г. Москва |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А40-10597/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.03.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от ООО "Газпромнефть - Центр": Рыбакова А.М. по дов. от 08.12.2019,
от Управления Росреестра по Москве: не явился, извещен,
от ДГИ города Москвы: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А40-10597/2021
по заявлению ООО "Газпромнефть - Центр"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения,
третье лицо: ДГИ города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление), выраженное в уведомлении от 27.10.2020 N КУВД-001/2020-8259267/3 об отказе в государственном кадастровом учете.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением суда от 11.06.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021, требований удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт, который удовлетворении требований отказать.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Управление и третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель владеет на праве собственности сооружением, автозаправочной станцией, расположенной по адресу г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 26 с кадастровым номером 77:01:0003027:1106 (далее - АЗС N 9, Объект, Сооружение), что подтверждается выпиской из ЕГРН 10.07.2017 N 99/2017/22470340 и свидетельством о праве собственности от 17.12.2010 N 77-АН 009310.
09.07.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества с предоставлением технического плана сооружения от 07.07.2020 N б/н.
Уведомлением N КУВД-001/2020-8259267/3 от 27.10.2020 Управление сообщило об отказе в государственном учете в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Управление указало, что согласно пункту 43 Требований к техническому плану, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования, Приказ Минэкономразвития N 953), в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются, в том числе, ранее присвоенный государственный учетный номер, дата присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе. В техническом плане, представленном заявителем, отсутствует дата присвоения соответствующего номера.
В соответствии с пунктом 27 Требований в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указываются реквизиты документов, на основании которых подготовлен технический план, а также документов, использованных при подготовке технического плана. По мнению государственного органа, технический план подготовлен с нарушением вышеуказанных требований, в связи с чем заявителю отказано в государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости АЗС N 9.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Основным этапом государственного кадастрового учета и регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии со статьей 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Согласно пункту 43 Требований, в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются, в том числе ранее присвоенный государственный учетный номер (указывается кадастровый, инвентарный или условный номер, если такой номер был присвоен в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом, уполномоченным на присвоение такого номера), дата присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе (организации).
Если объекту ранее присвоено несколько государственных учетных номеров, указывается информация обо всех таких номерах.
В соответствии с пунктом 27 Требований в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указываются реквизиты документов, на основании которых подготовлен технический план, а также документов, использованных при подготовке технического плана. Первыми указываются сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003027:16, расположенный под объектом недвижимости по адресу: г. Москва, Большая Почтовая улица, д. 26, соор. 1, земельно-правовыми отношениями не обременен.
Ранее указанный земельный участок был предоставлен ООО "Предприятие "АЛЕСКО" по договору аренды N М-01-505111 от 04.03.1999 для размещения и эксплуатации компакт-АЗС с подземным размещением топливных емкостей (правоотношения сторон по договору прекращены 04.03.2004).
В настоящее время правообладателем объекта недвижимости - комплекса АЗС с кадастровым номером 77:01:0003027:1106 является заявитель (запись о регистрации от 17.12.2010 N 77-77-22/031/2010-627).
Объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 26, соор. 1, частично расположен в границах земельного участка существующей УДС с кадастровым номером 77:01:0003027:98.
Рассматриваемый объект в соответствии с правилами землепользования и застройки города Москвы расположен в границах двух территориальных зон с индексами "4.9.1.1" и "7.2.1, 12.0.2".
Представленные в орган регистрации прав документы подготовлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", и соответствуют требованиям статьи 24 Закона N 218-ФЗ, обеспечивает считывание и контроль представленных данных (в виде XML-документа).
Требования к техническому плану установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ, согласно которой технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются сведения о сооружении необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (часть 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ). Технический план состоит из графической и текстовой частей.
Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (часть 5 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей (часть 7 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Суды указали, что в материалах регистрационного дела имеется технический план объекта недвижимости, подготовленный по итогам проведенных кадастровых работ на основании актуальных сведений об объекте недвижимости. В представленном техническом плане содержится информация о системе координат и о местоположении объекта недвижимости, представленного к кадастровому учету.
Представленный технический план соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учета объекта недвижимости в ЕГРН.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
Таким образом, данные сведения подлежат актуализации на основании представленного технического плана, подготовленного в установленном законом порядке, вне зависимости от наличия даты присвоения учетного номера.
Комплект документов для проведения государственного учета объекта был передан на регистрацию 09.07.2020 с заявлением N MFC-0558/2020-16095-1.
После рассмотрения указанного заявления Управлением было выдано уведомление о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету объекта недвижимости.
В дальнейшем, 31.08.2020, был подан технический план, измененный с учетом замечаний государственного органа.
Однако уведомлением от 02.09.2020 заявителю было сообщено о повторной приостановке, а затем, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Суды указали, что требование о внесении в технический план даты присвоения учетного номера, является незаконным в том случае, если такие сведения отсутствуют, в выписке из ЕГРН от 10.07.2017 N 99/2017/22470340 сведения о дате присвоения номера не указаны, заявитель не располагает указанными данными.
Автозаправочная станция N 9 была построена ООО "Предприятие "Алеско" и введена в эксплуатацию в 2001 году актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию. Комплекс включает в себя блок управления в составе: операторской, комнатой отдыха, санузла, тамбура и цоколя; инженерное обеспечение, а именно: электрическое освещение, отопление, пожарная сигнализация, централизованная канализация и водопровод; две ТРК, резервуарный парк, навес, и т.д.
Право собственности на объект передано в качестве уставного капитала и зарегистрировано за заявителем на основании решений участника заявителя от 22.10.2010 и 29.10.2010.
Приказом Минэкономразвития N 953 установлено, что в техническом плане сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Если в отношении ранее учтенного здания, сооружения не выполнялись работы по реконструкции, при этом выполнение кадастровых работ в отношении таких здания или сооружения связаны исключительно с определением (уточнением) описания местоположения здания, сооружения (включающее в себя список координат характерных точек контура здания, сооружения и (или) пространственное описание конструктивных элементов здания, сооружения, включение в состав технического плана поэтажных планов или определение площади здания или сооружения по правилам Требований N 90 не требуется (Письмо МЭРТ от 10.03.17 N Д23и-1291).
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что учитывая, что заявитель обратился за государственной услугой с целью изменения сведений о местоположении объекта, необходимость указывать реквизиты документов, на основании которых подготовлен такой технический план, отсутствует.
Кроме того, в составе приложений к техническому плану содержится письмо Департамента городского имущества города Москвы, в котором указано на необходимость проведения кадастровых работ по установлению координат сооружения на земельных участках 77:01:0003027:16 и 77:01:0003027:98.
Как установил суд первой инстанции, в комплексе АЗС N 9 отсутствуют незаконные постройки, сооружение не реконструировалось с момента государственной приемки в 2001 году.
Таким образом, заявителем представлены документы, достаточные для проведения кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Суды пришли к выводу, что в Управление были представлены все необходимые для проведения государственной регистрации документы, однако, Управление необоснованно приостановило государственную регистрацию, а обжалуемое решение препятствует заключению договора аренды земельного под сооружением на новый срок.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии Управления с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А40-10597/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2022 г. N Ф05-4744/22 по делу N А40-10597/2021