город Ростов-на-Дону |
|
13 января 2022 г. |
дело N А32-20225/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ООО "ВНЕШТОРГЛЕС", посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Горейши С.А. по доверенности от 01.03.2021;
от Новороссийской таможни, посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Панченко В.В. по доверенности N 04-38/288 от 01.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВНЕШТОРГЛЕС"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.09.2021 по делу N А32-20225/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВНЕШТОРГЛЕС"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным решения об отказе в выпуске товара по таможенной декларации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВНЕШТОРГЛЕС" (далее - ООО "ВНЕШТОРГЛЕС", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным действие таможни, выразившееся в отказе в выпуске товара по декларации на товары (далее - ДТ) N 10317120/010421/00043547.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при учете условия необходимости контроля вывоза лесоматериалов должностными лицами таможенных органов с использованием ЕГАИС "Лес" указание производителя товара является условием соблюдения запретов и ограничений - в данном случае сопоставления сведений декларации на товары N 10317120/010421/0043547 и декларации о сделках с древесиной N 0002036400029765005919028805 (указана в 44 графе ДТ).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВНЕШТОРГЛЕС" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что в таможню были представлены письменные пояснения о том, что производитель товара неизвестен. Поставщики общества сообщили, что сведения о производителе товара являются конфиденциальными и относятся к финансово- хозяйственной деятельности и не могут быть разглашены третьим лицам. Ни одним нормативным актом РФ или договором поставки с контрагентами, обязанность знать изготовителя товара на общество не возложена. Приобретенный пиломатериал по сделке купли-продажи был зарегистрирован в программе "ЛесЕГАИС", где государственными органами ведется и контролируется учет древесины, начиная с вырубки деревьев и заканчивая продажей древесины конечному покупателю. Сведения о том, у кого поставщики прибрели пиломатериал, доступны только государственным органам по номеру Декларации о сделке с древесиной (далее - ДСД), которая была приложена к документам по выпуску ДТ. Внесение изменений (дополнений) в графу 31 ДТ сведений об изготовителе (производителе) товара, исходя из внесенных изменений в пн.14 п.18 раздела III Порядка заполнения декларации на товары (абз. введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2020 N 67 (вступил в законную силу с 01.02.2021)) сведения о производителе (изготовителе) товара указываются лишь при наличии таких сведений. В случае если указанная информация отсутствует, декларанту необходимо указывать информацию об ее отсутствии, что и было сделано обществом. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обществом не были выполнены требования таможни и сведения, заявленные в спорной ДТ, или предоставленные сведения основаны на недостоверной и документально неподтвержденной информации, а также таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих по номеру Декларации о сделке с древесиной увидеть цепочку от производителя товара до конечного покупателя, в то время как декларант надлежаще оформленными документами, пояснениями, подтвердил заявленные в ДТ сведения, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания в выставлении требования внести в гр.31 ДТ сведения о производителе и отказывать в выпуске декларации на товары по спорной ДТ. Лесоматериал хвойных пород при вывозе с территории таможенного союза не облагается таможенными платежами.
В отзыве на апелляционную жалобу Новороссийская таможня просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Новороссийской таможни поступило дополнение к отзыву с приложением письма ФТС от 21.01.2021 N 23-21/025007, приказа Новороссийской таможни N 101-КМ от 28.01.2021.
От ООО "ВНЕШТОРГЛЕС" поступило дополнение к отзыву на возражения таможни, в котором общество поддерживает свою правовую позицию с учетом дополнений.
В судебном заседании представитель ООО "ВНЕШТОРГЛЕС" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Новороссийской таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения внешнеэкономического контракта от 19.12.2019 N 19/12/19, заключенного между обществом и компанией KOHAN CHOOB PISHGAM ИР Иран (покупатель), осуществлено декларирование по ДТ N 10317120/010421/00043547 вывозимого из Российской Федерации товара, классифицируемого кодами 4407129100, 4407129800 ТН ВЭД ЕАЭС, - лесоматериал хвойных пород (товар) в количестве 265,53 куб. м, из которых: породы ель - 102,28 куб. м, породы пихта - 163,25 куб. м, базис поставки - Астрахань.
Таможенный орган, установив, что в графе 31 ДТ 10317120/010421/00043547 отсутствуют сведения о производителе товара, вынес 02.04.2021 требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, в котором указано на необходимость внести в ДТ сведения о производителе товара.
В связи с отказом поставщиками ООО "Диарет" и ООО МП "Камлес" в адрес общества в предоставлении сведений о производителе товара, поскольку сведения являются конфиденциальными о финансово-хозяйственной деятельности и составляют коммерческую тайну, общество сообщило таможне о невозможности представления испрашиваемой информации.
Таможенный пост Новороссийский 11.04.2021 оформил уведомление об отказе в выпуске товара по ДТ N 10317120/010421/00043547 (экспорт) на основании пп. 2 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС в связи с невыполнением требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 112 ТК ЕАЭС.
Полагая, что действия таможни по отказу в выпуске товара являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с этим Кодексом.
На основании статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру, таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, таможенное декларирование осуществляется в электронной форме с использованием таможенной декларации.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования, таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - Инструкция).
Согласно подпункту 29 пункта 15 Раздела II "Порядок заполнения ДТ на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию" Инструкции в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Согласно подпункту 14 пункта 18 Раздела III "Порядок заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории" Инструкции в графе 31 декларации на товары при экспорте товара сведения вносятся в графу в порядке, установленном для заполнения графы 31 ДТ раздела II Инструкции, с учетом особенностей, в том числе: в Российской Федерации дополнительно к сведениям, указанным под номером 1, при наличии сведений о производителе (изготовителе) товара указываются налоговый номер производителя (изготовителя) товара (в соответствии с пунктом 14.1 настоящего Порядка) и код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Если в качестве производителя (изготовителя) товара выступает иностранное лицо, а также лицо, зарегистрированное в ином государстве - члене Союза, чем государство - член Союза, таможенному органу которого подается ДТ, налоговый номер и код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) не указываются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 N 923 в перечень стратегически важных ресурсов включены, в том числе лесоматериалы (код ТН ВЭД ЕАЭС 4401, 4403, 4404, 4407, 4408).
В рассматриваемом случае обществом при декларировании товара заявлен код ТН ВЭД ЕАЭС 4407. Экспортируемый товар - лесоматериал хвойных пород относится к стратегически важным ресурсам.
Согласно подпункту 9 пункта 5 Стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений), утвержденной приказом ФТС России от 18.08.2015 N 1677, таможенный орган осуществляет по декларируемому товару контроль по соблюдению запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством.
В силу пункта 2 части 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, а, следовательно, и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В рассматриваемом случае таможенным органом осуществлена проверка соблюдения требований по перемещению через государственную границу стратегически важных товаров и ресурсов, классифицируемых в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" установлены ограничения, выразившиеся в запрете транспортировки древесины и вывоза ее из Российской Федерации до 1 января 2023 года в следующих случаях:
1) если объем древесины, указываемый в договоре, сопроводительном документе, а в случаях заключения внешнеторговой сделки с древесиной в декларации о сделках с древесиной, превышает объем древесины, учтенной у лица, являющегося собственником древесины, в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней;
2) если видовой (породный) и (или) сортиментный состав древесины, указываемый в договоре, сопроводительном документе, не соответствует видовому (породному) и (или) сортиментному составу древесины, учтенной у лица, являющегося собственником древесины, в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней.
Представитель таможенного органа пояснил, что поскольку таможня осуществляет контроль за соблюдением запретов и ограничений при экспорте лесоматериалов, то требовалось установить соответствие наименования и объема произведенного товара с экспортируемым, проследить движение древесины от места ее заготовки до лица, осуществляющего таможенное декларирование древесины.
Из материалов дела следует, что обществом при декларировании были представлены, в том числе:
- копия внешнеэкономического контракта N 19/12/19 от 19.12.2019, дополнение к контракту N 8 от 01.04.2021, INVOICE (счет фактура);7/21 от 01.04.2021,
- спецификация на товар N 7 от 01.04.2021,
- протокол испытаний N 139 от 01.04.2021, протокол испытаний N 138 от 0104.2021,
- декларация о сделке с древесиной N 002005919028805003019025854 (ЕГАИС) между ООО "Внешторглес" (покупатель) и ООО "ДИАРЕТ" (поставщик), декларация о сделке с древесиной N 0002005919028805005919027840 между ООО Внешторглес" (Покупатель) и ООО МП "КАМЛЕС" (поставщик),
- письмо (исх.N 2 от 01.04.2021) ООО "Внешторглес" о предоставлении в таможенный пост Новороссийский оригинала коносамента до 30.07.2021.
Спорный товар учтен в системе "ЛесЕГАИС", которая является единой государственной автоматизированной информационной системой, предназначенной для контроля производства, импорта, экспорта и внутренней продажи древесины, в том числе и пиломатериалов. Указанное таможенным органом не оспаривается.
Таможня пояснила, что проверить наименование и объем вывозимого товара в указанной системе возможно по первоначальной ДСД, если известен производитель.
При входе в систему "ЛесЕГАИС" во взаимосвязанные ДСД таможней с учетом представленной информации обществом при декларировании было установлено, что поставщики в адрес общества ООО "Диарет" и ООО МП "Камлес" приобрели товар у иных лиц и в различных объемах, в том числе имеются поставки объемом 40 м3, что меньше заявленного товара. В связи с изложенным, сопоставить у кого конкретно был приобретен товар поставщиками общества, а следовательно сопоставить объемы поставок товара, таможня не смогла. Также таможня не смогла проверить товар по наименованию.
Таким образом, отсутствие сведений о производителе товара не позволяло таможне произвести проверку соблюдения надлежащим образом ограничений при экспорте лесоматериалов.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений данного Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах (пункт 4 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Учитывая изложенное, таможенным органом обоснованно 02.04.2021 выставлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, в котором указано на необходимость внести в ДТ сведения о производителе товара.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если не выполнены требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 названного Кодекса.
Несоблюдение обществом требований таможни о предоставлении сведений о производителе товара, которые позволили бы таможне произвести проверку соблюдения запретов и ограничений при экспорте лесоматериалов в части отсутствия превышения объема древесины, учтенной у производителя в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней и вывозимой за территорию Российской Федерации, явилось основанием для принятия в порядке подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС уведомления об отказе в выпуске от 11.04.2021.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконными действий таможни, выразившихся в отказе в выпуске товара по декларации на товары (далее - ДТ) N 10317120/010421/00043547 и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка на то, что согласно разделу III "Порядок заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории" Инструкции в графе 31 декларации на товары при экспорте не требовалось обязательное указание производителя, судебной коллегией не принимается.
Как указано выше, таможенный орган обязан был осуществить контроль соблюдения запретов и ограничений при экспорте лесоматериалов. Поскольку без сведений о производителе товара сопоставить наименование и объемы товара, учтенного у производителя и вывозимого за территорию Российской Федерации не представлялось возможным, таможня обоснованно указала на необходимость представления соответствующей информации.
Доводы о том, что спорный товар учтен в системе "ЛесЕГАИС" и таможенный орган самостоятельно мог осуществить проверку по наименованию и объему товара, а также, что общество не владело сведениями о производителе и не могло представить такие сведения, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обществом не были выполнены требования таможни и сведения, заявленные в спорной ДТ, или предоставленные сведения основаны па недостоверной и документально неподтвержденной информации, а также таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих по номеру Декларации о сделке с древесиной увидеть цепочку от производителя товара до конечного покупателя, в то время как декларант надлежаще оформленными документами, пояснениями, подтвердил заявленные в ДТ сведения, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания в выставлении требования внести в гр.31 ДТ сведения о производителе и отказывать в выпуске декларации на товары по спорной ДТ, судебной коллегией не принимаются.
Выпуску подлежал товар, по которому уполномоченное на контроль лицо могло установить соответствие наименования и объема произведенного товара с экспортируемым, проследить движение древесины от места ее заготовки до лица, осуществляющего таможенное декларирование древесины.
В данном случае таможенному органу, представленные при декларировании сведения не позволяли осуществить полную проверку, иного в материалы дела сторонами по делу не представлено.
В свою очередь декларант, действуя разумно, понимая, что осуществляется экспорт стратегически важных товаров и ресурсов, в отношении которых введены запреты и ограничения по учету объемов реализуемого товара, должен был принять меры по обеспечению и предоставлению таможне соответствующих сведений о товаре. В данном случае наличие регистрации договора, заключенного в системе "ЛесЕГАИС" было недостаточно.
Ссылка на то, что лесоматериал хвойных пород при вывозе с территории таможенного союза не облагается таможенными платежами, не принимается, поскольку в данном случае осуществлялся контроль не по уплате таможенных платежей, а по соблюдению обществом запретов и ограничений в отношении экспортируемого товара.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2021 по делу N А32-20225/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20225/2021
Истец: ООО "ВНЕШТОРГЛЕС"
Ответчик: Новороссийская таможня