гор. Самара |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А65-13001/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 декабря 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в открытом судебном заседании 15 декабря 2021 года в зале N 7 дело N А65-13001/2021 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Порабковича Евгения Петровича (ИНН 165042306350), РТ, гор. Набережные Челны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, гор. Казань
третье лицо: Янборисов Альберт Ахатевич
о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности по заявлению Порабковича Е.П. о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности земельных участков в соответствии с соглашением о перераспределении от 03.02.2021, выраженного в уведомлении от 04.03.2021 N КУВД001/2021-5857486/1 государственного регистратора Касумовой Э.В. Кызы,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Индивидуальный предприниматель Порабкович Евгений Петрович обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности по заявлению Порабковича Е.П. и Янборисова А.Х. о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности земельных участков в соответствии с соглашением о перераспределении от 03.02.2021, выраженного в уведомлении от 04.03.2021 N КУВД-001/2021-5857486/1 государственного регистратора Касумовой Э.В. Кызы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2021 заявление ИП Порабковича Е.П. удовлетворено. Признано незаконным приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности по заявлению Порабковича Е.П. о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности земельных участков в соответствии с соглашением о перераспределении от 03.02.2021, выраженное в уведомлении от 04.03.2021 N КУВД-001/2021-5857486/1 государственного регистратора Касумовой Э.В. Кызы и суд обязал Управление Росреестра по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 11.10.2021 на 10 час. 20 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 18.10.2021 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А65-13001/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и назначил предварительное судебное заседание на 01.11.2021 на 10 час. 50 мин. В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Янборисова Альберта Ахатевича.
При этом, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что принятым судом первой инстанции решением затрагиваются права и законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле, Янборисова А.А., поскольку в арбитражный суд заявитель обратился с требованием о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности по заявлению Порабковича Е.П. о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности земельных участков в соответствии с соглашением о перераспределении от 03.02.2021 земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:131401:38 (принадлежит Янборисову А.А.) и 16:39:131401:389 (принадлежит Порабковичу Е.П.). Земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:131401:38 и 16:39:131401:389 являются смежными.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции посчитал необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1. статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 21.10.2021 изменены дата и время предварительного судебного заседания на 24.11.2021 на 15 час. 45 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и назначил судебное заседание на 15.12.2021 на 09 час. 10 мин.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
От третьего лица Янборисова А.А. в материалы дела поступил отзыв, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ИП Порабковичу Е.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:39:131401:389, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Калмиинское сельское поселение, площадью - 22 885 кв.м (уточненная) с видом разрешенного использования - "Для дачного строительства".
Гражданину Янборисову А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:39:131401:38, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, 131401/38, площадью - 50 000 кв.м (уточненная) с видом разрешенного использования - "Для ведения крестьянско-фермерского хозяйства".
17.02.2021 ИП Порабкович Е.П. обратился с заявлением в Центральный филиал по гор. Набережные Челны государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в Республике Татарстан N MFC-0635/2021-105958-1 о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права собственности с приложением Межевого плана от 17.02.2021, подготовленного кадастровым инженером Шокуровой Н.Н. и соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:131401:38 и 16:39:131401:389 с целью выравнивания смежной границы, заключенного 03.02.2021.
Уведомлением от 04.03.2021 N КУВД-001/2021-5857486/1 Управление сообщило заявителю о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-5857486/1 в связи с тем, что в представленном межевом плане в электронном виде (XML-файл) и в схеме расположения в электронном виде разрешенное использование образуемого земельного участка не соответствует исходному земельному участку.
В соответствии с представленным заявителем на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права Межевым планом от 17.02.2021 образуются земельные участки с разрешенным использованием "для дачного строительства" и "для ведения крестьянско-фермерского хозяйства".
Образуемые в результате перераспределения земельные участки должны иметь то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.
На основании изложенного, Управление Росреестра по РТ пришло к выводу, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, перераспределяемые земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:131401:38, 16:39:131401:389 имеют разные виды разрешенного использования: земельный участок с кадастровым номером 16:39:131401:38 - "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", земельный участок с кадастровым номером 16:39:131401:389 - "для дачного строительства", следовательно имеются основания для приостановления государственной регистрации права сроком до 03.12.2021.
Не согласившись с приостановлением государственной регистрации прав, предприниматель подал заявление в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по РТ.
Решением N 30-07/12 от 15.04.2021 апелляционная комиссия отклонила заявление предпринимателя об обжаловании решения о приостановлении государственной регистрации права, указав следующее.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", который утратил силу с 05.04.2021, но действовал в момент принятия обжалуемого решения, а также Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N ЖТ/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вступившим в силу 05.04.2021 вид разрешенного использования Ведение сельского хозяйства включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, т.е. не предполагает строительство жилой застройки.
Наименование вида разрешенного использования: жилая застройка позволяет размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1.
Апелляционная комиссия при Управлении Росреестра по РТ усмотрела несоответствие видов разрешенного использования преобразуемых земельных участков, в том числе отнесение видов разрешенного использования к различным кодам классификатора, в связи с чем, решение государственного регистратора о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 04.03.2021 N КУВД-001/2021-5857486 признала обоснованным.
Заявитель, полагая что граница земельных участков с кадастровым номерами 16:39:131401:38 и 16:39:131401:389 является ломанной, что не позволяет собственникам указанных земельных участков более рационально их использовать; а также, ссылаясь на то, что между собственниками названных земельных участков, Порабковичем Е.П. и Янборисовым А.А. заключено соглашение от 03.02.2021 о перераспределении земельных участков с целью выравнивания смежной границы, в соответствии с межевым планом, в вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:131401:38 и 16:39:131401:389 сохранят свои виды разрешенного использовании, обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности по заявлению Порабковича Е.П. о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности земельных участков в соответствии с соглашением о перераспределении от 03.02.2021, выраженного в уведомлении от 04.03.2021 N КУВД001/2021-5857486/1.
Проверив материалы дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, в совокупности с исследованными доказательствами, арбитражный апелляционный суд считает, что требования Индивидуального предпринимателя Порабковича Евгения Петровича подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка акта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
Порядок государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав урегулирован Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ) и форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При кадастровом учете участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ИП Порабковичу Е.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:39:131401:389, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Калмиинское сельское поселение, площадью - 22 885 кв.м (уточненная) с видом разрешенного использования - "для дачного строительства".
Гражданину Янборисову А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:39:131401:38, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, 131401/38, площадью - 50 000 кв.м (уточненная) с видом разрешенного использования - "для ведения крестьянско-фермерского хозяйства".
03.02.2021 между заявителем и гражданином Янборисовым А.А. заключено соглашение о перераспределении границ исходных земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:131401:389 и 16:39:131401:38 путем образования двух земельных участков площадями 22 885 кв.м и 50 000 кв.м в границах плана (чертежа) прилагаемого к соглашению, находящиеся по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район на землях, находящихся в ведении Тукаевского муниципального района РТ, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
Уведомлением от 04.03.2021 N КУВД-001/2021-5857486/1 Управление сообщило заявителю о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-5857486/1 в связи с тем, что в представленном межевом плане в электронном виде (XML-файл) и в схеме расположения в электронном виде разрешенное использование образуемого земельного участка не соответствует исходному земельному участку. В соответствии с представленным заявителем на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права Межевым планом от 17.02.2021 образуются земельные участки с разрешенным использованием "для дачного строительства" и "для ведения крестьянско-фермерского хозяйства".
При этом судом учтено, что при выполнении кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:131401:38, 16:39:131401:389, расположенных: Российская Федерация, Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Калмиинское сельское поселение, выявлено, что вновь образуемые земельные участки формируются в территориальной, жилой зоне Ж1П (зона перспективной жилой застройки).
Согласно правоустанавливающим документам, приложенных в межевой план, общая площадь исходных земельных участков составила 72 885 кв.м, общая площадь образуемых земельных участков составила 72 885 кв.м, оценка расхождения 0 кв.м.
По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 16:39:131401:38 расположен на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения крестьянско-фермерского хозяйства".
По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 16:39:131401:389 расположен на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства".
В результате кадастровых работ в связи с перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:131401:38, 16:39:131401:389 вновь образуемым земельным участкам присвоены характеристики основного исходного земельного участка, в соответствии с его местоположением координат и площади.
Таким образом, судом установлено, что образуемому земельному участку с условным кадастровым номером 16:39:131401:ЗУ1 сохранено разрешенное использование и площадь исходного земельного участка с кадастровым номером 16:39:131401:389 - "для дачного строительства", площадь составила 22 885 кв.м; образуемому земельному участку с условным кадастровым номером 16:39:131401:ЗУ2 сохранено разрешенное использование и площадь исходного земельного участка с кадастровым номером 16:39:131401:38 - "для ведения крестьянско-фермерского хозяйства", площадь составила 50 000 кв.м.
Правилами землепользования и застройки Муниципального образования "Калмиинское сельское поселение" Тукаевского Муниципального района РТ, для земельных участков расположенных в зоне Ж1П, с видом разрешенного использования "для дачного строительства", минимальный, максимальный размер земельных участков не установлен. Так же, Решением Тукаевского муниципального района РТ от 27.10.2006 N 8/10 "Об утверждении предельных размеров земельных участков" минимальный, максимальный размер земельных участков не установлен.
В результате межевых работ выявлено несоответствие границ исходных земельных участков с границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:000000:495 и 16:39:131401:125, сведения о которых внесены в базу данных ГКН, имеющих уточненные границы и площадь.
В результате данных сведений, вновь образуемые земельные участки пересекают границу смежных земельных участков на величину менее 1 см.
Кадастровым инженером Шокуровой Н.Н. принято решение смежную границу вновь образуемого земельного участка с условным кадастровым номером 16:39:131401:ЗУ1 и 16:39:131401:ЗУ2 задвинуть внутрь от границы исходного земельного участка в пределах средней квадратической погрешности местоположения характерных точек границ для земель сельскохозяйственного назначения Mt = 0,20 м.
Согласно письму ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ N 6911-12 от 05.06.2014, каталоги координат на образуемые земельные участки сформированы с устранением пересечений. Доступ к вновь образуемым земельным участкам осуществляется через земли общего пользования. Вновь образуемые земельные участки формируются аналитическим методом определения координат, поэтому в межевом плане не указаны дата выполненного при проведении кадастровых работ обследования состояния наружного знака пункта и слова "сохранился", "не обнаружен" или "утрачен".
На вновь образуемых земельных участках объекты капитального строительства не зарегистрированы.
Согласно п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
Исходя из положений п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса также установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Учитывая изложенное, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны выбирается соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Калмиинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в ред. от 22.02.2017 N 1/1, которые устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения настоящих Правил и внесения в них изменений в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, создают условия рационального использования территории муниципального образования "Калмиинское сельское поселение" с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности, планировки, застройки и благоустройства территории муниципального образования "Калмиинское сельское поселение", развития программ жилищного строительства, производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, бережного природопользования.
Согласно п. 35 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Калмиинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, земельные участки 16:39:131401:38, 16:39:131401:389 входят в состав одной территориальной зоны Ж1П - "Зона перспективной жилой застройки".
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:131401:38 и 16:39:131401:389 имеют одну категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что перераспределение земельных участков с разными видами разрешенного использования, находящихся в одной территориальной зоне не противоречит нормам Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации и не является основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Тот факт, что вид разрешенного использования спорных земельных участков, принадлежащих на праве собственности как ИП Порабковичу, так и гр. Янборисову А.А. различен, но при этом относятся к одной территориальной зоне, не может быть расценен как обстоятельство, препятствующее перераспределению земельного участка.
Доказательств несоответствия межевого плана от 17.02.2021 N 20-21 градостроительным регламентам и нормам отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, а также несоответствия документации по планировке территории, ответчиком в материалы дела не представлено
Обращение заявителя с заявлением в адрес ответчика о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности земельных участков в соответствии с соглашением о перераспределении от 03.02.2021 направлено на устранение недостатков в пользовании принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 16:39:131401:389.
Кроме того, в письме от 22.12.2020 N 11-01153/20 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии указала (т. 1 л.д. 11 - 12):
"Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Учитывая, что в соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение является одним из способов образования земельных участков, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется с учетом требований статей 11.2 и 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отмечаем, что основания, при которых соглашение о перераспределении не может быть заключено, предусмотрены пунктами 7, 8 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом указанные положения не содержат оснований для отказа в перераспределении земельных участков в случае, если у перераспределяемых земельных участков различные виды разрешенного использования.
По мнению Управления, различие видов разрешенного использования перераспределяемых между собой земельных участков не является препятствием для перераспределения таких земельных участков. При этом в таком случае за образованными земельными участками сохраняется разрешенное использование исходных земельных участков (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации)".
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице.
Из межевого плана от 17.02.2021 N 20-21 установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:131401:389 и 16:39:131401:38 имеют вклинивания и изломанность границ.
Тем самым целью перераспределения земли в данном случае является исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Следовательно, заключенное между заявителем и гр. Янборисовым А.А. соглашение от 03.02.2021 о перераспределении границ исходных земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:131401:389 и 16:39:131401:38 устраняет вклинивания и изломанности границ.
Ссылка Управления на судебную практику, не может быть принята во внимание, поскольку приведенные в качестве примера судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах и доказательствах, отличных от установленных по настоящему делу.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по РТ отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, для приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, и, следовательно, оспариваемое уведомление от 04.03.2021 N КУВД-001/2021-5857486/1 Управления Росреестра по РТ не основано на нормах права, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия в реализации права - государственной регистрации права собственности по заявлению Порабковича Е.П. о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности земельных участков в соответствии с соглашением о перераспределении от 03.02.2021.
Кроме того, суд с учетом требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат распределению в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2021, принятое по делу N А65-13001/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявление Индивидуального предпринимателя Порабковича Евгения Петровича удовлетворить.
Признать незаконным приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности по заявлению Порабковича Е.П. о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности земельных участков в соответствии с соглашением о перераспределении от 03.02.2021, выраженное в уведомлении от 04.03.2021 N КУВД-001/2021-5857486/1 государственного регистратора Касумовой Э.В.Кызы и обязать Управление Росреестра по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Росреестра по Республики Татарстан в пользу Индивидуального предпринимателя Порабковича Евгения Петровича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13001/2021
Истец: ИП Порабкович Евгений Петрович, г.Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан ( Управление Росреестра по РТ), г.Казань
Третье лицо: Янборисов Альберт Ахатевич, 11 ААС РФ