г. Москва |
|
29 декабря 2021 г. |
Дело N А40-123570/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.В.Захаровой,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2021, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-123570/21, по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 155 559 руб. 08 коп. долга, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2020 г. по день фактической уплаты денежных средств, исходя из размера процентов, определяемых ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, на основании ст.ст. 309, 310, 395 ГК РФ.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 18.06.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене на основании следующего.
Как усматривается из материалов дела, между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Заказчик) заключены государственные контракты на оказание услуг по обеспечению и выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 21.11.2019 N 257/6/10529/3685773 (сроком действия на оказание услуг с 15.10.2019 по 31.12.2020), от 10.12.2020 N 257/6/11296/4181427 (сроком действия на оказание услуг с 21.09.2020 по 31.12.2021).
В соответствие с Контрактами получателями услуг являются воинские части, учреждения и организации, подведомственные Заказчику или определенные им в качестве уполномоченных на получение услуг.
Согласно п. 5.4 Контрактов для оказания услуг по организации воинских и специальных перевозок используется привлеченный железнодорожный подвижной состав на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особенностей тарификации, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствие с п. 5.8 Контракта окончанием привлечения подвижного состава и контейнеров, для оплаты в рамках Контракта, является дата завершения грузовой операции или возврата привлеченного вагона после выгрузки.
В обоснование исковых требований истец указал следующее.
За период с августа по декабрь 2020 года Заказчик воспользовался привлеченным железнодорожным подвижным составом для перевозки грузов по накладным Формы-2 N N Т279201, Х077110, Х077108, Х077109, Х203754, М583687, М583702, Х306488, Х306479, Х306465, Х306458, Х306453, Х449543, Х306467, М583705, Х166896, Т279175, Т279160, Х166871, Х138412, Х138413, Х138415, Т279237, Х449560, Х449556, Х449509, Х449505, Х449535, Х449526, Х306452, Х306478, Х306493, Х449579, Х421571, Х421569, Х421570, Х306316. Х306317. Оригиналы находятся у Заказчика.
Для компенсации времени пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями и не учтенных сроком перевозки по накладным Исполнителем были начислены и предъявлены для подписания Заказчику в лице Юго-Восточного управления военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации (далее -ЮВУ ВОСО) накопительные ведомости ф. ФДУ-92 N N 031247 от 03.12.2020, 031248 от 03.12.2020, 081205 от 08.12.2020, 221226 от 22.12.2020, 221227 от 22.12.2020, 211289 от 24.12.2020, 301207 от 30.12.2020, 221207 от 24.12.2020, 241215 от 24.12.2020, 251234 от 25.12.2020, 251235 от 25.12.2020, 251237 от 25.12.2020, 251236 от 25.12.2020, 251238 от 25.12.2020, 301118 от 30.11.2020, 301119 от 30.11.2020, 021233 от 02.12.2020, 021234 от 02.12.2020, 021235 от 02.12.2020, 021237 от 02.12.2020, 021239 от 02.12.2020, 031264 от 03.12.2020, 031266 от 03.12.2020, 051295 от 05.12.2020, 101243 от 10.12.2020, 101244 от 10.12.2020, 101245 от 10.12.2020, 101246 от 10.12.2020.
Накопительные ведомости ф. ФДУ-92 N N 031247, 031248, 081205, 221226, 221227, 211289, 301207, 221207, 241215, 251234, 251235, 251237, 251236, 251238 на общую сумму 120 279,08 руб. (с учетом НДС) Заказчиком не подписаны и не оплачены.
Об отказе от подписания составлены акты общей формы ГУ-23 от 3.12.2020 N N 3/950, 3/947, от 8.12.2020 N 2/630, от 22.12.2020 NN 2/421, 2/425, от 24.12.2020 N2/138, от 30.12.2020 N> 2/138, от 22.12.2020 N 2, от 24.12.2020 N 3, от 25.12.2020 NN 5, 6, 7, 8, 9.
Накопительные ведомости ф. ФДУ-92 N N 301118, 301119, 021233, 021234, 021235, 021237, 021239, 031264, 031266, 051295, 101243, 101244, 101245, 101246 на общую сумму 101 803,20 руб. (с учетом НДС) Заказчиком подписаны, но не акцептованы по предъявленным Актам оказанных услуг: N 66 от 30.11.2020 (повторно 67/2 от 05.12.2020) - счет N 66 от 30.11.2020 на сумму 9 484,80 руб., N 67 от 05.12.2020 - счет N 67 от 05.12.2020 на сумму 54 537,60 руб., N 68 от 10.12.2020 - счет N 68 от 10.12.2020 на сумму 37 780,80 рубля.
Также подписаны Заказчикам с учетом неакцептованных сумм Сводные Акты оказанных услуг за ноябрь и декабрь 2020 года, составленные на период начисления по накопительным ведомостям платы за пользование в период с августа по декабрь 2020 года привлеченным подвижным составом.
Положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 установлено, что использование привлеченного подвижного состава для организации воинских перевозок осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка.
При этом особенности тарификации, установленные данным постановлением, касаются только порядка формирования стоимости вагонной составляющей в случае использования привлеченного подвижного состава.
Особенности тарификации состоит в замене вагоносоставляющей, заложенной в Прейскуранте N 10-01 (Тарифного руководства N 1), Тарифном руководстве N 2 на стоимость пользования привлеченным подвижным составом, как при перевозке, так и при задержке вагонов общего парка под грузовыми операциями за сутки.
Обязанность грузоотправителя/грузополучателя оплачивать время нахождения у них вагонов/контейнеров общего парка, в том числе вагонов привлеченных для воинских и специальных перевозок, при задержке подачи вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя/грузополучателя, и порядок исчисления оплачиваемого времени регулируются статьей 39 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее -Устав).
Таким образом, начисление компенсационной платы за задержку привлеченных вагонов по Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590, как и в правилах Тарифного руководства N 2 для вагонов общего парка, включает фактическое время нахождения вагонов при наличии задержки подачи-уборки вагонов, если они не зависят от перевозчика и владельца инфраструктуры общего пользования.
При этом УЖТ РФ и другими нормативными документами Российской Федерации не предусмотрена связь между порядком начисления платы (компенсационной платы) за пользование вагонами/контейнерами и сроком доставки вагона/контейнера по перевозочному документу.
Таким образом, в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации перевозка железнодорожным транспортом общего пользования и задержка подачи вагонов под погрузку/выгрузку являются разными услугами, с отдельными правилами их оформления и тарификации, установленными государственными органами регулирования.
В отличие от правил начисления платы за пользование вагонами общего парка, ОАО "РЖД" было принято решение не начислять компенсационную плату за привлеченные вагоны, если эти сутки пользования вагоном учтены в перевозочном документе и входят в стоимость провозной платы.
В адрес ЮВУ ВОСО повторно направлены обращения от 11.12.2020 N ИСХ8568/ЮВ ТЦФТО, от 21.01.2020 N ТЦФТОор-04/302 для подписания и согласования (акцепта) платы за пользования привлеченным подвижным составом при подаче в размере 222 082,28 рублей.
ЮВУ ВОСО частично признал задолженность и акцептовал сумму 66 523,20 руб.
Оставшаяся сумма задолженности в размере 155 559,08 руб. ответчиком не оплачена.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы отклоняет по следующим мотивам.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что оплата не была произведена, поскольку вагоны, перечисленные в жалобе, поданы на железнодорожный путь необщего пользования с опозданием.
Нормами ст. 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также п.14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 7 августа 2015 г. N 245, грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Учитывая, что срок доставки включает в себя сутки подачи вагонов на ж.д. пути необщего пользования и вагоны после выгрузки возвращены перевозчику в эти же сутки, начисление компенсации либо платы за привлечение подвижного состава в сутки за пределами срока доставки является неправомерным.
Однако данный довод не может быть принят во внимание, поскольку ни УЖТ РФ, ни другими нормативными документами Российской Федерации не предусмотрена связь между порядком начисления платы (компенсационной платы) за пользование вагонами/контейнерами и сроком доставки вагона/контейнера по перевозочному документу.
Доводы жалобы с иным толкованием законодательства, не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы, но не взыскиваются, поскольку Министерство обороны РФ освобождено от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2021 года по делу N А40-123570/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123570/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ