г. Пермь |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А71-15891/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Трефиловой Е.М., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Друзья",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 ноября 2023 года
по делу N А71-15891/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Друзья" (ИНН 1841100855, ОГРН 1211800017527)
к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (ИНН 1831120884, ОГРН 1071831002814)
о признании незаконным и отмене решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома N 2 по ул. Восточная г. Ижевска от 21.08.2023 N 11269/1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Друзья" (далее - ООО "УК "Друзья", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене решения Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - управление, заинтересованное лицо) от 21.08.2023 N 11269/1 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома N 2 по ул. Восточная г. Ижевска.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 ноября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что жилищное законодательство не предусматривает возможность признания общего собрания недействительным по решению последующего собрания. Договор управления от 26.06.2023 N 9,41/2В заключенный между собственниками помещений МКД и обществом на основании протокола от 26.06.2023 N 1/2023-В2, является действующим, поскольку собственниками помещений МКД не принято решение о его расторжении. Полагает, что суд вместо применения нормы ч. 1 ст. 181.5 ГК РФ о ничтожности решений собраний, применил ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ об оспоримости решений. Неправомерный отказ во внесении изменений в реестр лицензий органом государственного жилищного надзора является нарушением прав управляющей организации в связи с лишением права осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ определением апелляционного суда от 29.01.2024 судебное разбирательство по настоящему делу отложено на 15.02.2023.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Друзья" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Ижевске на основании лицензии от 29.11.2021 N 018000220, выданной Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики.
Общество с ограниченной ответственностью "Управдом Плюс" (далее ООО "Управдом Плюс") осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Ижевске на основании лицензии от 29.04.2015 N 018-000093, выданной Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.
13.06.2023 в управление поступило заявление от ООО "Управдом плюс" (вх. N 09877 от 13.06.2023) о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Удмуртской Республики, а именно: исключить многоквартирный дом по адресу: г. Ижевск, ул. Восточная, д. 2 из реестра многоквартирных домов, деятельностью по управлению которыми осуществляет управляющая организация ООО "Городская управляющая компания", и включить многоквартирный дом по адресу: г. Ижевск, ул. Восточная, д. 2 в реестр многоквартирных домов, деятельностью по управлению которыми осуществляет управляющая организация ООО "Управдом плюс" (л.д. 37).
К указанному заявлению ООО "Управдом Плюс" приложило необходимые документы, в том числе копию протокола N 1-В2/2023 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Восточная, 2, проведенного в форме очно-заочного голосования по вопросам повестки дня от 08.06.2023 (л.д. 38-42), а также копию договора управления многоквартирным домом от 01.07.2023 N 1/В2/2023.
Согласно указанному протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома от 08.06.2023 собственниками приняты решения о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, о выборе в качестве управляющей организации - ООО "Управдом Плюс".
На основании вышеуказанного протокола собрания собственников между ООО "Управдом Плюс" и собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управления спорным многоквартирным домом от 01.07.2023 N 1/В2/2023.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Управдом Плюс" и приложенных к нему документов, принимая во внимание заключение от 23.06.2023 N 09877 о результатах проверки вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов (л.д. 34-36), управлением принято решение от 23.06.2023 N 09877 о внесении изменений в реестр лицензий, а именно: включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Восточная, д. 2, в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат - ООО "Управляющая компания "Управдом Плюс" (л.д. 33).
28.06.2023 в управление поступило заявление от ООО "УК "Друзья" (вх. N 11269 от 28.06.2023) о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Удмуртской Республики и включении многоквартирный дом по адресу: г. Ижевск, ул. Восточная, д. 2 в реестр многоквартирных домов, деятельностью по управлению которыми осуществляет управляющая организация ООО "УК "Друзья" (л.д. 32).
К указанному заявлению ООО "УК "Друзья" приложило необходимые документы, в том числе копию протокола N 1/2023-В2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N2 по ул. Восточной г. Ижевска, проведенного в форме очно-заочного голосования по вопросам повестки дня от 26.06.2023, а также копию договора управления многоквартирным домом от 26.06.2023 N 9,41/2В.
Согласно указанному протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома от 26.06.2023 собственниками помещений приняты решения о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, о выборе в качестве управляющей организации - ООО "УК "Друзья".
По результатам рассмотрения заявления ООО "Управляющая компания "Друзья" и приложенных к нему документов, принимая во внимание заключение от 11.07.2023 N 11269 о результатах проверки вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов выявлено несоответствие заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктом "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее Порядок N 938/пр), а именно: наличие в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, в связи с чем, управлением 11.07.2023 вынесено решение N 11269 о приостановлении рассмотрения заявления ООО "УК "Друзья" о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении спорного многоквартирного дома (л.д. 29-31, 28).
В рамках приостановления рассмотрения заявления ООО "УК "Друзья" управлением в адрес ООО "Управдом Плюс" направлен запрос от 12.07.2023 N 05787-ж с требованием в течение 3-х дней с момента его получения направить в управление сведения о получении уведомления о выборе способа управления - управляющую организацию ООО "УК "Друзья", уведомление о прекращении управления вышеуказанным многоквартирным домом в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, копии актов приема-передачи технической документации на данный дом (л.д. 27).
02.08.2023 в управление поступило письмо ООО "Управдом Плюс" от 31.07.2023 N 248, согласно которому общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Восточная, д. 2, оформленным протоколом от 26.07.2023 N 2-В2/2023, приняты решения, в том числе об отмене решения собственников помещений, принятых на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Восточная, д. 2 и отраженные в протоколе N 1/2023-В2 от 26.06.2023 "О выборе и заключении договора управления с управляющей организацией ООО "УК "Друзья" (вопрос N 2 протокола от 26.07.2023 N 2-В2/2023) (л.д. 22, 23-26).
По результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Друзья" и приложенных к нему документов, а также документов, представленных в рамках приостановления рассмотрения вышеуказанного заявления, принимая во внимание заключение от 21.08.2023 N 11269/1 о результатах проверки вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов, выявлено несоответствие заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядок N 938/пр (недостоверность сведений (согласно протоколу N 2-В2/2023 от 26.07.2023 собственниками принято решение отменить решения общего собрания собственников, отраженных в протоколе от 26.06.2023 N 1/2023-В2), наличие в реестре сведений об управлении многоквартирным домом, указанным в заявлении, другим лицензиатом), управлением принято решение от 21.08.2023 N11269/1 об отказе лицензиату - ООО "УК "Друзья" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Восточная, д. 2 (л.д. 17).
Несогласие заявителя с решением управления от 21.08.2023 N 11269/1 послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм права следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
В силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2).
Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 2.1).
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8).
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Согласно части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Данные выводы согласуются с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее лицензионная комиссия).
Статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (часть 1); реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2).
Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, а также основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра определены статьей 198 ЖК РФ, согласно которой сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
Содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Рассмотрение заявления и документов осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4 Порядка).
В силу пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
В случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка органом государственного жилищного надзора принимается решение о внесении изменений в реестр (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка).
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей; в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (пункт 15 Порядка).
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка).
Как следует из материалов дела, осуществляя проверку представленных ООО "УК "Друзья" заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и документов в отношении спорного многоквартирного дома, на предмет соблюдения условий, указанных в пункте 5 Порядка, управлением выявлено их несоответствие требованиям, установленным Порядком N 938/пр, а именно: наличие в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, в связи с чем, управлением 11.07.2023 вынесено решение N 11269 о приостановлении рассмотрения заявления ООО "УК "Друзья" о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении спорного многоквартирного дома.
В рамках приостановления рассмотрения заявления ООО "УК "Друзья" управлением в адрес ООО "Управдом Плюс" направлен запрос от 12.07.2023 N 05787-ж с требованием в течение 3-х дней с момента его получения направить в управление сведения о получении уведомления о выборе способа управления - управляющую организацию ООО "УК "Друзья", уведомление о прекращении управления вышеуказанным многоквартирным домом в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ, копии актов приема-передачи технической документации на данный дом.
02.08.2023 в управление поступило письмо ООО "Управдом Плюс" от 31.07.2023 N 248, согласно которому общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Восточная, д. 2, оформленным протоколом от 26.07.2023 N 2-В2/2023, приняты решения, в том числе об отмене решения собственников помещений, принятых на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Восточная, д. 2 и отраженные в протоколе N 1/2023-В2 от 26.06.2023 "о выборе и заключении договора управления с управляющей организацией ООО "УК "Друзья" (вопрос N 2 протокола от 26.07.2023 N 2-В2/2023).
В связи с чем, по результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Друзья" и приложенных к нему документов, а также документов, представленных в рамках приостановления рассмотрения вышеуказанного заявления, принимая во внимание заключение от 21.08.2023 N 11269/1 о результатах проверки вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов управлением сделаны выводы о несоответствии заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядок N 938/пр (недостоверность сведений (согласно протоколу N 2-В2/2023 от 26.07.2023 собственниками принято решение отменить решения общего собрания собственников, отраженных в протоколе от 26.06.2023 N 1/2023-В2), наличие в реестре сведений об управлении многоквартирным домом, указанным в заявлении, другим лицензиатом), что послужило основанием для принятия решения от 21.08.2023 N 11269/1 об отказе лицензиату - ООО "УК "Друзья" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении спорного МКД.
Довод заявителя о ничтожности решения общего собрания собственников, оформленных протоколом от 26.07.2023 N 2-В2/2023, и отсутствии проверки управлением решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленных протоколом от 26.07.2023 N 2-В2/2023, на предмет отсутствия признаков ничтожности, в результате чего управление пришло к неверным выводам о недостоверности сведений, содержащихся в заявлении общества, отклоняется, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Признание решения, принятого общим собранием собственников помещений с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, недействительным осуществляется исключительно в судебном порядке (часть 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная норма содержится в главе 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает специальный порядок обжалования результатов общих собраний собственников.
В соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Решение общего собрания собственников, оформленное протоколом от 26.07.2023 N 2-В2/2023, в судебном порядке недействительным не признано. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В данном случае собственники принимали решение не в порядке оспаривания своего предыдущего решения, а в качестве реализации полномочий по управлению многоквартирным домом, что соответствует компетенции общего собрания собственников и положениям ст. 44 ЖК РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и правил, перечисленных в пунктах 1-12 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса, и что предметом государственного жилищного надзора согласно части 2 этой же статьи не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, лицензионных требований.
На основании части 3 статьи 192 Жилищного кодекса лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях реализации данной нормы Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвержден Порядок N 938/пр.
В соответствии с подпунктами "б" и "е" пункта 5 указанного порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 данного порядка, отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса.
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 данного порядка (подпункт "а"); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 этого же порядка (подпункт "б").
Положения подпункта "а" пункта 9 Порядка 938/пр во взаимосвязи с подпунктом "е" пункта 5 этого же нормативного правового акта решением Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2021 N АКПИ21-236, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2021 N АПЛ21-253, признаны не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что жилищной инспекцией в ходе проверки заявления и документов, представленных управляющей компанием, выявлено их несоответствие подпунктам "б", "е" пункта 5 Порядка N 938/пр, по результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Друзья" и приложенных к нему документов, а также документов, представленных в рамках приостановления рассмотрения вышеуказанного заявления, принимая во внимание заключение от 21.08.2023 N11269/1 о результатах проверки вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов управлением сделаны выводы о несоответствии заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядок N938/пр (недостоверность сведений (согласно протоколу N2-В2/2023 от 26.07.2023 собственниками принято решение отменить решения общего собрания собственников, отраженных в протоколе от 26.06.2023 N1/2023-В2), наличие в реестре сведений об управлении многоквартирным домом, указанным в заявлении, другим лицензиатом), что послужило основанием для принятия решения от 21.08.2023 N11269/1 об отказе лицензиату - ООО "УК "Друзья" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении спорного МКД.
Таким образом, жилищная инспекция правомерно отказала обществу во внесении изменений в реестр лицензий, основываясь на действующих положениях Порядка N 938/пр, непосредственно регулирующего условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В данном случае жилищная инспекция не определяет юридическую судьбу решения общего собрания собственников помещений в МКД, а согласно пункту 6 Порядка N 938/пр проверяет заявление и документы, представленные заявителем, на предмет соответствия условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "е" пункта 5 этого порядка.
Изложенная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2024 N 307-ЭС23-16472.
Наличие у управления полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков.
Кроме того, оценка протокола общего собрания собственников от 26.07.2023 N 2-В2/2023 на наличие признаков ничтожности дана управлением в подпункте "е" пункта 5 заключения о результатах проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов от 21.08.2023 N 11269/1 (л.д. 18-21).
При проведении проверки и вынесении оспариваемого решения управление не могло не учитывать волю собственников жилых помещений относительно выбора способа управления многоквартирным домом. Иное создавало бы угрозу нарушения прав собственников в результате действий административного органа.
С учетом изложенных обстоятельств, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение от 21.08.2023 N 11269/1 об отказе лицензиату ООО "УК "Друзья" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики соответствует действующему законодательству, является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересов заявителя, а также не создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопреки позиции заявителя жалобы, нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности оспариваемым решением об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, судом не установлены.
Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела. По существу, доводы заявителя сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 ноября 2023 года по делу N А71-15891/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15891/2023
Истец: ООО "Управляющая компания Друзья"
Ответчик: Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики