г. Вологда |
|
15 декабря 2021 г. |
Дело N А44-2081/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 декабря 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Селивановой Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Боровичская центральная районная больница" Пешко Н.С. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Боровичская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 октября 2021 года по делу N А44-2081/2021,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области (ОГРН 1025300804088, ИНН 5321028840; адрес: 173015, Новгородская область, Великий Новгород, улица Октябрьская, дом 12, корпус 1; далее - фонд, ТФОМС) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Боровичская центральная районная больница" (ОГРН 1195321001919, ИНН 5320028090; адрес: 174406, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, площадь 1 мая, дом 2а; далее - учреждение, ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ") о взыскании 4 464 808 руб. 51 коп. денежных средств, использованных не по целевому назначению, 446 480 руб. 85 коп. штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), а также 211 892 руб. 37 коп. пеней, начисленных за период с 03.09.2020 по 03.08.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Новгородской области (ОГРН 1025300805166, ИНН 5321028960; адрес: 173005, Новгородская область, Великий Новгород, Победы-Софийская площадь, дом 1, офис 463; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 04 октября 2021 года по делу N А44-2081/2021 с учреждения в пользу фонда взыскано 4 464 808 руб. 51 коп. денежных средств, использованных не по целевому назначению, 89 296 руб. 17 коп. штрафа за нецелевое использование средств ОМС, а также 211 892 руб. 37 коп. пеней, начисленных за период с 03.09.2020 по 03.08.2021. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что фондом и судом первой инстанции не принято внимание то обстоятельство, что денежные средства ОМС использованы по целевому назначению.
ТФОМС в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании приказов от 29.06.2020 N 136-АХВ, от 24.07.2020 N 155-АХВ плановой комплексной проверки деятельности учреждения по вопросам целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 (том 1, листы 31-32), фондом составлен акт проверки от 07.08.2020 (том 1, листы 34-59).
При этом в ходе проверки ТФОМС установил и отразил в этом акте, что учреждением допущено нецелевое использование средств ОМС на оплату расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программы ОМС, на общую сумму 4 904 950 руб. 75 коп. (возмещение командировочных расходов - 62 364 руб. 80 коп., оплата товарно-материальных ценностей, работ, услуг - 43 627 руб., перемещение нефинансовых активов - 4 832 руб. 98 коп.; выплата заработной платы с начислениями - 4 794 125 руб. 97 коп.).
В связи с выявленными нарушениями фондом в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) учреждению направлено требование от 18.08.2020 N 08-06/1541 о возврате в бюджет фонда в течение 10-ти рабочих дней с момента получения настоящего требования 4 904 950 руб. 75 коп. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, уплате 490 495 руб. 08 коп. штрафа. Этим требованием ТФОМС также проинформировало учреждение об его обязанности при неисполнении требования в срок уплатить пени в порядке части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (том 1, листы 68-69).
Платежными поручениями от 31.08.2020 N 813608 и N 813605 учреждение возвратило 440 142 руб. 24 коп., а также направило в адрес фонда письмо 02.09.2020 "Об исполнении требования от 18.08.2020 исх. N 08-06/1541", в котором выразило свою позицию о необоснованности требования фонда о возврате 4 464 808 руб. 51 коп., направленных на выплату стимулирующих выплат медицинским работникам учреждения.
Поскольку средства ОМС, пени и штраф учреждением не уплачены, фонд обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции счел иск подлежащим удовлетворению частично связи с наличием обстоятельств для снижения размера заявленного ко взысканию штрафа.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
По смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с положениями статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 указанного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 6, пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, пунктов 2 и 3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; предъявляет медицинской организации требования о возврате в бюджет фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой обязательного медицинского страхования и устанавливается Законом N 326-ФЗ.
По мнению учреждения, им не допущено нецелевого использования средств ОМС, поскольку спорные выплаты стимулирующего характера произведены медицинским работникам, фактически оказывающих медицинскую помощь, в том числе и в рамках ОМС.
С такой позицией правомерно не согласился суд первой инстанции в связи со следующим.
В рассматриваемом случае в ходе проверки установлено, что на основании приказов главного врача работникам учреждения в августе 2019 года осуществлены выплаты стимулирующего характера за проведенные медицинские услуги в виде дополнительных (премиальных) выплат за госпитализацию, за посещение, за проведенное исследование, за диспансеризацию, профилактический осмотр и т.д., которые не включены в систему оплаты труда учреждения.
В связи с этим фонд пришел к выводу о нецелевом использовании учреждением 4 464 808 руб. 51 руб. (в том числе начисленные страховые взносы в сумме 1 035 616 руб. 11 коп.) средств ОМС.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи установлена частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и действительно включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с пунктами 192, 193, 196 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС, Правила N 108н), в расчет тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию включаются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера.
В развитие положений Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Новгородской области от 12.03.2014 N 160 "О системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Новгородской области" на территории Новгородской области постановлением Министерства здравоохранения Новгородской области от 27.12.2018 N 3 утверждено Примерное положение об оплате труда работников медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Новгородской области (далее - Положение N 3, Положение об оплате).
В силу пункта 1.1 указанного Положения N 3 оно призвано обеспечить единообразие в вопросах оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Новгородской области.
Пунктом 5.2 Положения об оплате, действующим в 2019 году, определено, что рекомендуются только следующие выплаты: а) надбавка за наличие квалификационной категории; б) выплата за интенсивность и высокие результаты работы; в) выплата работникам за выслугу лет; г) персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу); д) надбавка к окладу (должностному окладу) работающим в учреждениях, находящихся в сельской местности; е) премиальные выплаты по итогам работы (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Возможность установления стимулирующих выплат при этом закреплена в пунктах 5.3 и 5.4 Положения N 3, однако в силу изложенных в них положений такие выплаты и их размер устанавливаются с учетом квалификации работника, качества работ. В целях стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников к достижению целей медицинским организациям также возможно установление выплаты за интенсивность и высокие результаты работы с учетом выполнения установленных критериев эффективности работы по показателям деятельности, позволяющим оценить результативность и качество их работы.
При этом размеры и условия осуществления выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
В рассматриваемом случае коллективным договором, положением об оплате труда такие выплаты на дату их осуществления не были установлены, что не отрицается и подателем жалобы.
Фактически к трудовым договорам заключены дополнительные соглашения, предусматривающие дополнительные (премиальные) выплаты в фиксированной сумме за каждую принятую к оплате госпитализацию, случай неотложной помощи и т.д.
В материалах дела усматривается, что коллективный договор от 07.12.2017 N 47, Положение об оплате труда работников ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" и Положение о порядке премирования работников ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ", являющиеся приложениями 2 и 3 к коллективному договору, утратили силу с 01.03.2019 и также не предусматривали выплаты стимулирующего характера за проведенные медицинские услуги в виде дополнительных (премиальных) выплат в фиксированной сумме за каждую принятую к оплате госпитализацию, случай неотложной помощи и т.д.
В связи с этим суд первой инстанции правильно отметил, что денежные средства, выплаченные в августе 2019 года работникам ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" на основании приказов главного врача учреждения и дополнительных соглашений к трудовым договорам в качестве стимулирующих выплаты произведены учреждением в отсутствии действующей системы оплаты труда.
Поскольку указанные выплаты не включены в систему оплаты труда ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ", не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС, то их установление и выплата не соответствуют статье 35 Закона N 326-ФЗ, пунктам 192, 193, 196 Правил ОМС и статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации, что с учетом положений части 1 статьи 306.4. БК РФ свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
При таких обстоятельствах требования фонда о взыскании с учреждения 4 464 808 руб. 51 руб. задолженности, 211 892 руб. 37 коп. пеней удовлетворены правомерно. При этом доводов относительно расчета указанных сумм, а также периода расчета пеней подателем жалобы не приведено.
Снижая начисленный в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ размер штрафа за нецелевое использование средств с 446 480 руб. 85 коп. до 89 290 руб. 17 руб., суд первой инстанции правильно установил, что такое наказание будет отвечать тяжести содеянного и иметь предупредительное, а не карательное значение. Оснований не согласиться с выводами суда в указанной части суд апелляционной инстанции также не усматривает.
Все заявленные ГОБУЗ Боровичская ЦРБ" доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Новгородской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 октября 2021 года по делу N А44-2081/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Боровичская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2081/2021
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области
Ответчик: ГОБУЗ "БОРОВИЧСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Новгородской области, 14 Арбитражный апелляционный суд