г. Вологда |
|
29 декабря 2021 г. |
Дело N А66-7503/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 декабря 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Карьер Вески" представителя Шураевой И.В. по доверенности от 14.12.2021, от правительства Тверской области представителя Травкной О.Н. по доверенности от 09.12.2019 N 176, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области представителя Кузьменко О.Ю. по доверенности от 26.11.2019 N 70-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференций апелляционную жалобу правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2021 года по делу N А66-7503/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьер Вески" (адрес: 171216, Тверская область, Лихославльский район, деревня Вески, улица Боровикова, дом 9, помещение 2; ИНН 6931010570, ОГРН 1206900003045; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Тверской области (адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого благоверного князя Михаила Тверского, дом 1; ИНН 6905000054, ОГРН 1026900587702; далее - Правительство), выразившегося в непринятии в установленный законом срок акта по результатам рассмотрения ходатайства Общества от 05.04.2021 N 20 о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровым номером 69:19:0000025:1729, в категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, возложить на Правительство обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять акт по результатам рассмотрения ходатайства Общества.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Правительство, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого благоверного князя Михаила Тверского, дом 2; ИНН 6905003320, ОГРН 1026900561071; далее - Министерство), Ершов Роман Владимирович (адрес: 170002, город Тверь), Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; ИНН 6950015221, ОГРН 1066950063905; далее - Министерство природных ресурсов), Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области (адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; ИНН 6952313181, ОГРН 1176952018650), администрация Лихославльского района Тверской области (адрес: 171210, Тверская область, Лихославльский район, город Лихославль, улица Первомайская, дом 6; ИНН 6931001103, ОГРН 1026901914522).
Решением суда от 31.08.2021 требования удовлетворены.
Правительство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд неправильно применил Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2011 N 262-рп (далее - Регламент N 262-рп), пункт 12 Положения о Межведомтсвенной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 04.10.2011 N 61-пп, Регламент Правительства Тверской области, утвержденный постановлением губернатора Тверской области от 02.08.2018 N 75-пг. Министерство подтвердило наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному вынесению им ходатайства Общества на рассмотрение комиссии, а в дальнейшем и Правительства, которое не имело в распоряжении документов, связанных с рассмотрением ходатайства заявителя, а также протокола заседания комиссии по результатам рассмотрения данного ходатайства.
Министерство в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции, а также представитель Правительства в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Министерство природных ресурсов в отзыве на жалобу поддержало изложенные в ней доводы и требования, просило ее удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества, Правительства, Министерства, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия ТВЕ 00426 ТЭ на разведку и добычу кварцевых песков формовочных и строительных на участке "Вески". Лицензия выдана со сроком действия до 01.06.2041.
Собственником земельного участка, общей площадью 381 114 кв.м, кадастровым номером 69:19:0000025:1729, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельского хозяйства, расположенного по адресу: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи деревни Крючково (свидетельства о государственной регистрации права от 10.04.2012 и от 07.04.2012), является Ершов Р.В.
Ершов Р.В. (арендодатель) и Общество (арендатор) 09.01.2021 заключили договор аренды земельного участка, общей площадью 381 114 кв.м, кадастровым номером 69:19:0000025:1729, расположенного по адресу: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи деревни Крючково, из категории земель сельскохозяйственного назначения, сроком на шесть лет. Участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Ершов Р.В. 01.04.2021 выразил согласие о переводе земельного участка, общей площадью 381 114 кв.м, кадастровым номером 69:19:0000025:1729, расположенного по адресу: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи деревни Крючково, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения указанного земельного участка.
Общество 05.04.2021 обратилось в Правительство с ходатайством о переводе земельного участка, общей площадью 381 114 кв.м, кадастровым номером 69:19:0000025:1729, расположенного по адресу: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи деревни Крючково, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Отметка о получении обращения проставлена на первом листе ходатайства.
Министерство 17.05.2021 сообщило Обществу, что ходатайство о переводе земельного участка планируется рассмотреть на заседании Межведомственной комиссии.
Поскольку решение по ходатайству о переводе земельного участка по истечении установленного законом двухмесячного срока не принято, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Исходя из подпункта 4 пункта 1 названной статьи перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением принадлежащих Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В пункте 4 указанной статьи перечислены документы, которые также должны быть приложены к ходатайству.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 Закона N 172-ФЗ при наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо приложенные к ходатайству документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям земельного законодательства, оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Согласно пункту 4 этой статьи решение по результатам рассмотрения ходатайства должно быть принято исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Из материалов дела видно, что ходатайство заявителя по истечение тридцати дней со дня его поступления в Правительство не возвращено заявителю без рассмотрения и в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства решения по нему не принято.
Как правильно указал суд первой инстанции, начиная с 06.06.2021 Правительство допустило незаконное бездействие, выразившееся в непринятии в установленный законом срок акта по результатам рассмотрения ходатайства Общества о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровым номером 69:19:0000025:1759, площадью 381 114 кв.м, по адресу: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи деревни Крючково, в категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вопреки положениям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Правительство не доказало наличие объективных препятствий для своевременного принятия решения по указанному ходатайству. Доказательств того, что имели место обстоятельства, которые не позволили в указанный срок рассмотреть обращение и направить заявителю положительный или отрицательный ответ, запросить дополнительные документы, не представлено.
Ссылку Правительства и Министерства на установленный региональным законодательством порядок рассмотрения ходатайств об изменении категории земель в обоснование не рассмотрения данного ходатайства Общества, суд первой инстанции правомерно отклонил. Срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ, является императивно установленным и не может быть продлен по усмотрению органа, уполномоченного на принятие решения по итогам рассмотрения ходатайства заявителя о переводе земельного участка.
Согласно пунктам 3, 24 Регламента N 262-рп ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую подается заинтересованным лицом в Правительство. Согласование и принятие Правительством проекта распоряжения о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляются в порядке, установленном нормативным правовым актом Тверской области.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу вышеназванных правовых норм именно Правительство является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным принимать властно-распорядительный акт по итогам рассмотрения ходатайства заявителя о переводе земельного участка из одной категории в другую. Обязанность соблюдения данного срока возлагается на орган, уполномоченный на принятие акта о переводе земель в иную категорию или об отказе в таком переводе, независимо от действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка взаимодействия отраслевых органов при рассмотрении вопроса об изменении категории земель земельного участка.
Доводы Правительства и Министерства о невозможности рассмотрения данного вопроса в настоящее время и преждевременности рассмотрения спорного вопроса на заседании комиссии ввиду содержащейся в рецензиях противоречивой информации правомерно не приняты судом первой инстанции в силу установленного императивно пунктом 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ срока рассмотрения ходатайства.
Апелляционная инстанция полагает, что в данном случае с учетом обращения Общества в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Правительство) еще в апреле 2021 года с соответствующим заявлением (ходатайством), не рассмотрение его как до момента обращения с заявлением в арбитражный суд, до принятия решения суда по настоящему делу, а также до настоящего времени, явно свидетельствует о немотивированном бездействии указанного органа. Такое бездействие вносит неопределенность во взаимоотношения и взаимодействие Общества как хозяйствующего субъекта, участника гражданский правоотношений, и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, такие взаимоотношения должны быть открытыми, прозрачными и понятными (в том числе по срокам рассмотрения) всем участникам, что в данном случае не достугнуто.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось. Заявление удовлетворено правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы - Правительства и изложенные в отзывах пояснения Министерства, Министерства природных ресурсов, которые поддерживают жалобу Правительства, направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2021 года по делу N А66-7503/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7503/2021
Истец: ООО "Карьер Вески"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Лихославьского района Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Ершов Роман Владимирович, Минестерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министрество имущественных и земельных отношений Тверской области