16 февраля 2024 г. |
А43-25806/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2023
по делу N А43-25806/2023,
принятое по заявлению администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации городского округа город Выкса Нижегородской области - Кандыкина А.В. по доверенности от 11.09.2023 N 64 сроком действия до 11.09.2024, диплом о высшем юридическом образовании представлен,
и установил:
администрация городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган), выразившегося в непредоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 52:53:0080103:199, расположенного в Выксунском районном лесничестве, квартал N 180 (часть выдела 39) Пристанского участкового лесничества, для целей эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины). Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган устранить допущенное нарушение его прав.
Решением Арбитражный суд Нижегородской области от 11.12.2023 удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что положениями Лесного кодекса Российской Федерации не предусмотрено приобретение права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком с заявленной Администрацией целью. Суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, не исследовал надлежащим образом представленные в материалы дела доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу сообщает, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Министерство ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, в собственности городского округа город Выкса Нижегородской области находится гидротехническое сооружение (плотина), кадастровый номер: 52:53:0000000:207, адрес: Нижегородская область, Выксунский район, с. Сноведской пруд, сооружение 1 (N 52-52-090172012-058 от 26.04.2012) (л.д.14-15).
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Комитет) и ФГБУ "Рослесинфорг" заключили муниципальный контракт N 19/069-2022/28 по разработке и утверждению проектной документации лесного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:821 под гидротехническим сооружением (плотина) с кадастровым номером 52:53:0000000:207 по адресу: Нижегородская область, Выксунский район, с. Сноведской пруд, сооружение 1.
Приказом Министерства от 04.10.2022 N 907 проектная документация утверждена.
Комитет и ФГБУ "Рослесинфорг" заключили договор N 52/017-2023/23 по подготовке документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование.
По результатам проведенных работ подготовлен межевой план, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен учетный номер 52:53:0080103:199 (л.д.16-20).
27.06.2023 Администрация обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 52:53:0080103:199, расположенного в Выксунском районном лесничестве, квартал N 180 (часть выдела 39) Пристанского участкового лесничества, для целей эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины).
Решением от 30.06.2023 N Сл-331-530367/23 Министерство, ссылаясь на статью 1 Лесного кодекса Российской Федерации, указало на невозможность предоставления испрашиваемого Администрацией лесного участка, а также указало на некорректное указание площади лесного участка, отсутствие приложений, указанных в заявлении (л.д. 12).
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 21, 24, 44 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 39.9, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 и исходил из того, что Министерство не доказало правомерность своего бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее- Федеральный закон N 117-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Статья 3 Федерального закона N 117-ФЗ определяет, что:
гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;
безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов;
территория гидротехнического сооружения - земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством.
Статья 9 Федерального закона N 117-ФЗ предусматривает, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Одним из видов использования лесов является строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений (пункт 12 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений.
Частью 1 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений в соответствии с водным законодательством (часть 2 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1, а также пунктом 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
В срок не более, чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует допустимость предоставления в земельного участка категории земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) органам местного самоуправления для целей эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины).
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 N 185, Министерство в пределах компетенции, установленной законодательством, распоряжается лесными участками, за исключением лесных участков, расположенных в границах населенных пунктов путем предоставления лесных участков, в том числе, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3.1.16).
Предоставление лесных участков в пользование является государственной услугой, оказываемой на основании Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 (далее - Административный регламент).
Для получения услуги заявитель предоставляет в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктом 2.7 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента для получения государственной услуги заявитель представляет в уполномоченный орган, в том числе: реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги перечислены в пункте 2.14 Административного регламента.
Суд первой инстанции установил, что заявление Администрации от 27.06.2023 соответствовало требованиям пункта 2.7 Административного регламента.
Отсутствие выписки из ЕГРЮЛ, текста решения Министерства от 04.10.2022 N 907, а также некорректное указание площади лесного участка в силу пунктов 2.7, 2.14 Административного регламента не являются основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги и предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Министерства отсутствовали основания для отказа в предоставлении лесного участка Администрации в постоянное (бессрочное) пользование.
Позиция Министерства со ссылкой на пункт 10 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, о том, что Администрация, как орган местного самоуправления, в силу прямого указания закона не может являться обладателем права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок, основана на ошибочном толковании норм материального права в силу выше приведенных положений статей 21, 44 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном случае обращение Администрации в Министерство обусловлено необходимостью использования лесного участка, понятие которого установлено статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях эксплуатации гидротехнического сооружения, а не необходимостью использования леса по смыслу статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем пункт 10 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
Таким образом, со стороны Министерства имеет место бездействие, не соответствующее требованиям действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Вопреки требованиям статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не доказало законность своего бездействия.
Принимая во внимание положения пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущенонарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку они не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2023 по делу N А43-25806/2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2023 по делу N А43-25806/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25806/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ