г. Киров |
|
27 декабря 2021 г. |
Дело N А82-3206/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
без участия представителей сторон, третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.10.2021 по делу N А82-3206/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Суворовское" (ИНН 7621009506; ОГРН 1127627000511)
к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (ИНН 7621003800; ОГРН 1027601598617)
при участии в деле третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
о признании незаконным бездействия администрации, об обязании внести изменения в Генеральный план сельского поселения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Суворовское" (далее - заявитель, Общество, ООО "Суворовское") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, выразившегося в невнесении изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское с установлением функциональной зоны "зона специального назначения" для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112901:1168 по заявлению ООО "Суворовское" от 11.12.2019, об обязании администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области внести изменения в Генеральный план сельского поселения Некрасовское с установлением функциональной зоны "зона специального назначения" для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112907:1168 по заявлению ООО "Суворовское" от 11.12.2019 в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.10.2021 заявленные требования удовлетворены частично: суд первой инстанции признал незаконным бездействие администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области в период с марта 2020 года по февраль 2021 года, с мая 2021 года по сентябрь 2021 года при рассмотрении заявления ООО "Суворовское" от 11.12.2019; обязал администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную исполнить необходимые действия по заявлению ООО "Суворовское" от 11.12.2019; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции в обжалуемом решении не указал, какие нормы права нарушены ответчиком. Также Администрация полагает, что возложение судом обязанности на ответчика по осуществлению действий, направленных на внесение изменений в Генеральный план, представляет собой вмешательство в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий. В апелляционной жалобе ее заявитель обращает внимание суда на то, что утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относится к компетенции Думы Некрасовского муниципального района, в связи с чем Администрация не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными денежными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Кроме того Администрация ссылается на неисполнимость обжалуемого судебного акта в связи с не указанием судом конкретных действий, которые следует совершить Администрации, отсутствие в законодательстве предельных сроков проведения спорной процедуры.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.11.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.11.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Суворовское" является собственником земельного участка с кадастровым номером 76:09:112901:1168. Указанный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается сведениями ЕГРН.
Заявитель с 2012 года является обладателем лицензии ЯРО 00074 ТЭ на пользование недрами. Согласно Условиям пользования недрами, являющимися приложением N 1 к лицензии, недропользователю предоставлено право на геологическое изучение, разведку и добычу на месторождении песка Суворовское. Участок недр имеет статус горного отвода и расположен в 3 км к юго-востоку от райцентра п. Некрасовское, в 45 км от центра г. Ярославль, Некрасовский МР, Ярославская область. Дата окончания действия лицензии - 01.04.2025.
Поскольку добыча песка производится на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям промышленности, недропользователем приняты меры по изменению категории земель.
11.12.2019 заявитель обратился в Администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области с заявлением о внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское и установлении (изменении) зоны земельного участка с кадастровым номером 76:09:112907:1168 площадью 327 620 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская обл., Некрасовский р-н, Левашовский сельский округ в земли промышленности для дальнейшего перевода земельного участка в категорию земель промышленности. К ходатайству был приложен комплект документов, предусмотренный приложением N 2 к постановлению Правительства области от 27.01.2012 N 36-п.
По заявлению Общества Администрацией проведены следующие действия.
Постановлением администрации Некрасовского муниципального района от 15.01.2020 N 18 на 11.02.2020 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское в части установления функциональной зоны - "зона специального назначения" для земельных участков, в том числе для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112907:1168.
11.02.2020 состоялись публичные слушания по установлению функциональной зоны "зона специального назначения", решено подготовить проект по внесению изменения в Генеральный план сельского поселения Некрасовское в части внесения изменений в Карту границ функциональных зон для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112907:1168.
22.05.2020 заявитель письменно обратился к Главе администрации Некрасовского муниципального района за предоставлением разъяснений по завершению процедуры перевода земельного участка с кадастровым номером 76:09:112907:1168 из одной категории в другую с просьбой указать конкретные сроки окончания процедуры.
Письмом от 29.06.2020 Администрацией дан ответ, что в настоящее время проводится работа по внесению проектов документов в Федеральную государственную систему территориального планирования РФ для проведения процедуры согласования по внесению изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское.
Далее между сторонами велась переписка аналогичного содержания.
14.09.2020 Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области издан приказ N 152 о приостановлении права пользования участком недр местного значения по лицензии ЯРО 00074 ТЭ (далее - приказ). Приказом на шесть месяцев приостановлено право пользования недрами, предоставленное заявителю по лицензии ЯРО 00074 ТЭ, зарегистрированной 22.06.2012, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча на месторождении песка Суворовское, расположенном в 3 км к юго-востоку от райцентра п. Некрасовское, в 45 км от центра г. Ярославль, Некрасовский MP, Ярославская область, в связи с нарушением ООО "Суворовское" существенных условий лицензии в части несоблюдения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 7.1 Условий пользования недрами к лицензии ЯРО 00074 ТЭ), то есть в связи с осуществлением добычи недр на землях сельскохозяйственного назначения.
Так как разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина является основным видом деятельности заявителя, бездействие Администрации Некрасовского муниципального района в части невнесения изменений в Генеральный план поселения для последующего перевода земельного участка в другую категорию, заявитель считает нарушающим его права и законные интересы, поскольку делает невозможным осуществление заявителем предпринимательской деятельности.
Указанное явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии со стороны Администрации незаконного бездействия, выразившегося в невнесении изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское с установлением функциональной зоны "зона специального назначения" для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112901:1168 по заявлению ООО "Суворовское" от 11.12.2019.
В силу части 1 статьи 25.1 Закона РФ "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), одним из принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
На основании статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, недропользование не относится к видам сельскохозяйственного использования земельных участков (отнесено к виду производственная деятельность).
Статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации также не предусматривает использование земель сельскохозяйственного назначения в целях добычи полезных ископаемых.
Согласно положениям части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с положениями статей 2 - 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земельных участков из одной категории земель в другую осуществляется компетентным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании соответствующего ходатайства заинтересованного лица и в удовлетворении такого ходатайства может быть отказано, в том числе, в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).
В части 1 статьи 3 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 1 ГрК РФ определено, что под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).
На основании части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Положениями статьи 24 ГрК РФ регламентирован порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа.
В соответствии с частью 1 приведенной нормы ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24 ГрК РФ).
На основании части 11 статьи 24 ГрК РФ при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Согласно части 12 статьи 24 ГрК РФ протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии с частью 16 статьи 24 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В силу части 17 статьи 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в следующих случаях:
1) в соответствии с документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на территориях поселения, городского округа;
2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;
3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства суд первой инстанции заключил, что процесс внесения изменений в генеральный план предусматривает многостадийную процедуру, которая начинается принятием решения о подготовке внесения изменений в генеральный план, включает стадию публичных слушаний и заканчивается утверждением проекта внесения изменений в генеральный план.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по заявлению Общества Администрацией в феврале 2020 года проведены публичные слушания. Согласно протоколу от 11.02.2020 проведения публичных слушаний решено подготовить проект по внесению изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское в части внесения изменений в Карту границ функциональных зон для земельных участков с кадастровыми номерами 76:09:112901:1168, 76:09112901:1153, 76:09:112901:28.
25.03.2021 между КУМИ Администрации Некрасовского муниципального района (заказчик) и ООО "СК "Геометрия" заключен контракт на кадастровые работы и составление в различных форматах карт границ населенных пунктов, функциональных зон, планируемого размещения объектов местного значения сельского поселения Некрасовское.
Согласно письменным пояснениям Администрации от 14.09.2021, представленным в суд первой инстанции, работы в рамках муниципального контракта от 25.03.2021 приняты в установленном законе порядке 27.04.2021, о чем составлен акт сдачи-приемки выполненных работ.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия ответчиком мер по внесению изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское в период с марта 2020 года (т.е. период после проведения публичных слушаний в феврале 2020 года) по февраль 2021 года (т.е. период до заключения контракта в марте 2021 года), с мая 2021 года (т.е. после получения результата работ в апреле 2021) по сентябрь 2021 года (дата пояснений ответчика по проведенной работе), суд первой инстанции справедливо удовлетворил требования заявителя в части указанных периодов и отказал в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции подробно проанализирована процедура внесения изменений в Генеральный план и установлено, что своим противоправным бездействием Администрация после проведения публичных слушаний по вопросу изменения функциональной зоны, в том числе для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112901:1168, в нарушение требований статей 24, 25 ГрК РФ не приняла мер по внесению изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское в обозначенной Обществом части.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области в период с марта 2020 года по февраль 2021 года, с мая 2021 года по сентябрь 2021 года, выразившегося в невнесении изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское с установлением функциональной зоны "зона специального назначения" для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112901:1168 по заявлению ООО "Суворовское" от 11.12.2019.
В силу положений части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3).
По смыслу положений главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 309-КГ16-4912, от 28.12.2017 N 310-КГ17-19983).
Указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения арбитражного суда, без чего оно не может считаться полным и законным.
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд должен сам определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Из изложенного следует, что, признав ненормативный правовой акт публичного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного соответствующим актом, и быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Необходимо также отметить, что по смыслу статьи 2 АПК РФ, судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеприведенные нормативные положения, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции находит правомерной избранную судом первой инстанции правовосстановительную меру в виде возложения на ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную исполнить необходимые действия по заявлению ООО "Суворовское" от 11.12.2019.
В рассматриваемом случае ответчик хотя и обязан принять меры по внесению изменений в генеральный план сельского поселения Некрасовское, но до согласования проекта генерального плана с уполномоченным органом не может быть принужден принять меры по утверждению. Учитывая, что процедура утверждения генерального плана подробно регламентирована градостроительным законодательством, суд первой инстанции справедливо установил Администрации общий срок для принятия всех необходимых мер для принятия решения по заявлению Общества от 11.12.2019. Иной подход в рассматриваемой ситуации будет свидетельствовать о непропорциональном вмешательстве суда в деятельность органа местного самоуправления.
Доводы Администрации о незаконности решения ввиду отсутствия в законодательстве предельного срока осуществления процедуры по внесению изменений в градостроительный план, подлежат отклонению, поскольку заинтересованное лицо не может быть лишено права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 1 статьи 4 АПК РФ). Учитывая, что предельные сроки осуществления процедуры по внесению изменений в Генеральный план сельского поселения законодательно не установлены, суд первой инстанции при избрании правовосстановительной меры справедливо исходил из разумных сроков, которые в данном конкретном случае определены судом в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того суд апелляционной инстанции учитывает, что Администрация не указала срок, который, по ее мнению, является достаточным для проведения спорной процедуры.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается правомерность и обоснованность заявленных Обществом требований, отсутствие в бюджете средств на проведение мероприятий по утверждению генерального плана не имеет правового значения применительно к исполнению Администрацией поименованной выше обязанности. Из содержания приведенных выше норм градостроительного законодательства не следует, что ответчик при наличии протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, положительного заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний вправе отказаться от исполнения возложенной на него обязанности по принятию мер к утверждению изменений в генеральный план. Вопреки доводам Администрации в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. В рассматриваемом случае Администрацией не представлено доказательств совершения действий, направленных на урегулирование финансового вопроса по корректировке бюджета, в том числе действий, направленных на внесение изменений в решение Думы Некрасовского муниципального района "О бюджете Некрасовского муниципального района на 2020 год плановый период 2021-2022 годов".
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.10.2021 по делу N А82-3206/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.10.2021 по делу N А82-3206/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3206/2021
Истец: ООО "Суворовское"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НЕКРАСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8014/2022
27.10.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8316/2022
24.10.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7456/2022
27.12.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9514/2021
17.10.2021 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-3206/2021