город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2021 г. |
дело N А53-5989/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Ефремова К.Ю. по доверенности от 26 августа 2020 г., от ответчика: представитель Дудко Г.В. по доверенности от 11 января 2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22 июля 2021 года по делу N А53-5989/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское ПАТП-2" к ответчику: Министерству финансов Ростовской области, при участии третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области, муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства", Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска, Администрации города Волгодонска, о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Ростовской области о взыскании убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр в размере 7 306 245 рублей 11 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2021 с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" взысканы убытки в размере 8 005 108 рублей 15 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, апеллянт обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Ростовской области обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемых периодах истцом не представлено, истцом не представлено относимых, допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что в заявленный период у истца возникли выпадающие доходы в заявленном размере, ООО "Волгодонское ПАТП-2" не оспаривает факт получения компенсации, исчисленной в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232. Договорные обязательства Департаментом исполнены в полном объеме и на условиях, которые были подписаны. Также ответчик указывает, что Областными законами, установившими льготы, не предусмотрена последующая компенсация в виде неполученной от потребителей платы, равная тарифу. Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 в целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта льготной категории граждан, установлен порядок и объем возмещения затрат перевозчикам, связанных с их перевозкой, путем выпуска, выдачи единого проездного талона и перечисления денежных средств предприятиям, заключивших соответствующие договоры в объемах стоимости выданных единых проездных талонов. Поэтому в силу постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 и заключенных договоров истец вправе претендовать на получение максимальной суммы возмещения, равной общей стоимости выданных единых проездных талонов независимо от количества поездок, совершенных льготной категории граждан. Исковые требования являются своеобразной попыткой одностороннего пересмотра заключенных договоров, что с учетом вышеуказанного нормативно - правового регулирования является недопустимым.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в г. Волгодонске.
На основании постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 Истец (ООО "Волгодонское ПАТП-2", перевозчик) заключены договоры с Департаментом Труда и социального развития Администрации г. Волгодонска N 18 от 31.05.2019, N 6 от 17.01.2020 и N 5 от 15.01.2021 на 2019,2020 и 2021 года.
Согласно вышеуказанным договорам, во исполнение Постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232, перевозчик предоставляет услуги по перевозке отдельных категорий граждан (далее - граждане), оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Ростовской области в соответствии с Областными законами Ростовской области: от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", от 22.10.2004 N 164-3С "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", от 20.09.2007 N 763-3G "О ветеранах труда Ростовской области" в рамках предоставления Департаментом мер социальной поддержки гражданам по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а Департамент возмещает расходы Перевозчику за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) граждан, в пределах ассигнований, предусмотренных-на эти цели в областном бюджете/на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов о фактически предоставленных услугах по перевозке отдельных категорий граждан, которые определены Сторонами в Приложении 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
В силу пункта 1.2 договора, численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым заказчику отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, имеющих единые проездные талоны на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, ежемесячно представляемых Департаменту муниципальным казенным учреждением департамент строительства и городского хозяйства.
Согласно пункта 1.2 договора, цена договора определяется на весь срок его действия Сторонами в соответствии с уведомлением (Приложение 2), которое является неотъемлемой частью настоящего договора. При изменении лимитов бюджетных обязательств на предусмотренные договором цели, Департамент направляет Перевозчику соответствующее уведомление.
С 01.01.2019 Постановлением Администрации города Волгодонска N 2909 от 19.12.2018 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 20 рублей за проезд 1-го пассажира. Тариф действует по настоящее время. Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется на основании утвержденных периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 1747 от 10.07.2019 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенных в мае 2019 года, применяемых с 01.07.2019.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 3129 от 23.12.2019 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенных в ноябре 2019 года, применяемых с 01.01.2020.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 1214 от 18.06.2020 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенных в мае 2020 года, применяемых с 01.07.2020.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 2534 от 02.12.2020 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения (в том числе к садовым и огородным участкам в г. Волгодонске).
С января 2019 года по апрель 2021 года общество оказывало услуги по бесплатному проезду льготным категориям граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске.
При этом понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан были заказчикам компенсированы не в полном объеме.
Истец направил в Департамент труда и социального развития г. Волгодонска претензию о возмещении убытков, в виде неполученной платы за фактическую перевозку льготных категорий пассажиров, включенных в региональный регистр, на основании подписанных сторонами ежемесячных актов (исх. N 58 от 07.08.2020).
В ответ на полученную претензию Департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска письмом исх. N 52.4.7/01-06/2533 от 10.09.2020 указал, что предложенная схема расчетов не соответствует заключенным договорам, ввиду чего задолженность перед обществом отсутствует.
Согласно расчету истца общая сумма убытков составила 8 005 108,15 руб., в том числе за 2019 - 4 487 672,32 рублей, за 2020 - 2 649 333,64 рублей, за период с января по апрель 2021 года - 868 102,19 рублей, в редакции уточненных требований.
Полагая, что убытки в виде названной суммы недофинансирования, понесенные в результате оказания услуг по перевозке граждан льготных категорий, подлежат взысканию с Ростовской области, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Как указано в пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
На региональном уровне были приняты областные законы N 163-ЗС, N 164-ЗС и N 175-ЗС от 22.10.2004, в соответствии с которыми финансированием мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, подвергшихся репрессиям, осуществляется за счет средств бюджета Ростовской области.
20.09.2007 принят закон Ростовской области N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", в соответствии с которым ветеранам труда РО также предоставляются льготы по бесплатному проезду в городском транспорте и финансирование этих льгот осуществляется за счет средств бюджета Ростовской области.
Также, во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 было утверждено положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказание социальной поддержки.
Порядок расходования средств областного бюджета (далее по тексту "Порядок") на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
На основании постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 ООО "Волгодонское ПАТП-2" заключены договоры с Департаментом Труда и социального развития Администрации г. Волгодонска N 18 от 31.05.2019 г., N 6 от 17.01.2020 г. и N 5 от 15.01.2021 г. на 2019,2020 и 2021 года.
Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска принял на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, отнесенным к региональным льготникам, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2019,2020 и 2021 годах.
Таким образом, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе общество с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие -2", имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы в силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Как верно указано судом первой инстанции, на территории Ростовской области не определен порядок и методика расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан и стоимостью единого социального проездного билета, а в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Вместе с тем с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, в данном случае ввиду отсутствия установленного на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Согласно материалам дела, количество фактически перевезенных граждан льготной категории, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Ростовской области, определяется Департаментом труда и социального развития Администрации г. Волгодонска и МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" на основании данных натурных обследований пассажиропотока в г. Волгодонске утвержденных постановлением Администрации г. Волгодонска и отражается в ежемесячных двусторонних актах, подписанных сторонами.
Истцом представлены отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты, акты сверки о фактическом возмещении расходов ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" по перевозке в общественном транспорте региональных льготников за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на городских маршрутах на основании договоров N 18 от 31.05.2019, N 6 от 17.01.2020 и N 5 от 15.01.2021.
На основании указанных документов истец произвел расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников регионального реестра в январь 2019 - апрель 2021 годах.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом и признан верным.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что размер непокрытых расходов по перевозке граждан, включенных в региональный регистр (региональных льготников) составляет 8 005 108,15 рублей.
Министерство не представило доказательства опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных граждан.
В качестве убытков заявлена межтарифная разница - стоимость проезда по установленному тарифу и стоимость оплаченного проезда льготников.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Доказательств оплаты спорной задолженности ответчиком не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в судебных актах по аналогичным спорам (дело N А53-22596/2018, N А53-8961/2019, А53-26567/2019, А53-31223/2020).
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22 июля 2021 года по делу А53-5989/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5989/2021
Истец: ООО "ВОЛГОДОНСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ-2", ООО "Волгодонское ПАТП-2"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ВОЛГОДОНСКА, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска, Министерство труда и социального развития РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства, Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства"