г. Самара |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А65-5139/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Некрасовой Е.Н., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан,
апелляционную жалобу Минлибаевой Олеси Николаевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2021 года по делу N А65-5139/2021 (судья Хафизов И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГСМ-Трейд", Сабинский район, пгт.Богатые Сабы
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц:
Минлибаевой Олеси Николаевны (ликвидатора/участника ООО "ОПАЛ"),
УФНС по РТ,
ООО "НК Синергия"
о признании незаконным решения о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица ООО "Опал" (ОГРН 1141690036256) путем его ликвидации (ГРН записи 2201601724883, дата внесения записи: 30.12.2020),
об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГСМ-Трейд" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (ответчик, инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица ООО "Опал" путем его ликвидации (ГРН записи 2201601724883, дата внесения записи 30.12.2020), об обязании устранить допущенные нарушения.
Определением от 06.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечена Минлибаева Олеся Николаевна (ликвидатор/участника ООО "ОПАЛ", третье лицо).
Определением от 28.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УФНС по РТ, ООО "НК Синергия".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица ООО "Опал" (ОГРН 1141690036256) путем его ликвидации (ГРН записи 2201601724883, дата внесения записи: 30.12.2020), на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N18 по РТ возложена устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления статуса ООО "Опал" (ОГРН 1141690036256), как действующего юридического лица.
В апелляционной жалобе Минлибаева О.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "ГСМ-Трейд" отказать.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебных акт об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Минлибаевой О.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено до 06.12.2021.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением явилось незаконное, по мнению ООО "ГСМ-Трейд", решение регистрирующего органа от 30.12.2020 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за N 2201601724883 о ликвидации юридического лица ООО "ОПАЛ" (далее - общество).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 декабря 2020 года конкурсным управляющим ООО "ГСМ-трейд" утвержден Шакиров Ирек Махмутович, заявитель имеет имущественные требования к ООО "ОПАЛ", сообщение о ликвидации ООО "Опал" было опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц 24.12.2020, в связи с чем, заявитель полагал, что сможет предъявить требования к ООО "Опал", однако 30.12.2020 ответчик ликвидировал ООО "ОПАЛ".
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), основание для их принятия, возложено на орган или лицо, их принявший(ее).
Основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (статьи 1, 11 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (Закон о государственной регистрации)).
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.
Так, в частности, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены.
Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
При этом в силу пункта 3 той же статьи названного Кодекса лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
Согласно пункту 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет пределы осуществления гражданских прав, устанавливая, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.11.2011 г. N 7075/11, установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника, внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица, и не произвел расчета по таким обязательствам.
Из материалов дела следует, что 12.08.2020 (вх. N 44353А) по электронным каналам связи от Минлибаевой Олеси Николаевны в Инспекцию были представлены следующие документы:
- уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, подписанное электронно-цифровой подписью Минлибаевой Олеси Николаевны;
- решение N 1 ООО "ОПАЛ" от 12.08.2020 о ликвидации общества и назначении ликвидатора.
На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, 19.08.2020 в ЕГРЮЛ за ГРН 2201601044621 была внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
ООО "ОПАЛ" было опубликовано сообщение о его ликвидации в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 35 (802) от 02.09.2020/105 с указанием следующего: "Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 422527, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН, НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ ПОСЕЛОК, УЛИЦА ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ДОМ 1А, тел.: 8(965)587-44-12, e-mail:kongo5@yandex.ru".
05.11.2020 (вх.N 63357А) по электронным каналам связи от Минлибаевой Олеси Николаевны в Инспекцию были представлены следующие документы:
- уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15001, подписанное электронно-цифровой подписью Минлибаевой Олеси Николаевны;
- решение N 2 ООО "ОПАЛ" от 05.11.2020 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
На основании данных документов 12.11.2020 в ЕГРЮЛ за ГРН 2201601438751 была внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
24.11.2020 (вх. N 67885А) по электронным каналам связи от Минлибаевой Олеси Николаевны в Инспекцию были представлены следующие документы:
- заявление о ликвидации по форме Р16001, подписанное электронно-цифровой подписью Минлибаевой Олеси Николаевны;
- решение N 3 ООО "ОПАЛ" от 12.11.2020;
- ликвидационный баланс на 12.11.2020.
На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, в том числе сведений о наличии судебных актов, о запрете совершения регистрационных действий, 30.12.2020 в ЕГРЮЛ за ГРН 2201601724883 была внесена запись о ликвидации юридического лица.
Суд первой инстанции сослался на следующее, что ООО "Опал" в процессе ликвидации надлежащим образом не исполнена обязанность по уведомлению кредиторов, в частности несвоевременно внесены сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСЮЛ), что привело к введению в заблуждение заявителя о сроке для представления требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 7 статьи 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.01 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень сведений, подлежащих обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Подпунктом "н5" пункта 7 статьи 7.1 Закона о регистрации предусмотрено, что обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежит уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом
Согласно пункту 8 статьи 7.1 ФЗ N 129 сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также иные сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим юридическим лицом, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Согласно п. 9 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в единый государственный реестр юридических лиц. Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, представляются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, без взимания платы.
Как указал суд первой инстанции, юридическому лицу требуется внести в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности уведомление о ликвидации с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, в течение трех рабочих дней с даты формирования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, юридическому лицу после представления сведений в налоговую инспекцию и внесения сведений в ЕФРСФДЮЛ, необходимо разместить объявление в "Вестнике государственной регистрации".
Согласно представленным сведениям оператора ЕФРСБ, 21.12.2020 в Реестре в личном кабинете пользователя ООО "ОПАЛ" (ИНН 1655293286, ОГРН 1141690036256) создано сообщение N 05749912 с типом "Ликвидация юридического лица".
Публикация сообщения произведена после поступления оплаты на счет Оператора Реестра и состоялась 24.12.2020 в 11:17 МСК со следующим текстом:
"Общество с ограниченной ответственностью "ОПАЛ" (ОГРН 1141690036256, ИНН 1655293286, КПП 164801001, место нахождения: 422527, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ ПОСЕЛОК, УЛИЦА ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ДОМ 1А, тел.: 8(965)587-44-12, e-mail: kongo5@yandex.ru) уведомляет о том, что единственным участником ООО "ОПАЛ" (Решение N 1 от 11.08.2020 года) принято решение о ликвидации ООО "ОПАЛ". Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 422527, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН, НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ ПОСЕЛОК УЛИЦА ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ДОМ 1А, тел.: 8(965)587-44-12, e-mail: kongo5@yandex.ru.".
При этом, указанное сообщение не содержало сведений о ликвидационной комиссии (ликвидаторе) ООО "Опал".
Как указал оператор ЕФРСБ, записи о статусе организации, внесенные в ЕФРСЮЛ на основе данных ЕГРЮЛ, отображаются в карточке компании в поле "Статус". Данные ЕГРЮЛ предоставляются из ФПС по мере поступления новых данных. Сведения обновляются еженедельно данными, полученными из ФКУ (Федеральное Казенное Учреждение) "Налог-Сервис". Сведения, вносимые Пользователями в Реестр, не проверяются, не редактируются и не корректируются Оператором. Ответственность за достоверность и корректность Сведений, внесенных в Реестр и размещенных в сети "Интернет", несет Пользователь, внесший соответствующие Сведения.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что ликвидатором ООО "ОПАЛ" несвоевременно и не в полном объеме размещены сведения в ЕФРСЮЛ о ликвидации юридического лица, что свидетельствует о неисполнении юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов.
Сам по себе факт публикации только в журнале "Вестник государственной регистрации" информации о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, внесении соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, по мнению суда первой инстанции, не свидетельствует о соблюдении ликвидатором установленного Законом о государственной регистрации порядка ликвидации.
Судом первой инстанции также учтено то обстоятельство, что конкурсным управляющим ООО "ГСМ-трейд" Шакиров Ирек Махмутович был утвержден лишь 08 декабря 2020 года. При этом, спорные сведения в ЕФРСЮЛ были опубликованы 24.12.2020. Соответственно, заявитель добросовестно полагал, что у него имеется два месяца с момента опубликования сведений в ЕФРСЮЛ и основания для обращения к регистрирующему органу с возражением относительно инициированного процесса ликвидации непосредственно до 30.12.2020 (дата ликвидации), у конкурсного управляющего отсутствовали.
Кроме того, как указал заявитель, исполняющим обязанности конкурсного управляющего несвоевременно были переданы документы, подтверждающие финансовые операции ООО "ГСМ-трейд", что не позволило ему своевременно сформировать требования к ООО "ОПАЛ".
Также судом первой инстанции отмечено, что в рассматриваемом случае заявитель обратился с настоящим заявлением, поскольку считает сделку между ООО "Опал" и ООО "ГСМ-Трейд" мнимой и наличия задолженности перед заявителем, единственным способом удовлетворения требований кредиторов, по утверждению заявителя, является оспаривание сделки и взыскание дебиторской задолженности.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к выводу, что принятие регистрирующим органом решения о ликвидации Общества не гарантирует эффективную защиту прав заявителя как кредитора Общества.
Поскольку юридическим лицом в процессе ликвидации не исполнена обязанность по уведомлению кредиторов указанным способом, а именно в ЕФРСЮЛ, при этом публикация сообщения с просрочкой, но с указанием возможности предъявить требования в течение 2 месяцев, могла ввести в заблуждение кредиторов, то суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данное обстоятельство следует рассматривать как нарушение процедуры ликвидации юридического лица.
Арбитражный апелляционный суд считает, что при вынесении решения судом первой инстанции допущено несоответствие выводов в нем изложенных, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права, что в соответствии с п.п.3,4 ч.1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 1 Закона N 129-ФЗ).
Ликвидация юридического лица, осуществляется в соответствии со статьями 61 -65 ГК РФ и главой VII Закон N 129-ФЗ
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган (п. 1 ст. 62 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 51 ГК РФ предусмотрено, что данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о нахождении юридического лица в процессе ликвидации.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Сведения о том, что юридическое лицо ООО "ОПАЛ" находится в процессе ликвидации были внесены в ЕГРЮЛ 19.08.2020 за ГРН 2201601044621.
Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также - Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц).
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежит, в том числе уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом (пп. н.5), п.7 ст. 7.1. Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 7.1. Закона N 129-ФЗ сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.
Согласно пп. "в" п. 7, п. 8.3, п.9 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не позднее чем в течение пяти дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРСЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Таким образом, все заинтересованные и иные лица были уведомлены о том, что юридическое лицо ООО "ОПАЛ" находится в процессе ликвидации посредством размещения данной информации в ЕГРЮЛ и ЕФРСЮЛ, являющимися открытыми и общедоступными информационными ресурсами.
В пункте 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу п. 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 NCA3-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Таким образом, двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов установлен ГК РФ и подлежит исчислению с момента опубликования сообщения в журнале "Вестник государственной регистрации".
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Сообщение о ликвидации ООО "ОПАЛ" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 02.09.2020, соответственно установленный ГК РФ двухмесячный срок для обращения кредиторов истекал 02.11.2020. Документы на государственную регистрацию в связи с ликвидацией юридического лица ООО "ОПАЛ" были представлены 24.11.2021. Запись о ликвидации юридического ООО "ОПАЛ" внесена в ЕГРЮЛ 30.12.2021, то есть по истечении месяца после представления документов на государственную регистрацию.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Согласно подпункту т) пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица при его ликвидации в соответствии с подпунктом т) пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ является невнесение юридическим лицом вышеуказанных сведений в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Позиция регистрирующего органа согласуется с позицией ФНС России, размещенной на официальном сайте ФНС России ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы "... "Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020.
Невнесение юридическим лицом вышеуказанных сведений в вышеназванный реестр является неисполнением юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов и в связи с этим основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
Вместе с тем, на момент представления документов на государственную регистрацию в связи с ликвидацией юридического лица ООО "ОПАЛ" уведомление о ликвидации было размещено в ЕФРСЮЛ. При этом сведения, указанные в уведомлении о ликвидации, размещенном в ЕФРСЮЛ, соответствовали сведениям, опубликованным в журнале "Вестник государственной регистрации", в котором было указано, что "Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 422527, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН, НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ ПОСЕЛОК, УЛИЦА ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ДОМ 1А, тел.: 8(965)587-44-12, e-mail:kongo5@yandex.ru".
Таким образом, у регистрирующего орган отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица ООО "ОПАЛ" в соответствии с подпунктом т) пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 64 ГК РФ, считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.
В адрес Инспекции 24.11.2020 поступили документы в связи с ликвидацией юридического лица ООО "ОПАЛ".
В связи с наличием в регистрирующем органе возражения ООО "Л-АКТИВ" в связи с ликвидацией юридического лица ООО "ОПАЛ" регистрирующим органом 30.11.2020 было принято решение о приостановлении государственной регистрации в соответствии с п. 4.4. статьи 9 Закона N 129-ФЗ на срок не более чем на один месяц.
Инспекцией в адрес ООО "Л-АКТИВ" было направлено письмо, в котором сообщалось, что в отношении представленных на государственную регистрацию ООО "ОПАЛ" документов было принято решение о приостановлении, а также, что в соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации послужит наличие в регистрирующем органе судебного акта о принятии искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации либо наличие запрета на совершение определенных регистрационных действий.
Однако в регистрирующий орган от ООО "Л-АКТИВ" возражений относительно государственной регистрации ликвидации юридического лица с приложением судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу ООО "ОПАЛ", находящемуся в процессе ликвидации не поступило.
Также в регистрирующем органе отсутствовали сведения о наличии судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий в отношении ООО "ОПАЛ", что послужило бы основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктом м) пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, при отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных п. 5 ст. 20, п.1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ Инспекцией было принято решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО "ОПАЛ".
При этом арбитражный апелляционный суд отмечает, что доказательств обращения ООО "ГСМ-Трейд" в арбитражный суд с иском к ликвидатору ООО "ОПАЛ" в регистрирующий орган не представлено. Намерение лица, как указывал заявитель при обращении в суд с настоящим заявлением, направить в суд заявление о признании сделки недействительной не свидетельствует о наличии обязательственных правоотношений. Мнимость сделки указывает на наличие в ней пороков, но никоим образом не свидетельствует о наличии обязательственных правоотношений между сторонами. Факт, что истец намерен оспаривать сделку как мнимую, свидетельствует о том, что сделка является заключенной, исполненной и действительной (пока не доказано иное).
Исходя из этого, на момент принятия решения о ликвидации Общества, утверждения промежуточного, а также ликвидационного баланса обязательственные отношения между сторонами не существовали (и не существуют), так как обязательства сторон были прекращены в связи с исполнением/истечением срока действия Договора.
Признание сделки недействительной является лишь одним из способов защиты права. Избрание определенного способа защиты не свидетельствует о наличии обязательственных правоотношений между сторонами. В данном случае только судебное решение о признании сделки недействительной может стать основанием для возникновения обязательственных отношений между сторонами (последствия применения сделки недействительной) (п. 2 ст. 307 ГК, ст. 8 ГК). Только после принятия указанного решения ООО "ГСМ-Трейд" могло бы стать кредитором ООО "Опал".
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2021 N А65-19450/2020.
В силу подп.2 п.5.1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица, требования не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд, считаются погашенными.
Таким образом, поскольку ООО "ГСМ-Трейд" не воспользовалось механизмом защиты интересов кредиторов, предусмотренным ГК РФ, данное общество утратило право на удовлетворение (погашение) своего требования в ходе процедуры ликвидации общества.
На момент принятия решения о ликвидации общества, утверждения промежуточного, а также ликвидационного баланса обязательственные отношения между сторонами не существовали.
Относительно вопроса о несвоевременном внесении сведений в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, арбитражный апелляционный суд отмечает следующее.
Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц утвержден Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178.
Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежит, в том числе уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом (пп. н.5), п.7 ст. 7.1. Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 7.1. Закона N 129-ФЗ сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.
В соответствии с абз. 1, п.1 ст. 63 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ и Приказом ФНС России NСАЭ-3-09/355@ от 16.06.2006 сведения о ликвидации ООО "ОПАЛ" опубликованы обществом в журнале "Вестник государственной регистрации" N35 ч. 1 (802) от 02.09.2020, который является официальным источником, в котором публикуются сведения подобного рода.
Согласно выходным данным журнала, существуют электронная и печатная версии. Пунктом 1 ст. 63 ГК РФ определено, что в состав публикуемых сведений о ликвидации юридического лица входят и сведения о порядке заявления требований его кредиторами.
Таким образом, все заинтересованные и иные лица были уведомлены о том, что юридическое лицо ООО "ОПАЛ" находится в процессе ликвидации посредством размещения данной информации в ЕГРЮЛ и ЕФРСЮЛ, являющимися открытыми и общедоступными информационными ресурсами.
Таким образом, двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов установлен ГК РФ и подлежит исчислению с момента опубликования сообщения в журнале "Вестник государственной регистрации".
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Сообщение о ликвидации ООО "ОПАЛ" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 02.09.2020, соответственно установленный ГК РФ двухмесячный срок для обращения кредиторов истекал 02.11.2020. Документы на государственную регистрацию в связи с ликвидацией юридического лица ООО "ОПАЛ" были представлены 24.11.2020. Запись о ликвидации юридического ООО "ОПАЛ" внесена в ЕГРЮЛ 30.12.2020, то есть по истечении месяца после представления документов на государственную регистрацию.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что заявитель добросовестно полагал, что у него имеется два месяца с момента опубликования сведений в ЕФРСЮЛ и основания для обращения к регистрирующему органу с возражением относительно инициированного процесса ликвидации непосредственно до 30.12.2020 у конкурсного управляющего отсутствовали, необоснован, поскольку ни Закон 129-ФЗ, ни ГК РФ не связывает момент назначения и своевременность передачи документов, подтверждающих финансовые операции.
Кроме того, императивные нормы ГК РФ о начале течения срока для предъявления требований не подлежат изменению даже при наличии опубликования идентичного сообщения в ЕФРСЮЛ после опубликования сведений в журнале "Вестник государственной регистрации".
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица ООО "Опал" (ОГРН 1141690036256) путем его ликвидации (ГРН записи 2201601724883, дата внесения записи: 30.12.2020).
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В рассматриваемом случае решение суда подлежит отмене по пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ и пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ как вынесенное при неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2021 года по делу N А65-5139/2021 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5139/2021
Истец: ООО "ГСМ-Трейд", г.Казань, ООО "ГСМ-Трейд", Сабинский район, пгт.Богатые Сабы
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: АО "Интерфакс", Минлибаева Олеся Николаевна, Минлибаева Олеся Николаевна, Зеленодольский район, п.Новониколаевский, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "НК "Синергия", ООО К/у "ГСМ-Трейд" Шакиров Ирек Махмутович, Управление Федеральной налоговой службы по РТ