ИС РЕОН, данные дистанционного зондирования земель города Москвы, включая границы посадки зданий, сооружений и иных градостроительных объектов, а также цифровой картографический фон масштаба 1:10000 ЕГКО города Москвы, в том числе в открытой системе координат, используемый для формирования справочных данных.
Согласно ИС РЕОН в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:11571 расположен объект недвижимости с кадастровым номером: 77:04:0004007:1142 - здание площадью 1 476 кв. м. по адресу: г. Москва, ул. Малышева, д. 11, корп. 2.
Кроме того, факт нахождения объекта недвижимости с кадастровым номером: 77:04:0004007:1142 в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:11571 также подтверждается сведениями Публичной кадастровой карты на сайте Росреестра (https://pkk5.rosreestr.ni/).
Таким образом, сведения об объекте недвижимости, указанные в п. 1.5 Договора аренды, соответствуют актуальной информации из ЕГРН и ИС РЕОН.
Объект недвижимости с кадастровым номером: 77:04:0004007:1142 находится в собственности города Москвы - запись N 77-01/30- 1026/2003-65 от 22.12.2003.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 21.11.2017 N 637- РП на основании договора от 23.11.2017 N 00-00334/17 безвозмездного пользования (ссуды) объектом нежилого фонда, находящимся в собственности города Москвы здание площадью 1 476 кв. м. по адресу: г. Москва, ул. Малышева, д. 11, корп. 2 передано ОЧУ ПСТГУ для пользования в целях осуществления деятельности в области образования. Срок действия договора до 21.11.2066.
При этом договор безвозмездного пользования (ссуды) не содержит условия о необходимости его государственной регистрации.
С учетом изложенного, отсутствие в ЕГРН записи о государственной регистрации договора безвозмездного пользования (ссуды) за ОЧУ ПСТГУ, не влияет на возникновение у него права пользования объектом недвижимости.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).
Договор аренды подписан без замечаний и разногласий, а значит между сторонами достигнуто соглашения по все существенным условиям.
При этом действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора, а также давать оценку предшествующим заключению договора аренды документам.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Условия Договора аренды не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают нрава и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Таким образом, отказ Управления Росреестра по Москве в регистрации Договора аренды не соответствует ст. ст. 26, 27 Закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
В данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о государственной регистрации Договора аренды от 16.11.2018 N М-04-053392 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:11571.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2021 по делу N А40-122144/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122144/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"