г. Чита |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А78-1797/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Байкал Алко" Мандрыгиной Е.С. (доверенность от 18.02.2021), общества с ограниченной ответственностью "Винный торговый дом" Мандрыгиной Е.С. (доверенность от 26.04.2021), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю Ковалева Д.А. (доверенность от 12.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-свяи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкал Алко" и общества с ограниченной ответственностью "Винный торговый дом" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 сентября 2021 года по делу N А78-1797/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Байкал Алко" (ОГРН 1183850021706, ИНН 3812523850, далее - заявитель, ООО "Байкал Алко") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536034731, ИНН 7536059217, далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконными предписания о приостановлении реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, N 4 от 17 февраля 2021 года и предписания об устранении нарушений технических регламентов N 4 от 17 февраля 2021 года в части вина фруктового столового полусладкого "Сангрия" (SANGRIA) классическая", дата розлива 13.09.2020, 8,5-9,0%, объем 1,0 л, изготовитель: ООО "Винный торговый дом".
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Винный торговый дом" (ОГРН 1084707001818, ИНН 4707028270), общество с ограниченной ответственностью "Красритейл" (ОГРН 1112468057184, ИНН 2462218044), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае (ОГРН 1147536007519, ИНН 7536147199).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 сентября 2021 года по делу N А78-1797/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Байкал Алко" и ООО "Винный торговый дом" обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянты полагают, что поскольку ТР ТС 022/2011 не предусмотрены ограничения в использовании слова вино и производных от него словосочетаний (фруктовое вино, винный напиток) в наименовании пищевой продукции в отношении алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, с учетом того, что данные правила установлены международным договором и имеют большую юридическую силу, чем нормы Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" о маркировке, оспариваемые предписания являются незаконными.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что в отношении вина фруктового столового полусладкого "Сангрия" (SANGRIA) классическая", дата розлива 13.09.2020, 8.5-9,0%. объем 1,0 л, изготовитель: ООО "Винный торговый дом" имеется Декларация о соответствии требованиям технических регламентов, в том числе ТР ТС 021/2011 О Безопасности пищевой продукции и ТР ТС 022/201 1 Пищевая продукция в части ее маркировки от 03.10.2019 года со сроком действия по 11.09.2021 года включительно. Факт наличия декларации о соответствии в отношении спорной продукции свидетельствует о соблюдении заявителем требований технических регламентов.
С учетом того, что предписание вынесено в связи с ненадлежащей, по мнению Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, маркировкой упакованной пищевой продукции в целом, данное приложение N 1 к ТР ТС 022/2011 о наименовании пищевых ингредиентов к предмету рассматриваемого спора не относится.
Кроме того, заявители считают, что административным органом и судом первой инстанции не принято во внимание, что в силу положений частей 1 и 5 статьи 49 Федерального закона 26.12.2008 от N 468-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (т.е. с 26.06.2020) и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. С учетом части 4.1 статьи 49 указанного Закона, положения части 2 и 4 статьи 26 Закона N 468-ФЗ в отношении алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, применяются, начиная с 01.01.2022 года.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Определением суда от 25.10.2021 года время судебного разбирательства изменено на 10 часов 00 минут 07 декабря 2021 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.10.2021, 26.10.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ООО "Красритейл", уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 1 августа 2019 года между ООО "Байкал Алко" (поставщик) и ООО "Красритейл" (покупатель) заключен договор поставки N КР/19-142 (т. 1, л.д. 22-24), по условиям которого поставщик обязуется поставлять покупателю, а покупатель принимать товар по заказам покупателя и оплачивать его.
На основании заключенного договора поставки ООО "Байкал Алко" по товарной накладной N БА000004146 от 09 ноября 2020 года (т. 1, л.д. 26-29) поставило в адрес ООО "Красритейл" алкогольную продукцию, а именно: вино фруктовое столовое полусладкое "Сангрия" (SANGRIA) классическая", дата розлива 13.09.2020 года, 8,5-9,0%, объем 1,0 л, изготовитель: ООО "ВТД", в количестве 540 бутылок.
В связи с поступившей информацией от МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу (т. 2, л.д. 80-90) Управлением Роспотребнадзора издано распоряжение от 02 февраля 2021 года N 135 (т. 1, л.д. 98-101) о проведении в отношении ООО "Красритейл" внеплановой выездной проверки соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
03 февраля 2021 года проведение проверки согласовано с прокуратурой Забайкальского края (т. 1, л.д. 103).
В ходе проведения должностными лицами Управления Роспотребнадзора 10 февраля 2021 года внеплановой выездной проверки установлено, что в принадлежащей ООО "Красритейл" организации розничной торговли "Маяк" по адресу: г. Чита, ул. Трактовая, 28, 1-2, в реализации обнаружена алкогольная продукция, полученная брожением иного, чем виноград, плода, в наименовании которой использовано слово "вино" и производных от него слов и словосочетаний: вино фруктовое столовое полусладкое "Сангрия" (SANGRIA) классическая", дата розлива 13.09.2020 года, 8,5-9,0%, объем 1,0 л, изготовитель: ООО "ВТД". Состав: виноматериалы фруктовые столовые, приготовленные из восстановленных концентрированных клюквенного, яблочного и сливового соков, концентрированные апельсиновый, яблочный и сливовый соки, пищевая добавка-консервант диоксид серы (нарушены положения частей 2 и 4 статьи 26 Закона N 468-ФЗ, пункта 1 части 4.3 статьи 4 и пункта 1 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/20211).
Результаты проверки отражены в акте N 05-135 от 03 марта 2021 года (т. 1, л.д. 84-97).
17 февраля 2021 года Управлением Роспотребнадзора в отношении ООО "Красритейл" выданы предписания N 4:
- о приостановлении реализации алкогольной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (т. 1, л.д. 68-70), в соответствии с которым Общество обязано незамедлительно приостановить с 17 февраля 2021 года реализацию указанной алкогольной продукции во всей торговой сети ООО "Красритейл" (пункт 1);
- принять меры по отзыву (изъятию из оборота) продукции и возмещению приобретателям, в том числе, потребителям, убытков, возникших в связи с отзывом продукции в срок до 26 февраля 2021 года (пункт 2); принять меры по утилизации или уничтожению указанной продукции (пункт 3); до утилизации или уничтожения принять меры по строгому учету данной продукции, ее временному хранению, условия осуществления которого исключают возможность доступа к такой продукции (пункт 4); представить в Управление Роспотребнадзора документ либо его заверенную копию, подтверждающие факт утилизации или уничтожения такой продукции в срок до 26 февраля 2021 года (пункт 5);
- об устранении нарушений технических регламентов (т. 1, л.д. 71-73), в соответствии с которым ООО "Красритейл" обязано принять меры по отзыву от покупателей (изъятию из оборота) продукции и возмещению приобретателям, в том числе потребителям, убытков, возникших в связи с отзывом продукции, в срок до 26 февраля 2021 года (пункт 1); принять меры по усилению производственного контроля на этапе приема в организации розничной торговли алкогольной продукции для дальнейшей реализации потребителям в срок до 01 марта 2021 года (пункт 2).
Не согласившись с названными предписаниями в части вина фруктового столового полусладкого "Сангрия" (SANGRIA) классическая", ООО "Байкал Алко" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
При организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Согласно части 3 статьи 43 Закона N 468-ФЗ, пунктам 1, 2, 5.1.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение N 322), при проведении контрольно-надзорных мероприятий Управлением Роспотребнадзора проверка соблюдения требований положений Закона N 468-ФЗ и ТР ТС 021/2011 проведена в пределах своей компетенции на законных основаниях.
В статье 1 Закона N 29-ФЗ под пищевыми продуктами (пищевой продукцией, продовольственными товарами, продуктами питания) (далее - пищевые продукты) определены продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе алкогольная продукция (включая пиво и напитки на основе пива).
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель имеет право на то, что реализуемый ему товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации будет безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, и не причинит вред имуществу потребителя.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1 статьи 8 Закона N 2300-1).
В статье 10 Закона N 2300-1 определено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пункт 3).
В силу статьи 39 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, утвержден ТР ТС 022/2011.
Согласно пунктам 1 и 2 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе, сведения о наименовании пищевой продукции.
Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.
Согласно пункту 8.11 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 N 36, не допускаются для реализации населению пищевая продукция без маркировки, предусмотренной требованиями технических регламентов.
Таким образом, в действующем законодательстве имеется следующая юридическая презумпция: пищевые продукты, которые не содержат соответствующей маркировки, в силу одного лишь этого обстоятельства являются некачественными, непригодными для использования по назначению и опасными для жизни и здоровья потребителей.
Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Кроме того, статьей 3 Закона N 29-ФЗ определено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеющие маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заключенного договора поставки ООО "Байкал Алко" по товарной накладной N БА000004146 от 09 ноября 2020 года (т. 1, л.д. 26 -29) поставило в адрес ООО "Красритейл" алкогольную продукцию, а именно: вино фруктовое столовое полусладкое "Сангрия" (SANGRIA) классическая", дата розлива 13.09.2020 года, 8,5-9,0%, объем 1,0 л, изготовитель: ООО "ВТД", в количестве 540 бутылок.
В связи с поступившей информацией от МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу (т. 2, л.д. 80-90) Управлением Роспотребнадзора издано распоряжение от 02 февраля 2021 года N 135 (т. 1, л.д. 98-101) о проведении в отношении ООО "Красритейл" внеплановой выездной проверки соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
03 февраля 2021 года проведение проверки согласовано с прокуратурой Забайкальского края (т. 1, л.д. 103).
В ходе проведения Управлением Роспотребнадзора 10 февраля 2021 года внеплановой выездной проверки установлено, что в принадлежащей ООО "Красритейл" организации розничной торговли "Маяк" по адресу: г. Чита, ул. Трактовая, 28, 1-2, в реализации обнаружена алкогольная продукция, полученная брожением иного, чем виноград, плода, в наименовании которой использовано слово "вино" и производных от него слов и словосочетаний: вино фруктовое столовое полусладкое "Сангрия" (SANGRIA) классическая", дата розлива 13.09.2020 года, 8,5-9,0%, объем 1,0 л, изготовитель: ООО "ВТД". Состав: виноматериалы фруктовые столовые, приготовленные из восстановленных концентрированных клюквенного, яблочного и сливового соков, концентрированные апельсиновый, яблочный и сливовый соки, пищевая добавка-консервант диоксид серы. Таким образом, административным органом установлено нарушение положений частей 2 и 4 статьи 26 Закона N 468-ФЗ, пункта 1 части 4.3 статьи 4 и пункта 1 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/20211.
Результаты проверки отражены в акте N 05-135 от 03 марта 2021 года (т. 1, л.д. 84-97).
Управлением Роспотребнадзора в отношении ООО "Красритейл" выданы предписания N 4:
- о приостановлении реализации алкогольной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (т. 1, л.д. 68-70), в соответствии с которым Общество обязано незамедлительно приостановить с 17 февраля 2021 года реализацию указанной алкогольной продукции во всей торговой сети ООО "Красритейл" (пункт 1); принять меры по отзыву (изъятию из оборота) продукции и возмещению приобретателям, в том числе, потребителям, убытков, возникших в связи с отзывом продукции в срок до 26 февраля 2021 года (пункт 2); принять меры по утилизации или уничтожению указанной продукции (пункт 3); до утилизации или уничтожения принять меры по строгому учету данной продукции, ее временному хранению, условия осуществления которого исключают возможность доступа к такой продукции (пункт 4); представить в Управление Роспотребнадзора документ либо его заверенную копию, подтверждающие факт утилизации или уничтожения такой продукции в срок до 26 февраля 2021 года (пункт 5);
- об устранении нарушений технических регламентов (т. 1, л.д. 71-73), в соответствии с которым ООО "Красритейл" обязано принять меры по отзыву от покупателей (изъятию из оборота) продукции и возмещению приобретателям, в том числе потребителям, убытков, возникших в связи с отзывом продукции, в срок до 26 февраля 2021 года (пункт 1); принять меры по усилению производственного контроля на этапе приема в организации розничной торговли алкогольной продукции для дальнейшей реализации потребителям в срок до 01 марта 2021 года (пункт 2).
ООО "Байкал Алко" считает, что положения Закона N 468-ФЗ не распространяются на поставленную алкогольную продукцию.
С 26 июня 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент выдачи предписаний), который устанавливает правовые, организационные, технологические и экономические основы в области производства, оборота и потребления продукции виноградарства и винодельческой продукции, а также определяет особенности маркировки и розничной продажи винодельческой продукции (статья 1 названного Закона).
В силу положений статьи 3 Закона N 468-ФЗ продукция виноградарства включает в себя ягоды виноградных растений и посадочный материал виноградных растений (пункт 55), к винодельческой продукции отнесены вино, крепленое вино, игристое вино, виноградное сусло, виноградосодержащие напитки, винный, виноградный и коньячный дистилляты и спирты и произведенные из них спиртные напитки (пункт 24).
При этом содержащиеся в статье 3 Закона N 468-ФЗ определения упомянутых видов винодельческой продукции (за исключением газированных виноградосодержащих напитков, винных, виноградных и коньячных дистиллятов и спиртов и произведенных из них спиртных напитков) указывают на то, что исходным сырьем для их производства являются ягоды винограда.
Соответственно, производство алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, Закон N 468-ФЗ не регулирует, вместе с тем устанавливая, что использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний на этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и в наименовании таких алкогольных напитков не допускается (пункт 2 статьи 26).
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона N 468-ФЗ алкогольная продукция, использование слова "вино" и производных от него слов и словосочетаний в наименовании которой применяется с нарушением положений данного Федерального закона, является фальсифицированной.
В письме Минфина России от 06.04.2020 N 03-14-15/26837 также указано, что из анализа используемых для целей Закона N 468-ФЗ понятий "винодельческая продукция" (пункт 24 статьи 3), "продукция виноделия" (пункт 56 статьи 3), "продукты, получаемые из винограда, виноградного сусла или вина" (пункт 54 статьи 3) следует, что результатом виноделия, регулируемого Законом N 468-ФЗ, может быть только продукция, полученная из винограда либо содержащая продукты его переработки.
С учетом изложенного, продукция, произведенная не из винограда, не может называться "вином".
Согласно подпункту 12.2 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171 -ФЗ, в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемых предписаний) фруктовым вином является алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Красритейл" в принадлежащей ему организации розничной торговли допустило реализацию алкогольной продукции, в состав которой входят фруктовые ингредиенты и полностью отсутствует виноград и виноградное сусло, а на этикетке в наименовании такой продукции используется слово "вино", что, в свою очередь, вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара при его реализации.
Доводы ООО "Байкал Алко" о том, что в Законе N 171-ФЗ (в редакции до 02.07.2021 года) допускается указание такой алкогольной продукции как фруктовое вино, судом правильно признаны не имеющими правового значения, поскольку в частях 2 и 3 статьи 2 Закона N 468-ФЗ прямо разъяснено, что нормы о виноградарстве и виноделии, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм о виноградарстве и виноделии, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы Закона N 468-ФЗ.
В письме Минфина России от 15.01.2021 N 27-04-15/1446 также обращено внимание, что, учитывая положения 3 статьи 2 Закона N 468-ФЗ, при обороте фруктового вина вместо термина "вино" допустимо использовать в качестве наименования соответствующей продукции термин "алкогольная продукция" с указанием ГОСТ 33806-2016. Так могут быть одновременно выполнены требования упомянутых Федеральных законов.
Ссылка заявителя на приоритет по юридической силе норм международного права, какими являются положения ТР ТС 022/2011, которые не запрещают применять в наименовании алкогольной продукции термин "фруктовое вино", судом также правомерно признана несостоятельной.
Частью 5 статьи 2 Закона N 468-ФЗ (в редакции до 02.07.2021 года) предусмотрено, что в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в области виноградарства и виноделия, применяются правила международного договора.
Между тем ТР ТС 022/2011 не устанавливает какие-либо особые (иные) правила нанесения маркировки в части наименования такой алкогольной продукции, как вино, фруктовое вино.
Напротив, в пункте 1 части 4.3 статьи 4 ТР ТС 022/2011 прямо установлено, что наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.
ТР ТС 022/2011, устанавливая в Приложении N 1 виды компонентов, наименования которых могут заменяться наименованиями видов пищевой продукции, предусматривает возможность использования наименования "вино" только в отношении такого вида компонента, как "виноградное вино".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, статьей 3 Закона N 29-ФЗ определено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеющие маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Некачественные и (или) опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из обращения.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из обращения самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля (пункт 1 статьи 24 Закона N 29-ФЗ).
В Российской Федерации запрещаются производство и реализация фальсифицированной винодельческой продукции, недоброкачественной винодельческой продукции, контрафактной винодельческой продукции. Фальсифицированная винодельческая продукция, недоброкачественная винодельческая продукция, произведенные на территории Российской Федерации, подлежат изъятию и последующему уничтожению (части 1 и 3 статьи 47 Закона N 468-ФЗ).
Статьями 38 и 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.
При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции, незамедлительно прекратить действие декларации о соответствии на продукцию.
При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
В случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе:
- выдать предписание о приостановке реализации этой продукции;
- информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предписания Управления Роспотребнадзора в части фруктового вина соответствуют требованиям действующего на момент их вынесения законодательства, права и законные интересы поставщика спорной алкогольной продукции (ООО "Байкал Алко") не нарушают, являются исполнимыми.
Заявитель жалобы ссылается на то, что с учетом изменений, вступивших в силу со 02 июля 2021 года, действующее законодательство позволяет поставщикам и розничным продавцам закупать, хранить, поставлять и осуществлять розничную продажу фруктового вина с аналогичным наименованием на этикетках до 01 января 2022 года.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 49 Закона N 468-ФЗ введена часть 4.1, согласно которой положения частей 2 и 4 статьи 26 настоящего Федерального закона в отношении алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, применяются начиная с 1 января 2022 года.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона N 345-ФЗ установлено, что действие положений частей 2 - 4, 6 и 7 статьи 49 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 26 июня 2020 года.
При этом в отношении части 4.1. статьи 49 Закона N 468-ФЗ обратная сила не предусмотрена.
Таким образом, положения части 4.1 статьи 49 Закона N 468-ФЗ, которая фактически приостанавливает применение частей 2 и 4 статьи 26 настоящего Федерального закона в отношении алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, до 01 января 2022 года, распространяются на правоотношения, возникшие после 2 июля 2021 года.
В то же время пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 345-ФЗ установлено, что организации, имеющие на день вступления в силу Федерального закона N 345-ФЗ действующие лицензии на закупку, хранение и поставки, розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, вправе осуществлять в 2021 году деятельность, предусмотренную указанными лицензиями в отношении фруктового вина и винных напитков (которые произведены не из винограда), при условии соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ к закупке, хранению и поставкам указанной алкогольной продукции.
Судом установлено, что оспариваемые предписания в части вина фруктового столового полусладкого "Сангрия" (SANGRIA) классическая", дата розлива 13.09.2020, 8,5-9,0%, объем 1,0 л, изготовитель: ООО "ВТД", ООО "Красритейл" исполнило.
Согласно уведомлению от 26 февраля 2021 года (т. 1, л.д. 78) ООО "Красритейл" приостановило реализацию спорной продукции до урегулирования вопросов по устранению нарушений требований технических регламентов. На стенде "Уголок покупателя" в каждом магазине розничной торговли ООО "Красритейл" размещено объявление о возврате данного товара от покупателей. По состоянию на 26 февраля 2021 года факты возвратов данной продукции от покупателей отсутствуют.
Изъятие из оборота и утилизация ООО "Красритейл" товара "вино фруктовое столовое полусладкое "Сангрия" (SANGRIA) классическая" подтверждается требованием от ООО "Байкал Алко" о компенсации затрат ООО "Красритейл" на сумму 288 972 руб. (приложение к ходатайству ООО "ВТД" о вступлении в дело соистца, т. 3, л.д. 26).
Факт исполнения выданных предписаний в части вина фруктового столового полусладкого "Сангрия" (SANGRIA) классическая" также подтвержден Управлением Роспотребнадзора.
Следовательно, предписание о приостановлении реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, N 4 от 17 февраля 2021 года и предписание об устранении нарушений технических регламентов N 4 от 17 февраля 2021 года в части вина фруктового столового полусладкого "Сангрия" (SANGRIA) классическая" невозможно признать не подлежащими исполнению с учетом положений части 4.1 статьи 49 Закона N 468-ФЗ.
При этом доводы ООО "Байкал Алко" и Уполномоченного по защите прав о причинении подобными действиями Управления Роспотребнадзора убытков поставщику в связи с уничтожением спорной алкогольной продукции в настоящем деле правового значения не имеют, поскольку такие требования могут быть заявлены поставщиком в рамках отдельного искового производства и подлежат оценке судом независимо от признания незаконными предписаний или действий органа государственного контроля (надзора).
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 сентября 2021 года по делу N А78-1797/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1797/2021
Истец: ООО БАЙКАЛ АЛКО
Третье лицо: УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ И ЕГО РАБОЧИЙ АППАРАТ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ, ООО ВИННЫЙ ТОРГОВЫЙ ДОМ, ООО КРАСРИТЕЙЛ