г. Москва |
|
23 декабря 2021 г. |
Дело N А41-55081/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Левинсон Ю.А.
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - Муниципального бюджетного учреждения "Меркурий" - извещено, представитель не явился извещено, представитель не явился
от административного органа по делу - Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области - Степушина Мария Александровна, по доверенности от 10.11.2021,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2021 по делу N А41-55081/20 по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Меркурий" к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение "Меркурий" (далее - заявитель, МБУ "Меркурий") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области ТО N 18 (далее - заинтересованное лицо, Госадмтехнадзор Московской области) с требованием об отмене постановления от 13.08.2020 N 18/1182/125, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 Закона Московской области от 04 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.01.2021 по делу N А41- 55081/2020, в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано, Постановлением Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А41-55081/2020, оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.08.2021, решение Арбитражного суда от 12.01.2021 и постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А41-55081/2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Муниципального бюджетного учреждения "Меркурий", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 05.08.2020 сотрудником Главного управления государственного административно- технического надзора Московской области ТО N 18 на основании информационного письма от 23.07.2020, в порядке проведения наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, в присутствии свидетеля с применением фотосъемки проведен осмотр прилегающей территории к дому N 3 по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Белоозерский, ул. 60 лет Октября.
В ходе осмотра выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области: ненадлежащее содержание тротуаров у дома 3 по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Белоозерский, ул. 60 лет Октября.
По результатам осмотра составлен акт осмотра территории (объекта) от 25.08.2020 N 18/1182/125 (л.д. 30, 31).
12 августа 2020 года консультантом территориального отдела N 18 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области, старшим государственным инспектором а области охраны окружающей среды Московской области Сосаревым Д.И. в отношении МБУ "Меркурий" составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что по адресу Московская область, г.о. Воскресенск, п. Белоозерский, ул.60 лет Октября, д.3, имеются в наличии разрушения и выбоины на пешеходном тротуаре глубиной от 3 до 10 см., общей площадью до 15 м2. Ответственным за содержание пешеходных тротуаров является МБУ "Меркурий".
За данное административное правонарушение предусмотрена ответственность частью 1 статьи 6.7 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-03 "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя МБУ "Меркурий".
13 августа 2020 года консультантом территориального отдела N 18 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области, старшим государственным инспектором а области охраны окружающей среды Московской области Сосаревым Д.И. в отношении МБУ "Меркурий" рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, вынесено постановление об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 6.7 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-03, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя юридического лица.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав в обоснование заявленных требований, что МБУ "Меркурий" не является организацией, ответственной за обслуживание тротуара у дома 3 по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Белоозерский, ул. 60 лет Октября, а как следствие и надлежащим субъектом ответственности за выявленные правонарушения, представил Схему закрепления границ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Статьей. 26.1 КоАП РФ установлено, что наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Госадмтехнадзор Московской области осуществляет государственный административно-технический надзор за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области в форме ежедневного мониторинга за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области независимо от их принадлежности физическим или юридическим лицам, а также проводит работу по предупреждению административных правонарушений в этой сфере.
Таким образом, оспариваемые постановления вынесены уполномоченным должностным лицом Госадмтехнадзора.
В соответствии с частью 1 статьи 6.7 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ ненадлежащее состояние или содержание дорог, улиц, других площадей и территорий, обочин дорог, кюветов и иных элементов дорог, полосы отвода, подъездных путей, тротуаров, внутриквартальных и внутридворовых проездов, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, выраженное в отсутствии проведения необходимого ремонта, поврежденном или загрязненном состоянии бортового (бордюрного) камня, отсутствии твердого покрытия подъездных путей к складам, автостоянкам, объектам торговли и снабжения, строительным и контейнерным площадкам и другим местам погрузки-разгрузки и производства работ в границах закрепленных земельных участков, если это установлено требованиями нормативных правовых актов Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, технической документацией по объекту влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 15 000 до 30 000 рублей.
Согласно Закона Московской области N 191/2014-03 от 30 декабря 2014 года "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области":
В соответствии ч. 10 ст. 56 юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В силу ч. 2 ст. 8 установлено, что улицы и дороги включают в себя следующие элементы благоустройства: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждения опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства).
Частью 1 ст. 68 п. л) - обязанность по содержанию дворовой территории многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, - на эксплуатирующие организации.
В соответствии ч. 1 ст. 69 собственники (правообладатели) зданий, помещений в них, строений, сооружений, земельных участков участвуют в содержании прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, муниципальными правовыми актами.
Минимальный перечень видов работ по содержанию прилегающих территорий включает в себя:
-содержание зеленых насаждений, покос газонов и иной травянистой растительности;
-содержание малых архитектурных форм, уличного коммунально-бытового оборудования;
-очистка территорий от загрязнений;
-содержание покрытия дорожек пешеходных коммуникаций.
Из материалов дела следует, что между Муниципальным учреждением Администрация муниципального образования "Городское поселение Белоозерский" Воскресенского муниципального района Московской области (далее - Ссудодатель) и Муниципальное бюджетное учреждение "Меркурий" (далее - Ссудополучатель), заключен Договор от 02.12.2019N 1/20-БМ безвозмездного пользования муниципальным имуществом (далее - Договор), а также Дополнительное соглашение от 31.12.2019 N 1 (далее - Дополнительное соглашение). Согласно Договору, а также Дополнительному соглашению на Ссудополучателя возложены обязанности по поддержанию полученного имущества в исправном состоянии включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также нести все расходы на его содержание. Срок действия соглашений с 02.12.2019 по 01.12.2024. В приложении N 2 к Дополнительному соглашению безвозмездного пользования муниципальным имуществом в разделе тротуары, парковки вдоль внутриквартального дорог пункта 2 указан тротуар вдоль ул. 60 лет Октября г. Белозерский г.о. Воскресенск Московской области.
В приложении N 2 к Дополнительному соглашению безвозмездного пользования муниципальным имуществом в разделе "тротуары, парковки вдоль внутриквартального дорог" указан тротуар вдоль ул. 60 лет Октября поселок Белоозерский Воскресенского района Московской области протяженность -1,4 км, ширина - 3 м, асфальт; протяженность - 0,6 км, ширина - 2,7 м, бетон, 1978 г. (в столбце 6 "Индивидуализирующие характеристики имущества" описание тротуара), а тротуар, на котором выявлены разрушения и выбоины глубиной от 3 до 10 см., общей площадью до 15 м2, примыкает к палисаднику дома N 3 по адресу: Московская область, г.о. Воскресенск, п. Белоозерский, ул. 60 лет Октября, имеет ширину 1,2 м. и является придомовой территорией дома N 3, т.е. общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. ст. 36, 39, п.2. ст. 161, ст. 162 ЖК РФ общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме N 3 по вышеуказанному адресу обслуживает управляющая компания МУП "СЕЗ-Белоозерский". Следовательно, МБУ "Меркурий" не является надлежащим лицом, в отношении которого было возбуждено дело об административной ответственности.
При этом в деле имеется схема разграничения (подведомственности) территории п. Белоозерский (л.д. 7), согласно которой, рассматриваемая территория отнесена к ответственности другого муниципального учреждения МУП "СЕЗ-Белоозерский", которое и является эксплуатирующей организацией этой дворовой территории.
Доводы Административного органа о том, что в обязанности МУП "СЕЗ- Белоозерский" входит только санитарное содержание придомовой территории, не состоятельны и ничем не подтверждены.
Административный орган указывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030104:3307 согласно Договора от 02.12.2019 N 1/20-БМ безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также Дополнительного соглашения от 31.12.2019 N 1 находится в безвозмездном пользовании МБУ "Меркурий". Этот довод не соответствует действительности, т.к. в данном Договоре вообще не указан кадастровый номер передаваемых объектов. Тротуар, на котором выявлены нарушения, примыкает к палисаднику дома N 3 по адресу: Московская область, г.о. Воскресенск, п. Белоозерский, ул. 60 лет Октября не стоит на кадастровом учете.
В соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области" юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области.
Границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания, сооружения, а также прилегающей территории, установленной правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Закона. Обязанность по уборке и содержанию территорий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), физических лиц и прилегающей территории на расстоянии 5 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, - на собственника, владельца или пользователя указанной территории.
Согласно п. л) части 1 статьи 68 вышеназванного Закона:
Обязанность по уборке и содержанию дворовой территории многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов возложена на эксплуатирующие организации, т.е. на МУП "СЕЗ- Белоозерский".
При указанных обстоятельствах МБУ "Меркурий" не является надлежащим субъектом, вменяемого правонарушения. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях Общества события и состава
При указанных обстоятельствах МБУ "Меркурий" не является надлежащим субъектом, вменяемого правонарушения. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 Закона Московской области от 04 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ.
Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное обстоятельствах, Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2021 по делу N А41-55081/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55081/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МЕРКУРИЙ"
Ответчик: Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24257/2021
29.10.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55081/20
16.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14044/2021
02.03.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1020/2021
12.01.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55081/20