город Москва |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А40-10597/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2021
по делу N А40-10597/21 (93-68)
по заявлению ООО "Газпромнефть - Центр"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ДГИ города Москвы
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Лоскутов А.Н. по дов. от 12.08.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпромнефть - Центр" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, выраженное в уведомлении от 27.10.2020 N КУВД-001/2020-8259267/3 об отказе государственного кадастрового учёта.
Решением суда от 11.06.2021 по делу N А40-10597/21 исковые требований удовлетворены.
На указанное решение Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и Департамент городского имущества города Москвы надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12, явку представителей не обеспечили.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого решения заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпромнефть-Центр" (Заявитель) владеет на праве собственности сооружением, автозаправочной станцией, расположенной по адресу г.Москва, ул. Большая Почтовая, д. 26 с кадастровым номером 77:01:0003027:1106 (далее - АЗС N 9, Объект, Сооружение), что подтверждается выпиской из ЕГРН 10.07.2017 N 99/2017/22470340 и свидетельством о праве собственности от 17.12.2010 N 77-АН 009310.
09.07.2020 Общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества с предоставлением технического плана Сооружения от 07.07.2020 N б/н.
Уведомлением от 27.10.2020 N КУВД-001/2020-8259267/3 государственный орган сообщил об отказе в государственном учете в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, а именно:
- согласно п. 43 Требований к техническому плану, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования, Приказ Минэкономразвития N 953), в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются, в том числе, ранее присвоенный государственный учетный номер, дата присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе. В техническом плане, представленном Заявителем отсутствует дата присвоения соответствующего номера;
- в соответствии с п. 27 Требований в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указываются реквизиты документов, на основании которых подготовлен технический план, а также документов, использованных при подготовке технического плана. По мнению Государственного органа, технический план подготовлен с нарушением вышеуказанных требований, в связи с чем, Обществу отказано в государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости АЗС N 9.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости. Основным этапом государственного кадастрового учета и регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие.
Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего па момент их издания и в месте издания.
Согласно п.7 ч.2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии со ст.24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Согласно п. 43 Требований в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются в том числе ранее присвоенный государственный учетный номер (указывается кадастровый, инвентарный или условный номер, если такой номер был присвоен в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом, уполномоченным на присвоение такого номера), дата присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе (организации).
Если объекту ранее присвоено несколько государственных учетных номеров, указывается информация обо всех таких номерах.
В соответствии с п. 27 Требований в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указываются реквизиты документов, на основании которых подготовлен технический план, а также документов, использованных при подготовке технического плана. Первыми указываются сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003027:16, расположенный под объектом недвижимости по адресу: г. Москва, Большая Почтовая улица, д. 26, соор. 1, земельно-правовыми отношениями не обременен.
Ранее указанный земельный участок был предоставлен ООО "Предприятие "АЛЕСКО" по договору аренды от 04.03.1999 N М-01-505111 для размещения и эксплуатации компакт-АЗС с подземным размещением топливных емкостей (правоотношения сторон по договору прекращены 04.03.2004).
В настоящее время правообладателем объекта недвижимости - комплекса АЗС с кадастровым номером 77:01:0003027:1106 является ООО "Газпромнефть-Центр" (запись о регистрации от 17.12.2010 N 77-77-22/031/2010-627).
Объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 26, соор. 1, частично расположен в границах земельного участка существующей УДС с кадастровым номером 77:01:0003027:98.
Рассматриваемый объект в соответствии с правилами землепользования и застройки города Москвы расположен в границах двух территориальных зон с индексами "4.9.1.1" и "7.2.1, 12.0.2".
Представленные в орган регистрации прав документы подготовлены в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", и соответствуют требованиям ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", обеспечивает считывание и контроль представленных данных (в виде XML-документа).
Требования к техническому плану установлены ст. 24 Закона о регистрации, согласно которой технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются сведения о сооружении необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (ч. 2 ст. 24 Закона о регистрации). Технический план состоит из графической и текстовой частей.
Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (ч. 5 ст. 24 Закона о регистрации).
В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей (ч. 7 ст. 24 Закона о регистрации).
В материалах регистрационного дела имеется технический план объекта недвижимости, подготовленный по итогам проведенных кадастровых работ на основании актуальных сведений об объекте недвижимости.
В представленном техническом плане содержится информация о системе координат и о местоположении объекта недвижимости, представленного к кадастровому учету.
Представленный технический план соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учета объекта недвижимости в ЕГРН.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о регистрации ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
Таким образом, данные сведения подлежат актуализации на основании представленного технического плана, подготовленного в установленном законом порядке, вне зависимости от наличия даты присвоения учетного номера.
Однако, комплект документов для проведения государственного учета Объекта был передан на регистрацию 09.07.2020 с заявлением N MFC-0558/2020-16095-1.
После рассмотрения указанного заявления Росреестром было выдано Уведомление о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету объекта недвижимости.
В дальнейшем, 31.08.2020, был подан технический план измененный, с учетом замечаний государственного органа.
Однако Уведомлением от 02.09.2020 Обществу было сообщено о повторной приостановке, а затем, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, требование о внесении в Технический план даты присвоения учетного номера является незаконным в том случае, если такие сведения отсутствуют - в выписке из ЕГРН от 10.07.2017 N 99/2017/22470340 сведения о дате присвоения номера не указаны, Общество не располагает указанными данными.
Автозаправочная станция N 9 была построена ООО "Предприятие "Алеско" и введена в эксплуатацию в 2001 году Актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию. Комплекс включает в себя блок управления в составе: операторской, комнатой отдыха, санузла, тамбура и цоколя; инженерное обеспечение, а именно: электрическое освещение, отопление, пожарная сигнализация, централизованная канализация и водопровод; две ТРК, резервуарный парк, навес, и т.д.
Право собственности на Объект передано в качестве уставного капитала и зарегистрировано за Заявителем на основании Решений участника Общества от 22.10.2010 и 29.10.2010.
Приказом Минэкономразвития N 953 установлено, что в Техническом плане сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Если в отношении ранее учтенного здания, сооружения не выполнялись работы по реконструкции, при этом выполнение кадастровых работ в отношении таких здания или сооружения связаны исключительно с определением (уточнением) описания местоположения здания, сооружения (включающее в себя список координат характерных точек контура здания, сооружения и (или) пространственное описание конструктивных элементов здания, сооружения, включение в состав технического плана поэтажных планов или определение площади здания или сооружения по правилам Требований N 90 не требуется (Письмо МЭРТ от 10.03.17 N Д23и-1291).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что учитывая, что Заявитель обратился за государственной услугой с целью изменения сведений о местоположении Объекта, необходимость указывать реквизиты документов, на основании которых подготовлен такой Технический план - отсутствует.
Согласно ст. 24 Закона N 218-ФЗ основанием для подготовки технического плана здания, может являться представленная заказчиком кадастровых работ проектная документация. Вместе с тем, ее полнота и всеобъемлемость не является для Регистратора основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
Кроме того, в составе приложений к Техническому плану, содержится письмо Департамента городского имущества города Москвы, в котором указано на необходимость проведения кадастровых работ по установлению координат сооружения на земельных участках 77:01:0003027:16 и 77:01:0003027:98.
Как установил суд первой инстанции, в комплексе АЗС N 9 отсутствуют незаконные постройки, Сооружение не реконструировалось с момента государственной приемки в 2001 году.
В связи с этим, Департамент городского имущества города Москвы не находит оснований, препятствующих внесению координат сооружения реконструкции.
Обществом представлены документы, достаточные для проведения кадастрового учета.
Все работы были проведены с соблюдением ст. 24 Закона N 218-ФЗ, условные обозначения в техническом плане также соответствуют Приказу Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953.
Каждый чертеж располагает пояснительной информацией об условных знаках.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу ч. 5 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что в Управление Росреестра по Москве представлены все необходимые для проведения государственной регистрации документы, однако Государственный орган необоснованно приостановил государственную регистрацию, а обжалуемое решение препятствует заключению договора аренды земельного под сооружением на новый срок.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Управления Росреестра по Москве, выраженное в уведомлении от 27.10.2020 N КУВД-001/2020-8259267/3 об отказе государственного кадастрового учёта, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021 по делу N А40-10597/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10597/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ - ЦЕНТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ