г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2021 г. |
Дело N А56-29175/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Чекрыжов Н.И. по доверенности от 23.11.2020; Сафаров В.Т. (руководитель); Ошакбаева М.А. по доверенности от 16.03.2021 (после перерыва);
от ответчика: Пикалова Д.В. по доверенности от 28.05.2021; Васько М.В. по доверенности от 14.01.2021; Иванов П.В. по доверенности от 07.10.2021 (после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23203/20211) ООО "Пансионат для пожилых людей "Невская Дубровка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2021 по делу N А56-29175/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пансионат для пожилых людей "Невская Дубровка"
к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пансионат для пожилых людей "Невская Дубровка" (далее - Общество, заявитель, ООО "Пансионат для пожилых людей "Невская Дубровка") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по социальной защите населения Ленинградской области (далее - Комитет, ответчик) от 25.02.2021 N 1.
Решением суда от 08.06.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, фактически не оспаривая правомерность пунктов 1,3,4 Предписания, выражая несогласие только с содержание пункта 2, которым предписано вернуть в бюджет Ленинградской области денежные средства в объеме 1 995 953 руб. 27 коп. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Общество полагает, что представленный Комитетом расчет сумм является необоснованным, не подтвержден надлежащими доказательствами, поскольку тариф по каждому из подвидов оказываемых социальных услуг не установлен, в отношении вида оказываемых услуг установлен лишь единый тариф на человека в день за все необходимые получателю услуги. Кроме того, услуги Обществом оказывались в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ), исходя из состояния здоровья получателя услуги, а также показаний и противопоказаний врача. Также Общество ссылается на недоказанность выводов Комитате о том, что услуги не оказывались ввиду не укомплектованности штата Общества соответствующими профессиональными кадрами.
В судебном заседании представители Общества жалобу поддержали; представители Комитета выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 24.11.2021 до 01.12.2021 до 15 час. 40 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комитетом во исполнение требования Прокуратуры на основании распоряжения от 11.02.2021 N 03-61 в отношении Общества в период с 16.02.2021 по 25.02.2021 проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения Обществом при осуществлении деятельности по предоставлению социальных услуг обязательных требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ), по обеспечению доступности для инвалидов объектов и предоставляемых ими услуг, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области в сфере социальной защиты инвалидов.
Задачами проверки являлась проверка объема и качества социальных услуг, предоставленных Обществом получателям таких услуг в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 606 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области" за период с января 2018 года до момента проведения проверки.
В ходе проверки Комитетом выявлены нарушения обязательных требований в сфере социального обслуживания, установленных нормативными актами Российской Федерации, Ленинградской области, а именно:
- в связи с неукомплектованностью штата Общества в необходимом количестве кадрами с учетом пунктов 2.2. 2.4, 2.5, 2.6, 3.2, 6.1 приложения N 12 к Порядку предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ленинградской области, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 606 (далее - Порядок N 606), Общество в 2018 году фактически не осуществляло проведения оздоровительных мероприятий (лечебная физкультура и массаж), занятий по адаптивной физической культуре, мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, консультирования по социально-медицинским вопросам, социально-психологического патронажа, обучения инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации инструктором по лечебной физкультуре, не представило документы, подтверждающие оказание Обществом вышеперечисленных услуг (в том числе договоры гражданско-правового характера);
- в связи с неукомплектованностью штата Общества в необходимом количестве кадрами с учетом пунктов 2.2. 2.4, 2.5, 2.6, 3.1, 6.1 приложения N 13 к Порядку N 606 сотрудниками Общества в 2018 году не предоставлялись вышеперечисленные услуги, не представлены документы, подтверждающие оказание таких услуг, а также документы, подтверждающие отправку за счет средств получателя услуг почтовой корреспонденции, обеспечение за счет получателя социальных услуг книгами, газетами, журналами, настольными играми;
- в связи с неукомплектованностью штата Общества необходимым количеством сотрудников с учетом пунктов 2.5, 7.2 приложения N 12 к Порядку N 606 в 2019 году Общество фактически не проводило занятия по адаптивной физической культуре, оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности, Общество не представило документы, подтверждающие оказание данных услуг (в том числе договоры гражданско-правового характера);
- в связи с неукомплектованностью штата Общества необходимым количеством сотрудников с учетом пункта 2.5 приложения N 13 к Порядку N 606 сотрудниками Общества в 2019 году не осуществлялось проведение занятий по адаптивной физической культуре, не представило документы, подтверждающие оказание таких услуг, а также документы, подтверждающие отправку за счет средств получателя услуг почтовой корреспонденции, обеспечение за счет получателя социальных услуг книгами, газетами, журналами, настольными играми;
- в связи с неукомплектованностью штата Общества необходимым количеством сотрудников с учетом пункта 2.5 приложения N 12 к Порядку N 606 сотрудниками Общества в 2020 году не осуществлялось проведение занятий по адаптивной физической культуре, Общество не представило документы, подтверждающие оказание Обществом вышеперечисленных услуг (в том числе договоры гражданско-правового характера);
- в связи с неукомплектованностью штата Общества необходимым количеством сотрудников с учетом пункта 2.5 приложения N 13 к Порядку N 606 сотрудниками Общества в 2020 году не осуществлялось проведение занятий по адаптивной физической культуре, Общество не представило документы, подтверждающие оказание таких услуг, а также документы, подтверждающие отправку за счет средств получателя услуг почтовой корреспонденции, обеспечение за счет получателя социальных услуг книгами, газетами, журналами, настольными играми.
Выявленные Комитетом нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.02.2021 N 1, при этом, как указано в акте, отражение Обществом всех названных социальных услуг в справках-расчетах размера компенсации за периоды с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020 как фактически оказанных Обществом, привело к назначению и выплате ему излишней суммы компенсации за предоставление социальных услуг в сумме 1 995 953 руб. 27 коп.
Кроме перечисленных, в акте от 25.02.2021 N 1 отражены следующие нарушения законодательства, допущенные Обществом:
- в нарушение пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Обществе отсутствуют локальные нормативные акты о назначении сотрудников, ответственных за сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объекте социальной инфраструктуры;
- в нарушение пункта 5.1.15 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" по продольным краям марша пандуса отсутствуют бортики, у пандуса отсутствует двустороннее ограждение с поручнями;
- в нарушение пункта 6.1.5 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" дверной проем на эвакуационный выход N 2 составляет 0,78 (вместо минимальных 0,9 м);
- санитарно-гигиеническое помещение N 5 не соответствует требованиям упомянутого свода правил.
По факту выявленных нарушений Комитет 25.02.2021 выдал Обществу предписание N 1, которым обязал его в срок до 12.03.2021 обеспечить предоставление социальных услуг их получателям в соответствии со стандартами оказания таких услуг, требованиями, установленными в приложениях N 12, 13 к порядку N 606 (пункт 1); в течение 14 рабочих дней с момента получения предписания возвратить в бюджет Ленинградской области 1 995 953 руб. 27 коп., полученные Обществом на основании постановления Правительства Ленинградской области от 09.12.2014 N 578 "Об утверждении Порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг в Ленинградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)" (далее - Порядок N 578) (пункт 2); до 10.03.2021 оформить локальные нормативные акты о назначении сотрудников, ответственных за сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и помощи им на объекте (пункт 3); до 01.05.2021 устранить выявленные в ходе проверки нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения (пункт 4).
Не согласившись с вынесенным предписанием Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит жалобу Общества подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части на основании следующего.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
Правовое регулирование указанной сферы осуществляется на основании Закона N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона N 442-ФЗ).
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Комитет в ходе проведения внеплановой выездной проверки выявил фактическое неоказание Обществом получателям социальных услуг ряда таких услуг, а также непредставление документов, подтверждающих оказание упомянутых услуг.
Во исполнение части 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ утвержден Порядок N 578.
Согласно пункту 4 Порядка N 578 размер компенсации поставщику социальных услуг осуществляется в соответствии со статьей 6 областного закона Ленинградской области от 30.10.2014 N 72-оз "О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области" в пределах тарифа на социальные услуги, установленного Правительством Ленинградской области.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 6 Порядка N 578 поставщик социальных услуг в целях получения предусмотренной законодательством компенсации представляет заверенную им копию договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг, которому в соответствии с федеральным законодательством и областным законодательством социальные услуги предоставляются бесплатно и(или) за частичную плату, с приложением копий документов, заверенных в установленном порядке, на основании которых поставщиком социальных услуг принято решение об оказании социальных услуг бесплатно либо за частичную плату в соответствии с порядками предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, утвержденными Правительством Ленинградской области (предоставляется однократно после заключения договора между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг); акт выполненных работ о предоставлении социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
Комитетом в качестве обоснования возврата излишне выплаченных суммы Обществу, в материалы дела представлен расчет, в котором указано количество оказанных услуг (которые, по мнению Комитата, Обществом не оказывались) и ставки тарифов на социальные услуги в 2018, 2019, 2020 годах в соответствии с постановлениями Правительства Ленинградской области от 29.11.2017 N 502, от 21.11.2018 N 453, от 18.11.2019 N 530. Приведенная в предписании сумма 1 995 953 руб. 27 коп. сформирована из сложения сумм стоимости фактически не оказанного, но заявленного Обществом объема социальных услуг, помноженных на соответствующие ставки тарифов на социальные услуги.
Вместе с тем, по мнению апелляционной коллегии, представленный расчет является необоснованным.
Согласно Постановлению Правительства Ленинградской области N 577 от 19 12.2014 "О порядке утверждения тарифов на социальные услуги, размере платы за предоставление социальных услуг и порядке взимания платы за их предоставление", тарифы на социальные услуги устанавливаются в зависимости от форм социального обслуживания по видам социальных услуг, предусмотренных перечнем социальных услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 606 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ленинградской области" для учреждений данного типа (стационар с постоянным проживанием получателей услуг на отделениях активного долголетия и на отделениях активного милосердия (Приложения NN 12, 13 к Постановлению N 6060)) в перечень услуг, на которые установлен единый тариф, включены социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги и прочие услуги, при этом в Постановлении не имеется разбивки единого тарифа на составляющие части по видам оказываемых социальных услуг (пункты 2.2. Приложений NN 12, 13).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.11.2017 г. N 502 утвержден единый тариф на комплекс социальных услуг (так называемый "пакет") на 2018 год в стационарной форме с постоянным проживанием в отделениях активного долголетия из расчета на одного получателя социальных услуг в месяц - 1440 руб. (Приложение N 21 к Постановлению N 502).
Доводы Комитета о применении тарифов на спорные услуги массажа, лечебной гимнастики, консультирования по аналогии, установленные в иных приложениях к Постановлению N 502, например, в отношении видов социальных услуг, оказываемых получателем услуг с выездом на дом, либо в дневном стационаре, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном применении и толковании норм материального права. Применение тарифов по аналогии в рассматриваемом случае было бы возможно только в том случае, если бы законодателем не были установлены тарифы на все виды оказываемых услуг. Следовательно, применение тарифов, установленных для одного вида услуг (например, на массаж с выездом на дом), не может быть применен в отношении услуг, оказываемых в стационаре с постоянным проживанием, если для такого вида услуг установлен единый тариф.
Следовательно, сделать вывод об обоснованности приведенного расчета не представляется возможным.
При этом, следует отметить, что позиция Комитета основана лишь на нехватке медицинского персонала для оказания всего объеме необходимых услуг и отсутствие лицензии на некоторые виды услуг, в том числе массаж.
Вместе с тем, в материалы дела представлены индивидуальные программы, акты оказанных услуг, подписанные получателями без возражений и замечаний. Конкретные получатели услуг Комитетом в ходе проверки не опрашивались на предмет качества оказываемых услуг, либо их неоказания.
Кроме того, исходя из представленного расчета, в графе "количество социальных услуг" проставлены цифровые значения, которые также не следуют ни из акта проверки, ни из материалов проверки.
Так в 2018 году пансионат должен был оказать услугу ЛФК 156 получателям (3 180 активное долголетие + 3 840 милосердие = 7020 / 45 (количество услуг в год на человека) =156 получателей. По расчету количества услуги "Массаж" общее количество не оказанных услуг составляет 1 272 активное долголетие + 1 536 милосердие = 2 808 / 20 (количество услуг в год на человека) = 140 получателей.
Из приведенного расчета следует, что по двум разновидностям услуг в 2018 году за основу взято различное количество получателей услуг в год, что также опровергает правильность расчета.
Особенности и количество предоставления услуг, а также конкретные показатели качества их оказания установлены в Постановлении N 606.
Согласно Приложению N 12 к Порядку, оздоровительные мероприятия, в перечень которых входят, в частности, массаж, ЛФК и адаптивная физкультура, проводятся с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг и рекомендации врача (п.2.2).
Однако ни в Акте проверки, ни в материалах дела не имеется сведений о том, какому количеству получателей социальных услуг с учетом индивидуальных программ предоставления социальных услуг, состояния здоровья и рекомендаций врача были показаны конкретные виды услуг - массаж, ЛФК и адаптивная физкультура.
В отсутствие указанной информации невозможно сделать обоснованный вывод о количестве соответствующих услуг, подлежавших оказанию, и о сумме компенсации, излишне полученной в связи с их неоказанием.
В состав услуги "Оздоровительные мероприятия" помимо услуги массажа, ЛФК и Адаптивной физкультуры входят и иные услуги, оказание которых при проверке не поставлено под сомнение.
Ссылка Комитета на неукомплектованность штата Общества кадрами в необходимом количестве отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку не является безусловным основанием для вывода о неоказании услуг. Какими кадрами и в каком количестве необходимо укомпленктовать штат Общества, чтобы считать услуги "проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни" и "консультирование по социально-медицинским вопросам" фактически оказанными, акт проверки не содержит. Согласно штатному расписанию, в штате организации имеются различные работники, в том числе социальный работник и врач-терапевт, которые могли выполнять оказание данных услуг. Более того, как уже было установлены выше, акты оказания услуг подписаны получателями таких услуг без замечаний.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что материалы проверки и Акт проверки не содержат необходимого и достаточного количества информации со ссылкой на представленные в ходе проверки документы, подтверждающие правильность выводов проверки относительно количества услуг, подлежавших оказанию, и их стоимости, а, следовательно, представленный Комитетом расчет является необоснованным.
В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.11.2017 N 502 "Об утверждении тарифов на социальные услуги на 2018 год", тариф на социальные услуги в стационаре с постоянным проживанием в отделениях активного долголетия (пункт 21 Постановления), а также в стационаре с постоянным проживанием в отделениях милосердия (пункт 23 Постановления) установлено среднее время оказание социальной услуги - 1140; максимальное количество социальных услуг в месяц - 31; тарифы на разовую социальную услугу - 2155,91 руб. (Приложение N 21) и 2165, 42 руб. (Приложение N 23) соответственно, без разбивки тарифа на его составные части и без указания на стоимость каждой отдельной услуги в составе комплекса услуг.
Данное постановление Правительства не содержит указания на возможность дробления единого тарифа с целью выделения из него стоимости отдельных его частей, не содержит методики их определения, не содержит указания на возможность вычитания из суммы тарифа какой-либо его части в случае неоказания (недооказания) какой-либо услуги из списка.
Аналогичным образом определен тариф на социальные услуги в 2019, 2020 годах.
Доводы Комитета о том, что Индивидуальная программа на каждого получателя услуг содержит по каждому виду количество услуг - 31 шт. объясняется электронным характером заполнения данной формы, так как предоставление ежедневно отдельных видов услуг невозможно (массаж, обеспечение инвентарем, обучение компьютерной грамотности и др.). Более того, при установлении в Постановлении N 502 единого тарифа без разбивки на отдельные виду услуг число 31 указано как максимальное количество социальных услуг, исходя из количества дней в месяце, что вовсе не предполагает ежедневное оказание каждой из включенных в перечень услуги.
Таким образом, следует признать, что выполненный Комитетом расчет суммы излишне полученной Обществом компенсации за 2018 и 2019 год является необоснованным.
Относительно пунктов 1,3,4 предписания апелляционная жалоба доводов и возражений по существу не содержит, в связи с чем решение в указанной части проверке не подлежит.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части с вынесением нового судебного акта о признании незаконным пункта 2 оспариваемого предписания.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде двух инстанций в размере 4 500 руб. подлежат взысканию с Комитета в пользу Общества, излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета РФ на основании платежного поручения N 357 от 21.06.2021.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2021 года по делу N А56-29175/2021 отменить в части.
Признать недействительным пункт 2 предписания об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания граждан от 25.02.2021 N 1, выданного Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2021 года по делу N А56-29175/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пансионат для пожилых людей "Невская Дубровка" - без удовлетворения.
Взыскать с Комитета по социальной защите населения Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пансионат для пожилых людей "Невская Дубровка" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пансионат для пожилых людей "Невская Дубровка" из федерального бюджета РФ 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29175/2021
Истец: ООО "ПАНСИОНАТ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ "НЕВСКАЯ ДУБРОВКА"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ