г. Москва |
|
09 декабря 2021 г. |
Дело N А40-23755/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Е.А. Птанской, О.Н. Лаптевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П", ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, Территориального управления Росимущества в Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 сентября 2021 года по делу N А40-23755/20, принятое судьёй Чекмаревой Н.А., по иску ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, третьи лица: Территориальное управление Росимущества в Московской области, Московская областная таможня о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Шепелёва И.В. по доверенности от 04.02.2020
от ответчика: Напольских Т.С. по доверенности от 19.05.2021
от третьего лица: Баринов Г.М. по доверенности от 22.11.2021
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ о взыскании в качестве расходов на хранение имущества за период 21 сентября 2019 года по 31 января 2020 года в размере 1 117 200 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец, ответчик и третье лицо Территориальное управление Росимущества в Московской области обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых истец просил решение суда первой инстанции изменить, изменить первый абзац на 1 странице мотивировочной части решения суда и изложить его в следующей редакции: "ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ о взыскании 1 117 200 рублей в качестве расходов на хранение имущества за период с 21 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года, с учетом принятых судом уточнении исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ", изменить 8 абзац на 2 странице мотивировочной части решения суда и изложить его в следующей редакции: "Как указывает истец, установленное в судебном порядке незаконное бездействие Территориального управления Росимущества в Московской области способствует увеличению расходов по хранению товаров. По состоянию на 31 декабря 2019 года стоимость хранения данных товаров с даты вступления в силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2019 по делу N А40-70809/19-120-610 составляет 1 117 200 рублей", резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции: "взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" 1 117 200 (один миллион сто семнадцать тысяч двести) рублей за услуги по хранению по 31 декабря 2019 года включительно, а также расходы по оплате госпошлины в размере 24172 (двадцать четыре тысячи сто семьдесят два) рублей", взыскать с Ответчика в пользу истца 20 000 рублей в качестве понесенных истцом расходов на оплату судебной экспертизы по делу, в остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2021 года по делу N А40-23755/20-64-176 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, ответчик просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" в удовлетворении исковых требований в полном объеме, третье лицо Территориальное управление Росимущества в Московской области и ФЕДЕРАЛЬНОГЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ просили решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Заявитель доводы апелляционной жалобы ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Заявитель доводы апелляционной жалобы третье лицо Территориальное управление Росимущества поддержал, считает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Третье лицо Московская областная таможня не представило письменные пояснения.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
На основании свидетельства Московской областной таможни N 10130/200111/10059/1 от 13.02.2018 ООО "Северная Звезда А&П" (истец, Исполнитель) включено в реестр владельцев складов временного хранения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2019 по делу N А40-70809/19-120-610 по иску Московской областной таможни к Территориальному Управлению Росимущества в Московской области признано незаконным бездействие Территориального Управления Росимущества в Московской области, выразившее в непринятии товаров, задержанных Московской областной таможней.
Среди товаров, указанных в данном решении суда, есть товары, которые до настоящего времени хранятся на СВХ ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" по адресу: город Коломна, проезд Автомобилистов, дом 8.
Как указывает истец, установленное в судебном порядке незаконное бездействие Территориального управления Росимущества в Московской области способствует увеличению расходов по хранению товаров. По состоянию на 31 января 2020 года стоимость хранения данных товаров с даты вступления в силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2019 по делу N А40-70809/19-120-610 составляет 1 117 200 рублей.
Поскольку данная сумма расходов ответчиком не возмещена, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно статье 379 Таможенного кодекса ЕЭС товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении задерживаются таможенными органами. Задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них. Для хранения задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, которые определяются таможенным органом и оборудованы для хранения таких товаров.
Согласно статье 317 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" таможенные органы задерживают товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, и документы на эти товары либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 379 Таможенного кодекса ЕЭС.
Статье 320 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 Таможенного кодекса ЕЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 Кодекса Союза, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 Кодекса Союза. Распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно пункту 5.5.(2) которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет:
-5.5(2). 1. учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
-5.5(2).2. организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
-5.5(2)3. организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Пунктом 11 статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возлагает на уполномоченный орган (в данном случае Росимущество и его структурные подразделения) обязанность по принятию от таможенного органа и вывозу задержанных товаров для их учета, оценки и распоряжения не позднее десяти рабочих дней после дня получения уведомления таможенного органа, предусмотренного частью 9 данной статьи. Таможенный орган, задержавший товары, вправе продлить срок принятия и вывоза товаров по мотивированному обращению уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.
Таким образом, с даты составления Московской областной таможней протоколов задержания товаров и их помещения на ответственное хранения на склад истца, истец выступает хранителем задержанного товара в силу закона.
После уведомления со стороны таможенного органа подразделения Росимущества о факте задержания товаров, месте их нахождения, Российская Федерация в лице Росимущества и его структурных подразделений является лицом, в интересах которого осуществляется хранение в силу закона.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2019 по делу N А40-70809/19-120-610 установлены факты нарушения Территориальным Управления Росимущества в Московской области сроков по принятию от Московской областной таможни и вывозу задержанных товаров для их учета, оценки и распоряжения.
Согласно ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для арбитражного суда имеют обстоятельства, ранее установленные судом по другому делу (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04, от 25.07.2011 N 3318/11).
Под установленными обстоятельствами следует понимать обстоятельства, имеющие правовое значение. Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств, их существования и смысла. Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлены с соблюдением определенного законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься, как доказанные.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2009 N 14786/08 отражено, что оценка судом доказательств по своему внутреннему убеждению не означает допустимости их необоснованной оценки, при которой содержательно тождественные обстоятельства получают диаметрально противоположное толкование, без указания каких-либо причин этого. Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения другого спора.
Факты нарушения Территориальным Управления Росимущества в Московской области сроков по принятию от Московской областной таможни и вывозу задержанных товаров для их учета, оценки и распоряжения установлены решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2019 по делу N А40-70809/19-120-610.
Таким образом, между истцом и ответчиком возникли гражданско-правовые отношения по хранению в силу закона (статья 906 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Согласно положениям пункта 1 статьи 897 ГК РФ, следует, что, если иное не предусмотрено договором хранения, расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение. Гражданский кодекс РФ устанавливает хранение на возмездной основе (статья 896 ГК РФ).
Законодательство не содержит обязательных требований по заключению в письменной форме отдельного договора ответственного хранения в случае приобретения товарами, находящимися на ответственном хранении, статуса товаров, обращенных в федеральную собственность.
Согласно статьям 307, 309 и 310 ГК РФ обязательства возникают из договора, иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Факт передачи на ответственное хранение истцу имущества и оказания истцом услуг хранения в заявленном размере документально подтвержден прилагаемыми к иску документами и расчетом цены иска.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, являясь представителем Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника федерального имущества и главного распорядителя средств бюджета Российской Федерации и в силу положений пункта 1 статьи 125 ГК РФ пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации в отношении имущества, признанного судом бесхозяйным, а также в отношении товаров, задержанных таможенными органами.
Товары, обращаемые в собственность Российской Федерации, поступают в зону ответственности Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которое в силу абзаца 2 пункта 1 и пункта 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008 г., приобрело права и обязанности, связанные с имуществом, в том числе в соответствии со статьей 210 ГК РФ и обязанности по погашению задолженности по его хранению на складе СВХ.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации N 367-0 от 07.11.2005 при исполнении гражданами или юридическими лицами публично-правовой обязанности по хранению, возлагаемой на них в силу закона, не исключается уплата вознаграждения за хранение (или расходы на хранение) исходя их эквивалентного возмездного характера имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.
Определением суда от 29 июля 2020 года суд предложил сторонам спора провести 14 сентября 2020 в 10 часов 00 мин осмотр товара, переданного на хранение на склад ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П", составить акт осмотра и оригинал представить в судебное заседание.
14 сентября 2020 в 10 часов 00 мин в складском помещении СВХ ООО "Северная Звезда А&П" по адресу: г. Коломна, проезд Автомобилистов, дом 8, состоялся осмотр товара, услуги по хранению которого являются предметом спора.
В ходе осмотра установлено, что в складском помещении СВХ ООО "Северная Звезда А&П" находятся на хранении следующие товары:
1 2 3 4 5 |
Наименование товара |
Основания помещения товара на склад ООО "СЕВЕРНАЯЗВЕЗДА А&П" |
Занимаемая площадь хранения |
Кофе обжаренный молотый |
Протокол задержания товаров таможенными органами от 12.12.2017 N 10013080/121217/005 |
1,3 квадратных метра |
|
Подставки для ювелирных изделий, футляры для ювелирных изделий |
Протокол задержания товаров таможенными органами от 05.09.2017 N 10013080/050917/003 |
0,96 квадратных метра |
|
Фурнитура для мебели Деревянные панели |
Протокол задержания товаров таможенными органами от 05.09.2017 N 10013080/050917/004 |
1,92 квадратных метра |
|
Обувь женская, обувь мужская |
Протокол задержания товаров таможенными органами от 29.08.2017 N 10013080/290817/002 |
47, 04 квадратных метра |
|
Обувь женская, обувь мужская |
Протокол задержания товаров таможенными органами от 29.08.2017 N 10013080/290817/001 |
39,61 квадратных метрах |
|
6 |
Автоматическая санитарная |
Протокол задержания товаров |
24,96 квадратных |
|
вспомогательная система |
таможенными органами от 07.05,2018 N |
метра |
|
для личной гигиены лежачих пациентов |
10013080/070518/001 |
|
Осмотр произведен без вскрытия грузовых мест и нарушения целостности упаковки грузовых мест. Площадь хранения товаров указана без площади технологических проходов между грузовыми местами, что отражено в акте осмотра, оригинал которого прилагается к настоящим объяснениям.
Таким образом, в ходе осмотра подтвержден факт сохранности товаров, услуги по хранению которого являются предметом спора.
Вместе с тем, актом осмотра от 14 сентября 2020 года зафиксирована другая площадь хранения - площадь без учета технологических проходов между грузовыми местами.
Департаментом экономики машиностроения Минэкономики РФ 25 февраля 1998 утверждено "ПОТ РО-14000-007-98. Положение. Охрана труда при складировании материалов". Данное положение действует до 31 декабря 2020 года и утратит силу 1 января 2021 года на основании Приказа Минэкономразвития России от 02.09.2020 N 566 "О признании не подлежащими применению актов Министерства экономики Российской Федерации".
Так как номенклатура товаров, хранящихся на хранении ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" не ограничена, то на складе временного хранения ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" применяются требования данное Положения.
Пунктом 2.6. "ПОТ РО-14000-007-98. Положение. Охрана труда при складировании материалов" установлено следующее. При складировании материалов должно обеспечиваться: Рациональное использование площадей. Сохранность качества материалов. Возможность беспрепятственного осмотра и погрузки любой единицы груза. Безопасность производства работы. Максимальное использование средств механизации и, автоматизации. Использование грузозахватных устройств, создающих опасность повреждения руза, тары или падения груза, не допускается.
Пунктом 3.57 "ПОТ РО-14000-007-98. Положение. Охрана труда при складировании материалов" установлено, что главный проезд в здании склада по основному направлению грузового потока должен быть шириной не менее 1,8 м и поперечные проходы против дверных проемов - шириной не менее этих проемов, проходы вдоль стен и между стеллажами и штабелями - шириной не менее 0,8 м.
Учитывая, что товар хранится на складе истца без вскрытия тары (грузовых мест) и погрузо-разгрузочные работы производятся на складе ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" механизированным способом (с использованием погрузчиков), то хранящиеся товарные партии (грузовые места) располагаются способом, исключающим причинение вреда товарам и их упаковке при осуществлении механизированных погрузо-разгрузочных работ.
Кроме того, проходы между грузовыми местами преследуют также другую цель-сохранение качества товара и его потребительских свойств при проведении дератгзационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов.
Как было указано выше, номенклатура товаров, хранящихся на хранении ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П", не ограничена. На склад ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" помещаются также пищевые продукты.
В соответствии с пунктом 1.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.3223-14, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 сентября 2014 года N 58, санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение.
В соответствии с пунктом 2.3. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.3223-14, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 сентября 2014 года N 58, таможенные терминалы являются объектом, имеющим особое эпидемиологическое значение.
Учитывая значительную площадь складского помещения, номенклатуру хранящихся товаров, размещение грузовых мест в рамках одной товарной партий производится способом, позволяющим обеспечить свободный доступ ко всем местам дератизационной обработки с целью исключения условий для укрытия грызунов.
С учетом этого, истец при расчете цены иска использовал площадь хранения товара с учетом технологических проходов между грузовыми местами.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле; круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом.
Из изложенного следует, что вопрос о необходимости проведения экспертизы, установление круга вопросов, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определение экспертного учреждения, которому будет поручено проведение экспертизы, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу.
Определением суда 05.02.2021 г. назначена судебная экспертиза по делу N А40-23755/20-64-176, проведение которой поручено ООО "КОЛОМЕНСКИЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ", эксперту Немой С.Б. На разрешение эксперта поставить следующие вопросы: 1. Определить рыночную стоимость хранения товаров Росимущества на складе временного хранения, расположенного в Московской области, г. Коломна, проезд Автомобилистов, д. 8 за период с 21 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года?
Согласно Заключению эксперта N 1э/2021 рыночная стоимость хранения товаров Росимущества на складе временного хранения, расположенного в Московской области по адресу: г. Коломна, проезд Автомобилистов, д.8, за период с 21 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года, с учетом НДС составит, округленно до целых рублей 1 036 743 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах экспертное заключение является надлежащим и достоверным доказательством. Нарушений норм процессуального права при назначении и производстве экспертизы не допущено.
Доводы ответчика и третьего лица по спору об отсутствии оснований для оплаты услуг по хранению в отсутствие государственного контракта являются необоснованными, так как не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных нужд, если существа обязательства (в данном случае хранение в силу закона) следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение.
Данный вывод следует из правовых позиций, сформулированных в пунктах 21-24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В пункте 1 статьи 8 ГК РФ закреплено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в частности вследствие неосновательного обогащения (подпункт 7).
Хранение может возникать не только в силу свободных действий участников гражданского оборота, но и из административных, налоговых и уголовных правоотношений. Из содержания пункта 3 статьи 2 ГК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
Согласно статье 379 Таможенного кодекса ЕЭС товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении задерживаются таможенными органами. Задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них. Для хранения задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, которые определяются таможенным органом и оборудованы для хранения таких товаров.
Следовательно, при помещении задержанных таможенными органами товаров на склад временного хранения возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.
В соответствии со статьями 896 - 898 ГК РФ поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.
Установленное в судебном порядке длительное бездействие третьего лица, выразившееся в непринятии мер по выборке со склада истца спорных товаров, является основанием для удовлетворения заявленного иска.
В соответствии со статьей 411 Таможенного кодекса ЕЭС складами временного хранения являются специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров.
Требования к расположению, обустройству и оборудованию сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования или используемых в качестве склада временного хранения, а также порядок их учреждения и функционирования устанавливаются законодательством государств-членов (часть 4 статьи 411 Таможенного кодекса ЕЭС).
Статьей 357 Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены требования к складам временного хранения, а именно:
Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров и не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Указанная в части 2 статьи 357 Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать на указанную территорию в любое время суток.
Данное требование не применяется к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, на который не будут доставляться товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
За въезд транспортного средства, перевозящего находящиеся под таможенным контролем товары, на указанную в части 2 статьи 357 Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации территорию и его нахождение на ней в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, плата не взимается.
К обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляются следующие требования:
1) наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);
2) расположение помещений, предназначенных для склада временного хранения открытого типа, только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости;
3) наличие обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр в любое время года без нанесения ущерба досматриваемым товарам;
4) ограждение прилегающей территории, указанной в части 2 статьи 357 Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации. Если технологические особенности функционирования склада временного хранения делают невозможным либо нецелесообразным ограждение прилегающей территории, то по решению таможни указанная территория может быть обозначена в порядке, установленном для обозначения зон таможенного контроля;
5) ограждение либо обозначение на местности открытой площадки, если она используется в качестве склада временного хранения (учитывая специфику склада в зависимости от вида транспорта при перемещении товаров и транспортных средств от таможенной границы Российской Федерации до склада временного хранения);
6) территория склада временного хранения не должна включать объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;
7) наличие на складе временного хранения обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения (если на указанном складе предполагается хранение таких товаров);
8) наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения;
9) обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, необходимость, количество и тип которых таможенный орган устанавливает при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов, действующих в Российской Федерации.
10) наличие досмотровой рентгеновской техники.
11) наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на складе временного хранения, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки товаров, которые планируется хранить на складе временного хранения;
12) наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом;
13) наличие телефонной связи, оргтехники и множительной техники;
14) обеспечение информационного взаимодействия между владельцем склада временного хранения и таможенным органом через личный кабинет, в том числе обеспечение передачи таможенному органу в электронном виде через личный кабинет сведений, содержащихся в отчетности о товарах, находящихся на складе временного хранения, и получения в электронном виде от таможенного органа сведений о выпуске товаров, находящихся на складе временного хранения;
15) наличие погрузочно-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники и иная погрузочно-разгрузочная техника);
16) склад временного хранения должен располагаться в пределах неразрывной по периметру территории.
Кроме того, приказом Минсельхоза РФ N 542, ФТС РФ N 2013 от 05.11.2009 (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2009 N 15579) установлены ветеринарно-санитарные требования к складам временного хранения и таможенным складам.
Кроме того, в соответствии со статьей 412 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза владелец склад временного хранения обязан заключать договор страхования риска гражданской ответственности владельца, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами, на страховую сумму, определяемую законодательством государств-членов.
Такие повышенные законодательно установленные требования к складу требуют значительных финансовых затрат, связанных с оплатой охранных услуг, услуг связи, оплатой лицензионных платежей за пользование лицензионным программным обеспечением (автоматизированной системой учета товаров в целях надлежащего информационного взаимодействия с таможенным органом), оплатой коммунальных услуг, услуг по дератизации, обслуживанием погрузочно-разгрузочной техники, весового оборудования, рентгеновской техники, техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и т.п. расходы. Также в цену услуги по хранению включены другие затраты, включая расходы на оплату труда, материалов, ремонт и техническое обслуживание оргтехники, расходы на приобретение топлива, общеэксплуатационные расходы, налоги.
Ни ответчиком, ни третьи лицом не представлены доказательства, которые препятствовали Территориальному управлению Росимущества в Московской области вывезти спорный товар после вынесения Арбитражным судом г. Москвы решения от 20.08.2019 по делу N А40-70809/19-120-610.
Также постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1493 утверждены Правила распоряжения товарами, задержанными таможенными органами. Данное постановление вступило в силу 23 октября 2020 года и не имеет обратной силы.
Отсутствие законодательно установленного порядка в период оказания услуг по хранению, стоимость который заявлена ко взысканию, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, так как услуги по хранению в силу закона фактически оказываются до настоящего времени и со стороны Территориального управления Росимущества в Московской области имеет место длительное неисполнение решения суда, которое в силу части 1 статьи 16 АПК РФ обладает свойством общеобязательности исполнения.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, подлежат отклонению.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 5 названной статьи в случае прекращения производства по апелляционной жалобе повторное обращение того же лица по тем же основаниям в арбитражный суд с апелляционной жалобой не допускается.
Отказ от апелляционной жалобы подписан представителем ООО "ФАРМКОММ" - И.В.Шепелевой по доверенности от 07.10.2021, имеющей права заявлять данное ходатайство.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" от апелляционной жалобы.
Производство по апелляционной жалобе ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" прекратить.
Возвратить ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П" из федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 670 от 15 октября 2021 года за рассмотрение апелляционной жалобы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2021 года по делу N А40-23755/20 оставить без изменения, а апелляционные жалобы ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ и Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23755/2020
Истец: ООО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА А&П"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ