г. Москва |
|
07 декабря 2021 г. |
Дело N А41-27157/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубин" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 по делу N А41-27157/21, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рубин" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Красногорская коммунальная система", ООО УК "ЖКХ-Онлайн",
при участии в заседании:
от ООО "Рубин" - Пашков М.В. по доверенности от 02.02.2020;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. по доверенности от 23.08.2021;
от ООО "ККС" - Пашков М.В. по доверенности от 25.03.2021;
от ООО УК "ЖКХ-Онлайн" - Ковальчук А.А. по доверенности от 19.01.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рубин" (далее - заявитель, общество, ООО "Рубин") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом ходатайства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция, управление) о признании незаконными и отмене решений N Р001-7673681340-40172504 от 15.02.2021, N Р001-7673681340-40173119 от 15.02.2021, N Р001-7673681340-40087.324 от 17.02.2021, N Р001-7673681340-40087324 от 18.02.2021, N Р001-7673681340-40087702 от 18.02.2021 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявлений по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Московская обл., г.о. Красногорск, ул. Вилора Трифонова, д. 1, д. 7, ул. Светлая, д. 3, д. 8, обязании внести изменения в реестр лицензий Московской области в связи с выбором ООО "Рубин" управляющей организацией по результатам общих собраний собственников многоквартирных домов по адресу: Московская обл., г. Красногорск, ул. Вилора Трифонова д. 1, д. 7, ул. Светлая, д. 3, д. 8, в соответствии с заявлениями ООО ООО "Рубин" от 03.11.2020 - об управлении ООО "Рубин" указанными МКД с 01.01.2021.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Красногорская коммунальная система" (ООО "ККС"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ-Онлайн" (ООО УК "ЖКХ-Онлайн").
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 по делу N А41-27157/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя, ООО "ККС" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители управления и ООО УК "ЖКХ-Онлайн" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, письменные пояснения, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "Рубин" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании Лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 09.09.2019 N 1792.
03.11.2020 ООО "Рубин" обратился в управление с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с выбором лицензиата управляющей организацией по результатам общих собраний собственников в многоквартирных домах по адресам: Московская обл., г. Красногорск, ул. Вилора Трифонова, д. 1, д. 7, ул. Светлая, д. 3, д. 8.
С заявлением были представлены протоколы N 1-ВТ1-2020, N 1-ВТ7-2020, N 1-СВ3-2020, N 1-СВ8-2020 внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов от 19.10.2020, проведенных в очно-заочной форме в многоквартирных домах N 1 и N 7 по ул. Вилора Трифонова, дома N 3 и N 8 по ул. Светлая г. Красногорск Московской области, соответственно.
С целью проведения проверочных мероприятий 19.11.2020 заинтересованным лицом были приняты решения N N Р001-7673681340-40172504; Р001-7673681340-40173119; Р001-7673681340-40087324; Р001-7673681340-40087702 о приостановлении рассмотрения заявлений о внесении изменений в реестр Московской области.
15.02.2021 заинтересованным лицом приняты решения N N Р001-7673681340-40172504 и Р001-7673681340-40173119 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявлений по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Московская область, г. о. Красногорск, ул. Вилора Трифонова, д. 1 и д. 7, соответственно, в соответствии с п. п. "в" п. 5 и п. п. "б" п. 9 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Приказ N 938/пр).
17.02.2021 заинтересованным лицом было принято решение N Р001-7673681340-40087324 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявлений N N Р001-7673681340-40172504; Р001-7673681340-40173119; Р001-7673681340-40087324; Р001-7673681340-40087702 по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Московская область, г.о. Красногорск, ул. Вилора Трифонова, д. 1 и д. 7, ул. Светлая, д. 3 и д. 8, соответственно, в соответствии с п. п. "в" п. 5 и п. п. "б" п. 9 Приказа N 938/пр.
18.02.2021 заинтересованным лицом повторно приняты решения N N Р001-7673681340-40087324 и Р001-7673681340-40087702 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявлений по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Московская область, г. о. Красногорск, ул. Светлая, д. 3 и д. 8 в соответствии с п. п. "в" п. 5 и п. п. "б" п. 9 Приказа N 938/пр.
Не согласившись с решениями Госжилинспекции об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, общество обратилось в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решениями N Р001-7673681340-40172504 от 15.02.2021, N Р001-7673681340-40173119 от 15.02.2021, N Р001-7673681340-40087.324 от 17.02.2021, N Р001-7673681340-40087324 от 18.02.2021, N Р001-7673681340-40087702 от 18.02.2021 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления мотивированы несоответствием заявления и приложенных документов подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр.
Как следует из материалов дела, к заявлениям были приложены протоколы внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 19.10.2020 N 1-ВТ1-2020, N 1-ВТ7-2020, N 1-СВ3-2020, N 1-СВ8-2020.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данные протоколы не подтверждали выбор способа управления управляющей организацией ООО "Рубин", поскольку по состоянию на дату вынесения оспариваемых решений на основании протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от 23.12.2020 и от 25.12.2020 собственники помещений выбрали в качестве управляющей организации ООО УК "ЖКХ-Онлайн".
В силу части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке расторгнуть договор управления многоквартирным домом, поскольку деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.
По состоянию на дату проведения общего собрания собственников помещений по выбору ООО УК "ЖКХ-Онлайн" (23.12.2020, 25.12.2020) сведения о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области в части включения в него ООО "Рубин" отсутствовали.
Протоколы общего собрания собственников помещений о выборе ООО УК "ЖКХ-Онлайн" в качестве управляющей организации от 23.12.2020, 25.12.2020 являются более поздними.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд также исходит из того, что протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от 23.12.2020 и 25.12.2020, в том числе, по основаниям нарушения порядка их проведения, не оспорены. При этом у Госжилинспекции не имелось оснований для вывода о ничтожности данных протоколов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО УК "ЖКХ-Онлайн" не соблюдены требования Порядка N 938/пр, необходимые для внесения изменения в реестр лицензий Московской области, равно как и о фальсификации протоколов от 23.12.2020 и 25.12.2020, не могут быть приняты во внимание, поскольку законность нахождения ООО УК "ЖКХ-Онлайн" в реестре лицензий Московской области в отношении спорных домов не являются предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения инспекция располагала сведениями о том, что собственниками помещений спорного МКД, уже после того, как приняты решения о выборе ООО "Рубин" в качестве новой управляющей организации, 23.12.2020 и 25.12.2020 приняты решения об управлении домом ООО УК "ЖКХ-Онлайн", сведения о которой содержались в реестре лицензий, инспекцией обоснованно принято решение об отказе заявителю во внесении изменений в реестр лицензий.
Таким образом, управление действовало в рамках предусмотренной ЖК РФ и Порядком N 938/пр процедурой внесения изменений в Реестр лицензий Московской области в связи с чем, основания для признания решений Госжилинспекции МО незаконными отсутствуют.
Доводы общества со ссылками на определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2021 по делу N 88-14540, 2-2946/2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу N А41-111588/19 не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные судебные акты приняты по делам, обстоятельства которых не идентичны обстоятельствам, установленным в рамках настоящего спора, в контексте проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, оформленных протоколами от 23.12.2020 и от 25.12.2020, на которых собственниками выбрано в качестве управляющей организации ООО УК "ЖКХ-Онлайн".
Доводы апелляционной жалобы о нарушении заинтересованным лицом предусмотренного десятидневного срока на рассмотрение заявления и документов подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку данное нарушение не влияет на выводы о законности оспариваемых решений.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 по делу N А41-27157/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27157/2021
Истец: ООО "РУБИН", ООО УК " ЖКХ ОНЛАЙН"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"