г. Москва |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А40-124843/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей В.Р. Валиева, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 октября 2021 года по делу N А40-124843/21, принятое судьей Коршиковой Е.В., по исковому заявлению акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (ОГРН: 1037739123696, ИНН: 7705424509) к Федеральной службе исполнения наказаний (ОГРН: 1047797031479, ИНН: 7706562710) третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" о взыскании задолженности, пени,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: извещен, представитель не явился;
от ответчика: Седень Д.С. по доверенности от 21.02.2020;
от третьего лица: извещен, представитель не явился.
УС Т А Н О В И Л:
Акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ответчик) в порядке субсидиарной ответственности за счет казны суммы задолженности за электроэнергию по договору энергоснабжения в размере 2 548 762 руб. 66 коп., пени в размере 117 301 руб. 50 коп. за период с 21.05.20219 года по 17.02.2020 года, пени на сумму основного долга в размере 1 426 427 руб. 81 коп., исходя из двукратной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, начиная с 18.02.2020 года по день фактической оплаты, пени в размере 19 350 руб. 79 коп. за период с 19.07.2019 года по 30.01.2020 года, пени на сумму основного долга в размере 298 142 руб. 66 коп., исходя из двукратной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, начиная с 31.01.2020 года по день фактической оплаты, пени в размере 46 515 руб. 70 коп. за период с 19.10.2019 года по 05.08.2020 года, в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от суммы основанного долга в размере 509 623 руб. 82 коп. за каждый день просрочки, начиная с 06.08.2020 года по день фактического исполнения обязательства, пени в размере 12 854 руб. 96 коп. за период с 20.08.2019 года по 12.11.2019 года, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от суммы основанного долга в размере 314 568 руб. 37 коп. за каждый день просрочки, начиная с 13.11.2019 года по день фактического исполнения обязательства (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 08 октября 2021 года по делу N А40-124843/21 Арбитражный суд города Москвы в иске отказал.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражал, решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без изменения.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.05.2020 г. по делу N А70-2186/2020 с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" в пользу Акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" по Договору энергоснабжения N ТС01ЭЭ0100025954 от 03.04.2019 взыскано 1 426 427 руб. 81 коп. основного долга, 117 301 руб. 50 коп. пени, 29 061 руб. возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины, всего 1 572 790 руб. 31 коп.; пени на сумму основного долга 1 426 427 руб. 81 коп. исходя из двукратной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, начиная с 18.02.2020 по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.03.2020 г. по делу N А70-21105/2019 с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" в пользу АО "ЭК "Восток" взыскано 298 142 руб. 66 коп. основного долга, 19 203 руб. 79 коп. пени, 9 350 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Также с ФКУ ИК N 1 УФСИН в пользу АО "ЭК "Восток" взысканы пени на сумму основного долга 298 142 руб. 66 коп. в размере двукратной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, начиная с 31.01.2020 по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.08.2020 г. по делу N А70-10834/2020 с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" в пользу акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" взыскано 509 623 руб. 82 коп. основного долга, 46 515 руб. 70 коп. пени, с последующим начислением пени с 06.08.2020 г. по день фактической оплаты долга с применением 1/130 ставки рефинансирования, а также 14 116 руб. государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.01.2020 г. по делу N А70-20298/2019 с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" в пользу АО "ЭК "Восток" взыскано 314 568 руб. 37 коп. основного долга, 12 854 руб. 96 коп. пени, 9 544 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга 314 568 руб. 37 коп. за каждый день просрочки, начиная с 13.11.2019 по день фактической оплаты долга.
На основании указанных судебных актов выданы исполнительные листы, которые предъявлены к исполнению в Управление Федерального казначейства по Тюменской области.
Уведомлениями Управление Федерального казначейства по Тюменской области в связи с истечением трехмесячного срока исполнения исполнительного документа проинформировало АО "Энергосбытовая компания "Восток" о неисполнении должником требований исполнительных документов и возможности отзыва исполнительного документа для предъявления исковых требований по неисполненным исполнительным документам к главному распорядителю средств соответствующего бюджета, в ведении которого находится должник.
Претензии, направленные в адрес ответчика о возмещении убытков в порядке субсидиарной ответственности, оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно подп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Исходя из положений статьи 6, пункта 2 статьи 21, пункта 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, а, следовательно, в данном случае является субсидиарным должником по обязательствам учреждения - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области".
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 161 БК РФ казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном листе, в соответствии с БК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В частности, главой 24.1 БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке: такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. N 10247/10). При этом указанные положения бюджетного законодательства предусматривают лишь особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание на средства бюджетов по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, но не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, в том числе основания для взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности.
В силу части 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы. В связи с этим предъявление требования о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности возможно только, если отсутствует реальная возможность взыскания присужденной суммы с должника.
В силу положений пункта 4 статьи 50 ГК РФ и пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, к которой относится и казенное учреждение, может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 298 ГК РФ и пунктом 3 статьи 161 БК РФ казенные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Уставом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области предусмотрено такое право.
В силу части 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право, в том числе распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Денежные средства за выполненные казенными учреждениями системы исполнения наказаний работы, оказанные услуги, реализованные товары фактически перечисляются покупателями на счет Федерального казначейства с возможностью их использования учреждением в последующем в переделах лимитов бюджетных обязательств как средства соответствующего бюджета.
Таким образом, в случае образования задолженности при недостаточном бюджетом финансировании на ее погашение могут быть направлены денежные средства, получаемые федеральным казенным учреждением от приносящей доход деятельности, которую оно осуществляет в соответствии со своим уставом (постановления Президиума ВАС РФ от 26.09.2000 N 1703/00, от 26.09.2000 N 4492/00).
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ ФСИН России несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения только при недостаточности денежных средств у казенного учреждения.
Материалами дела подтверждено, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, как основной должник, имеет возможность погасить соответствующую задолженность перед АО "Энергосбытовая компания "Восток".
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих отзыв исполнительных листов из УФК по Тюменской области. Следовательно, обстоятельства, предусмотренные пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, необходимые для наступления субсидиарной ответственности ФСИН России, не наступили.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанций установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2021 года по делу N А40-124843/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124843/2021
Истец: АО "ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ "ВОСТОК"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 1 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"