г. Москва |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А41-45360/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен;
от ПАО "Россети Московский регион" - Ишбульдина Л.Г. представитель по доверенности от 10.11.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 17 сентября 2021 года по делу N А41-45360/21,
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к публичному акционерному обществу "Россети Московский регион"
о расторжении договора аренды лесного участка от 20.09.2013 N 50-0071-05-13-11
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", ответчик) о расторжении договора аренды от 20.09.2013 N 50-0071-05-13-11.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2021 года по делу N А41-45360/21 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 1 л. д. 97-98).
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ПАО "Россети Московский регион" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ПАО "Россети Московский регион", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Комитетом лесного хозяйства Московской области (арендодатель) и ПАО "Россети Московский регион" (арендатор) заключен договор аренды от 20.09.2013 N 50-0071-05-13-11 лесных участков общей площадью 0,2229 га, с местоположением: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, Наро-Фоминское лесничество, Вышегородское участковое лесничество, категория земель - земли лесного фонда, категория защитных лесов - лесопарковые зоны, зеленые зоны, вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Срок договора - до 19.09.2062 (т. 1 л. д. 14-19).
В силу подпунктом "в" пункта 3.4 договора аренды от 20.09.2013 N 50-0071-05-1311 арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течение 60 календарных дней с даты государственной регистрации договора.
В соответствии с Приказом от 14.12.2018 N 26П-2992 с 01.01.2019 вступил в силу новый лесохозяйственный регламент Наро-Фоминского лесничества Московской области, в связи с чем в адрес ПАО "Россети Московский регион" направлено уведомление от 26.11.2018 о разработке нового проекта освоения лесов (т. 1 л. д. 64-67).
В исковом заявлении истец ссылается на тот факт, что ответчик с 01.01.2019 использует лесной участок без утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение экспертизы.
Впоследствии проект освоения лесов ответчиком не представлен, свои обязательства по договору ответчик не исполнил, истец направил в адрес ответчика претензию от 17.05.2021 N Исх-1237/08 с требованиями о расторжении договора аренды (т. 1 л. д. 11-13).
Поскольку вышеназванная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 607 Г ГК РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Статьей 72 ЛК РФ предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Положения Лесного кодекса Российской Федерации устанавливают, что расторжение договора аренды лесного участка осуществляется по общим правилам гражданского и земельного законодательства, о чем прямо указано в пункте 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 619 ГК РФ договор аренды может быть досрочно расторгнут судом по требованию арендодателя в случае, если арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьями 450 и 619 ГК РФ, пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (пункт 2 статьи 64 ЛК РФ).
Согласно части 6 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Разделом II Приказа Рослесхоза России N 69 установлены требования к содержанию проекта освоения лесов, который должен включать в себя сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Из пункта 1 статьи 88 ЛК РФ следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Таким образом, лесным законодательством предусмотрено использование лесов только на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, и соответственно, его обязательное составление и направление на государственную экспертизу лицами, использующими леса.
Исходя из системного толкования статей 12, 24, 88 и 89 ЛК РФ, правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2015 по делу N 305-ЭС14-6477).
Таким образом, проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
В силу указанных норм правовым последствием использования арендатором лесного участка в отсутствии действующего проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы, и неразработкой его в установленный срок является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 14.12.2018 N 26П- 2992 утвержден лесохозяйственный регламент Наро-Фоминского лесничества Московской области, который вступил в силу 01.01.2019.
Между тем, в силу пункта 30 Приказа Рослесхоза России N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Статьей 45 ЛК РФ определен порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 договора аренды от 20.09.2013 N 50-0071-05-13-11 переданные лесные участки имеют вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, что соответствует целям предоставления участков - для реконструкции и эксплуатации опор ЛЭП 35-220 кВ.
Как следует из материалов дела, в связи с заключением договора аренды от 20.09.2013 N 50-0071-05-13-11 ПАО "Россети Московский регион" разработан проект освоения лесов от 2015 года, на который получено положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Комитета лесного хозяйства от 18.05.2016 N 27П-654. Пунктом 2 приказа установлено, что срок действия положительного заключения государственной экспертизы - на срок действия проекта освоения лесов.
Следовательно, в силу пункта 30 Приказа Рослесхоза России N 69 новый проект освоения лесов по договору аренды от 20.09.2013 N 50-0071-05-13-11 в связи со вступлением в силу нового лесохозяйственного регламента не подлежит разработке и утверждению.
Всесторонне и полно изучив вышеназванные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования о расторжении договора аренды от 20.09.2013 N 500071-05-13-11 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пункта 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2021 года по делу N А41-45360/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45360/2021
Истец: Комитет лесного хозяйства МО, ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"
Ответчик: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"