город Томск |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А45-17662/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Аюшева Д.Н., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воронецкой В.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска (N 07АП-11060/2021) на решение от 23.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17662/2021 по иску мэрии города Новосибирска к акционерному обществу АСТОН. СТРОЙТРЕСТ N43 (ИНН 5404113432) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, обязании устранить препятствия неопределённому кругу лиц в пользовании постоянным публичным сервитутом,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
мэрия города Новосибирска (далее - Мэрия, истец) обратилась с иском об обязании акционерного общества "АСТОН.СТРОЙТРЕСТ N 43" (далее - АО АСТОН. СТРОЙТРЕСТ N 43, Общество, ответчик) устранить препятствия неопределённому кругу лиц в пользовании постоянным публичным сервитутом (постановление мэрии города Новосибирска от 18.01.2017 N 158).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.09.2021 (резолютивная часть объявлена 22.09.2021) в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, Мэрия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что суд не применил закон, подлежащий применению: ст. 23 Земельного кодекса РФ (п. 4 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ); судом также нарушены нормы процессуального права: ст. ст. 6, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ; ответчик не мог не знать об установленном публичном сервитуте, а за три года его действия у Ответчика было достаточно времени для принятия мер по исполнению указанного постановления Мэрии.
От Общества в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что в связи с небезопасностью проезда и прохода для третьих лиц через строительную площадку по установленному сервитуту, а именно в связи с работой спецтехники и разнорабочих групп, Истцом были установлены металлические створные ворота, бетонные и металлические строительные ограждения, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351. Необходимость установки вышеуказанных ограждений подтверждается также Проектом производства работ с применением подъемных сооружений, а именно в связи с работой башенного крана QTZ-80. Перекрытие проезда и прохода Ответчиком связанно с необходимостью обеспечить безопасность жизни и здоровья третьих лиц, в том числе детей (вблизи расположена территория школы) и носит временный характер. Следовательно, до завершения строительства V этапа возможности для удовлетворения требований Истца нет. Отмечает, что проход и проезд к жилым домам и школьной территории обеспечен со всех сторон микрорайона, то есть со сторон улиц Титова, Серафимовича, Степная, Костычева, что подтверждается представленными Ответчиком в материалах дела видеозаписях. После ввода в эксплуатацию вышеуказанного жилого комплекса, а именно окончания V этапа строительства, будет осуществлено комплексное благоустройство и открыт проезд по 1-му переулку Серафимовича для предоставления права неопределенному кругу лиц беспрепятственного прохода и проезда через часть земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351 и в целях соблюдения Постановления N 158 от 18.01.2017 г. "Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Серафимовича".
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в интересах жителей города Новосибирска на основании статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением мэрии города Новосибирска от 18.01.2017 N 158 в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:852 (учётный номер части - 3, площадь части - 619 кв. м) установлен постоянный публичный сервитут.
Публичный сервитут установлен в целях прохода или проезда через земельный участок согласно приложению к постановлению мэрии города Новосибирска от 18.01.2017 N 158.
Земельный участок с кадастровым номером 54:35:064105:852 расположен по адресу: город Новосибирск, улица Серафимовича и принадлежал на праве собственности АО СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ N 43, сменившему наименование на акционерное общество АСТОН. СТРОЙТРЕСТ N 43.
11.02.2021 земельный участок с кадастровым номером 54:35:064105:852 снят с кадастрового учёта, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:064105:1351 и 54:35:064105:1352.
По смыслу части 5 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации сервитуты, публичные сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых или изменённых земельных участков в прежних границах.
После раздела земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:852 публичный сервитут сохранился для земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351.
Согласно пункту 3.29 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, утверждённого решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 N 708, осуществление муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах города Новосибирска объектов земельных отношений является одной из основных функций департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска. Проведение проверок (плановых и внеплановых) осуществляется структурным подразделением департамента - управлением по земельным ресурсам мэрии. Мероприятия по организации и проведению проверок выполняются отделом муниципального земельного контроля. Проверки осуществляются в виде плановых (рейдовых) осмотров и обследований земельных участков. По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков должностными лицами структурного подразделения мэрии, проводящими осмотр, обследование, составляется акт осмотра, обследования.
18.02.2021 специалистом управления по земельным ресурсам мэрии города Новосибирска было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351, расположенного по адресу: город Новосибирск, улица Серафимовича.
По результатам проведённого обследования установлено следующее: сквозной проход или проезд по переулку первому Серафимовича в Ленинском районе со стороны улицы Титова в сторону улицы Степной и в обратном направлении заблокирован; непосредственно на части проезда общего пользования (переулок первый Серафимовича), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351 по улице Серафимовича, установлены металлические створные ворота, бетонное и металлическое строительное ограждение, металлические бытовки, препятствующие свободному проходу или проезду неограниченного круга лиц; постановление мэрии города Новосибирска от 18.01.2017 N 158 "Об установлении публичного сервитута на земельный участок по улице Серафимовича" не исполняется; беспрепятственный проход или проезд через часть земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351 не обеспечен.
В адрес ответчика было направлено уведомление от 24.02.2021 N 31/23- 0898 о необходимости в срок до 01.04.2021 устранить допущенные нарушения.
При повторном обследовании земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351, проведённом 24.04.2021, установлено, что уведомление об устранении нарушений ответчиком не исполнено.
Полагая, что ответчиком совершены незаконные действия, выразившиеся в установлении металлических створных ворот, бетонного и металлического строительного ограждения, металлических бытовок в границах постоянного публичного сервитута, установленного постановлением мэрии города Новосибирска от 18.01.2017 N 158, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе, путем восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок.
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Осуществление муниципального земельного контроля на территории города Новосибирска осуществляет департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (пункт 3.29 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 N 708).
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 54:35:064105:1351 общей площадью 11 861 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов - многоквартирные 9-13 этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками, расположен по адресу: город Новосибирск, улица Серафимовича. Земельный участок принадлежит акционерному обществу АСТОН. СТРОЙТРЕСТ N 43 на праве собственности, что подтверждается сведениями из единого государственного реестра недвижимости.
На земельном участке с кадастровым номером 54:35:064105:852 согласно проектной документации и разрешению на строительство от 28.12.2020 N 54-Ru54303000-267И-2020 было запланировано строительство трёх жилых домов, два из которых в настоящее время введены в эксплуатацию. Последний этап строительства (пятый этап строительства) осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 54:35:064105:1351, в границах которого установлен публичный сервитут согласно постановлению мэрии города Новосибирска от 18.01.2017 N 158 "Об установлении публичного сервитута на земельный участок по улице Серафимовича".
Строительство жилого комплекса на вышеуказанном земельном участке должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством с соблюдением обязательных норм и правил, с обязательным прохождением строительной экспертизы.
Как усматривается из материалов дела, в настоящее время территория стройки в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351 огорожена, временно заблокирован проход и проезд по части публичного сервитута в пределах переулка первого Серафимовича.
Временное перекрытие внутриквартального проезда по первому переулку Серафимовича связано с продолжением реализации V этапа строительства многоквартирных многоэтажных жилых домов с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях многоквартирного многоэтажного дома, автостоянки по адресу: город Новосибирск, Ленинский район, улица Серафимовича, 8, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером: 54:35:064105:1351 (пункт 4 разрешения на строительство от 28.12.2020 N 54-Ru54303000-267И-2020, проектная документация раздел 1 "Пояснительная записка" 01-14-1-ПЗ.к1 N 20-11/2020-П от 11.2020, проектная документация раздел 2, "Пояснительная записка" 01-15- 2-ПЗ.к1 N 20-11/2020-П от 11.2020).
Из проекта производства работ с применением подъёмных сооружений "Многоквартирный многоэтажный дом N 3 (по Генеральному плану) V этап строительства многоквартирных многоэтажных жилых домов с объектами обслуживания жилой застройки по улице Серафимовича в Ленинском районе, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351", предусматривающего работу башенного крана QTZ-80 (13/08-2021-ППР), следует, что на территории строительной площадки предполагается работа башенного крана, радиус движения стрелы крана составляет 40 м и заходит на территорию публичного сервитута (с л.д. 68, л.д. 119 т.1).
При этом, судом было отмечено и истцом не оспорено, что линия границы опасной зоны при падении груза при перемещении краном составляет в радиусе 46 м и полностью захватывает проход и проезд по улице первый переулок Серафимовича в пределах публичного сервитута.
Ответчиком были установлены металлические створные ворота, бетонные и металлические строительные ограждения, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351 в связи с небезопасностью проезда и прохода для третьих лиц через строительную площадку по территории сервитута, а именно в связи с работой спецтехники и разнорабочих групп.
Более того, судом также учтено, что ограждение, установленное ответчиком по периметру строительной площадки, выполнено в соответствии с требованиями проектной документации и имеет целью обеспечить безопасность жизни и здоровью людей, учитывая в том числе нахождение вблизи строительной площадки школы.
Из представленных ответчиком в материалы дела видеозаписей усматривается, что проход и проезд к жилым домам и школьной территории фактически обеспечен со всех сторон жилого микрорайона в пределах улиц Титова, Серафимовича, Степная, Костычева, что также не оспорено истцом.
Апелляционный суд также учитывает, что согласно статье 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В соответствии с пунктом 47 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.06.2015 N 336н, производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого производственного объекта во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Аналогичное положение содержится в пункте 6.2.2 Строительных норм и правил СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", утвержденных постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 80, согласно которому производственные территории, строительные площадки и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены. Ограждения должны быть в исправном состоянии, иметь эстетичный внешний вид и быть покрашены с внешней стороны.
Пунктом 3.3 Строительных норм и правил РФ СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", утвержденных постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123, предусмотрено, что до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации.
Из пункта 6.2.3 СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 781) следует, что застройщик обеспечивает охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных данными нормами, другими действующими нормативными документами или местным органом самоуправления.
Таким образом, в случае, если строительство объекта осуществляется в населенном пункте (или на территории эксплуатируемого производственного объекта), строительная площадка должна быть огорожена забором.
Осуществляемое ответчиком строительство является временным явлением, после ввода в эксплуатацию жилого дома (последний пятый этап строительства), как пояснял ответчик, будет осуществлено комплексное благоустройство и открыт проезд (произведён демонтаж ограждений) по первому переулку Серафимовича для предоставления права неопределённому кругу лиц беспрепятственного прохода и проезда через часть земельного участка с кадастровым номером 54:35:064105:1351, в том числе в целях исполнения постановления мэрии города Новосибирска от 18.01.2017 N 158 "Об установлении публичного сервитута на земельный участок по улице Серафимовича".
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное апеллянтом не доказано.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что перекрытие ответчиком проезда и прохода по переулку первому Серафимовича имеет целью обеспечить безопасность жизни и здоровья людей и носит временный характер.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17662/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирский области.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17662/2021
Истец: Мэрия города Новосибирска
Ответчик: АО "СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ N43"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд